Сразу оговорюсь: нет, я не собираюсь здесь высказывать какое-то отношение к прозе Захара Прилепина. Во-первых, я не критик, а во-вторых, у него есть свой читатель, которому книги Прилепина нужны. И хорошо. И пусть цветут сто цветов, даже если нам с вами аромат, который иные цветы издают, не особенно нравится.
Я — про ГРАД («Группу по расследованию антироссийской деятельности», созданную Прилепиным и его коллегами по партии). Начали мощно: провели заседание в Думе, составили списки врагов, пообещали «выявлять механизмы иностранного влияния в сфере культуры»… Но в итоге вместо града вышел какой-то пук: на борцов за чистоту рядов набросились не только разнообразные либералы (это ожидаемо), но и потенциальные единомышленники. Кроют инициативников последними словами, обвиняют в стремлении «приватизировать народный гнев», и даже намекают, что за ГРАДом тоже стоят некие «враги России».
Тяжело, кстати, жить путинскому патриоту — под каждым кустом враги России.
Реакция эта удивляет только на первый взгляд: право составлять списки «неверных» — мощный ресурс, за ним реальная власть, желающих много. А раз прочие желающие пошли на Захара в атаку — значит, и старшим товарищам его идея не нравится. Значит, либо саму идею считают преждевременной, либо отставного политрука — не вполне достойным… Вот и дали команду «фас».
К тому же, появились обидные слухи: якобы, некоторым фигурантам прилепинского списка звонили от имени ГРАДа и предлагали за скромное вознаграждение из списка исключить… Моим, впрочем, знакомым, которые в списке оказались, не звонили и не предлагали. Некоторые даже обижаются.
В общем, активистам пришлось оправдываться: на сайте организации теперь написано, что участников «объединяет желание исправить кадровую политику государства в сфере культуры, чтобы чиновники и бизнес прекратили подпитывать творческую элиту с антигосударственной позицией». Речь, то есть, не о вмешательстве в творческий процесс, а о том, чтобы не допустить до государственных денег врагов отечества. Рулить градовики хотят не смыслами, а финансами. Желание понятное.
А теперь скажу странную вещь: желание еще и оправданное. Вернее, нет, это не совсем точная формулировка. Государство давно уже стремится превратить культуру в подвид пропаганды. Хочешь грантов и субсидий — выдавай «патриотический продукт». Не хочешь кривляться под начальственную дудку — ну, не обессудь…
Вся деятельность Владимира Мединского в бытность его министром культуры была направлена именно на это. Но у Мединского до конца не получилось: время все-таки было не совсем подходящее. И, конечно, сами деятели культуры в меру сил, подключая связи, противостояли… Обижались, клеймили государство и шли к государству за деньгами.
А теперь вот время другое, время подходящее. Нынешний министр культуры Ольга Любимова, возможно, ничего такого и не хочет, но от ее желаний совсем уже ничего не зависит.
То, что сейчас российское государство делает, — это не какой-то случайный эксцесс. Именно для этого оно и строилось. Оно на пике, оно переживает свой расцвет. И если высокодуховные творцы продолжают брать у него деньги (а многие продолжают) — значит, они действия государства поддерживают.
Это очень простое рассуждение. Не бывает по-другому, не будет уже «как раньше», при этом режиме — точно не будет. Открытый протест — дело личного выбора, но стратегия фиги в кармане выглядит совсем уж убого. Можно соучаствовать, можно нет, это тоже выбор, но надо быть честным хотя бы с собой, надо понимать, что это именно соучастие. Теперь так.
Возвышенные творцы понимать не хотят — что ж, может быть, хоть Захар Прилепин или те продолжатели его дела, которых государство назначит составлять списки «неправильных людей», донесут до возвышенных творцов очевидные вещи.
Ценное — выживет. Уж мы-то в России знаем, что выживет. Остальное — … «Остальное — молчание», как говаривал Гамлет. Вообще, романтические ведь времена наступают: культурная работа из способа обеспечить себе веселую и нетяжелую жизнь опять превращается в миссию.