4 июня 2023, воскресенье, 05:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 августа 2022, 16:15

«Всегда мои плакаты отражали ситуацию в поселке и стране»

Александр Правдин. Фото — из личного архива
Александр Правдин. Фото — из личного архива

27 июля активиста из поселка Сиверский (Ленинградская область) Александра Правдина задержали по статье о возбуждении ненависти (Статья 20.3.1 КоАП РФ). Поводом стала фотография с самодельным плакатом «Русские, вы нелюди». Об этом Полит.Ру сообщил сам Правдин. Полиция также задержала его жену Гулю.

Это — не первый протест Правдина. С начала спецоперации на территории Украины он активно высказывается против действий властей, проводит пикеты и перфомансы. У Правдина есть целый сквер со скульптурами: на них он и другие местные жители вывешивают плакаты на злобу дня.

Александру 73 года. В прошлом он врач-психиатр, много лет заведовал областной больницей под Гатчиной.

Полит.Ру поговорил с Правдиным о том, почему он стал рисовать плакаты, как относятся к этому местные жители и почему он не боится говорить, несмотря на давление местной администрации.

***

25 июля был день памяти Высоцкого. Я обычно делаю плакаты к определенным датам: и я вспомнил, что у него была прекрасная строчка: «Идут по Украине Солдаты группы “Центр”». Я узнал о ней впервые, когда учился в медицинском вузе — мне в руки случайным образом попала книжка стихов. Эту строчку отказались печатать в типографиях, пришлось делать плакат от руки. Вы представляете какой страх в людях сейчас? Они отказались ее печатать только из-за слова «Украина». Народ всего сейчас боится.

Я много лет живу уже в Сиверском, под Гатчиной в Ленобласти. Меня распределили сюда после окончания мединститута по специальности психиатрия. Наблюдаю здесь за людьми: как так получилось, что к нам вернулся этот страх? Мне как психиатру это даже удивительно.

С чего началась ваша «стенгазета»? Вернее, ее так шутливо называют неравнодушные жители, потому что плакаты сделаны на злобу дня…

Моя стенгазета началась с вороны, которую администрация района впоследствии «уворовала». На ней мы стали размещать самые первые плакаты. В конце 1990-х я еще построил здание в псевдоготическом стиле, много лет что-то пытался благоустроить в нашем поселке.

В 2020 году я разместил первый плакат, он был посвящен «обнулению». И после этого я практически каждый день что-то вешал. После этого меня первый раз доставили в отделение полиции: тогда просто грозились выписать штраф. Мои политические взгляды стали оппозиционными, и я стал открыто высказывать свою позицию после присоединения Крыма.


Плакат Александра Правдина ко дню памяти Высоцкого, фото — из личного архива

Всегда мои плакаты отражали ситуацию в поселке и стране. Властей стало очень задевать, что начал писать такие плакаты как «Дима — вор». А главу администрации зовут Дмитрий Сергеевич… Вот вроде говоришь, что этот плакат не о нем, а все жители поселка понимают, что он действительно вор.

Как отреагировали местные жители? Они это как-то поддержали?

Все были очень заинтересованы. Это же не Москва — у нас такого творчества мало. Многие даже фотографировались около этой вороны. Было много споров выкладывать это в интернет или нет. В итоге, все закончилось тем, что мне власти просто начали блокировать доступ в интернет.

Сейчас все дошло до того, что даже сотрудники ФСБ стали меня просто пасти. Они злятся, что есть поддержка: даже Александр Невзоров (признан Минюстом иностранным агентом) публиковал мой плакат: «Ты не Петр I – ты Адольф II». После начала спецоперации мне даже звонили из Ижевска. Многие жители Сиверского подходят ко мне и тихонько благодарят, чтобы никто не слышал.

Сквер получился очень уютным, часто тут гуляют и отдыхают, и администрацию это злит. Многие местные скульпторы делали статуи специально для этого места…


Раньше на камне стояла ворона, которой и «держала» плакаты. Потом ворона загадочно исчезла. Фото — из личного архива Александра Правдина

Вы не боитесь так открыто вступать в конфликт с властями?

Сейчас мне очень тяжело, меня все норовят снова привести в отделение полиции. И все это так настойчиво: они меня выискивают. Неделю назад мне перегородили дорогу машиной, прямо как в американском боевике. И я уперся в этот полицейский уазик. Оттуда вышла бесформенная женская фигура: и видимо, сгоряча вручила повестку на заседание. Это было 13 часов дня 19 июля, а потом я прочитал в повестке, что заседание было в тот же день, но в 10 часов утра!

Все бы ничего — она меня снова выловила в магазине вчера и начала выспрашивать, почему я не пришел на заседание. Поэтому после начала спецоперации я почти не выхожу из дома. Так плакат с Высоцким кто-то снял… Многие спрашивают, а зачем мне это все? У меня же все отобрали почти. Тот пятачок, где находится сквер, уже скоро будет не мой… Решение вступит в силу 28 июля. Но на удивление суд обязал сохранить благоустройство этого сквера.

Власти начали преследовать вас до 24 февраля?

Да, это началось раньше: я выступал против фальсификаций на выборах, в поддержку Фургала, было много поводов… Но не было такого жесткого преследования, как это началось со спецоперацией. Тогда я мог более-менее свободно выражать свое мнение.


Плакат Александра Правдина — обращение к Петру I, фото — из личного архива

А в чем это проявляется?

Раньше они могли сорвать плакат и ничего не сказать. А сейчас такая открытая агрессия… Я сначала не понимал, хотя много лет проработал психиатром. И предмет, казалось, знаю. Ощущение, как будто население в каком-то бреду. Люди стали такие злобные… С начала СПО я потерял многих своих друзей.

Вы говорили про доносы, на вас их пишут местные жители?

Пишут местные жители, приезжали даже люди из Москвы, как они представились… Одного звали Никита Сергеевич, тут сложно не запомнить. И они тогда настояли на том, чтобы я все это начал сворачивать. Добавили, что «жалко, не 37-й год сейчас на дворе».

Я тогда спросил могу ли писать хотя бы религиозные, а не политические плакаты? Мне ответили, что я тогда должен идти в церковь. Я сделал один на Иоанна Предтечу. Это такой эзопов язык, прямо как во времена моей молодости. Сейчас очень тяжело жить. Власти даже камеру поставили перед камнем, на который вывешивают плакаты. Какие-то висят несколько часов, какие-то больше… Это какая-то злоба в людях. Эффект, как у больного, переболевшего психозом. Я много лет занимался работой в больнице. Только в конце 1990-х ушел в предпринимательство.


Плакат Александра Правдина, фото — из личного архива

Хотелось ли вам когда-нибудь уехать из страны?

Мне 73 года… Во времена Советского Союза я как-то попал в западную Германию. Это был 1983-й год. Меня пригласили поработать врачом на Чемпионате мира по хоккею. Я когда увидел эти дороги, эти BMW… меня это все поразило. Супруга у меня была учительницей тогда, а сыну — десять лет. Поэтому я не мог не вернуться в Сиверскую, серую, с убогими дорогами… Если бы мне было лет тридцать пять, то да, наверное, я бы уехал. К тому же надо иметь какое-то состояние чтобы туда уезжать… Хотя может быть и уеду, хотя и жаль всего что сделал здесь за 50 лет.   

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.