Почему мужчины делают это. Корни сексуального обмана, домогательств и насилия

Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет книгу профессора психологии Техасского университета Дэвида Басса «Почему мужчины делают это. Корни сексуального обмана, домогательств и насилия» (перевод Ольги Корчевской).

Конфликт полов нашел отражение в религиозных догматах — от заповеди о жене ближнего до установления взаимных сексуальных обязательств супругов. Созданные под его влиянием своды законов предписывают, кто и с кем может или не может заниматься сексом. Его проявления формируют нашу сексуальную мораль, определяя, что должно вызывать у нас восторженное одобрение, а что — презрительное осуждение. Порождаемые им двойные стандарты широко распространены даже в самых сексуально эгалитарных культурах планеты. Но, хотя все мы сталкиваемся с сексуальными конфликтами, большинство из нас видит лишь верхушку айсберга: обман на свидании, неблаговидные похождения политика, медленное разрушение некогда счастливого брака, жестокий разрыв романтических отношений. Книга «Почему мужчины делают это» показывает, что война полов — нечто куда более глубокое и глобальное, чем мы думаем. Дэвид Басс раскрывает механизмы этого явления, сложившиеся в ходе длительных эволюционных изменений нашей сексуальной психологии, формулирует новую единую теорию сексуальных конфликтов и одновременно предлагает практические советы мужчинам и женщинам, которые предпочли бы эти конфликты избежать.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Тайна конфликта полов

Мужчины и женщины нуждаются друг в друге. Взаимодействие — главная составляющая успешной репродукции человека. Мы влюбляемся, выбираем друг друга, соглашаемся на секс и иногда связываем себя с любимым человеком долгосрочными обязательствами. Если у нас рождаются дети, каждый из партнеров в равной степени заинтересован в их благополучии. Учитывая естественные адаптивные преимущества сотрудничества, конфликт полов становится загадкой, требующей объяснения.

Возьмем самый простой пример: чем отличаются мужской и женский взгляды на то, сколько времени должно пройти после первого свидания до секса? Женщинам часто требуется больше времени, чтобы оценить достоинства партнера. Качества, которые идут в зачет партнерской ценности мужчины, — внимательность, предполагаемое повышение статуса в будущем, надежность, здоровье, чувство юмора, существующие обязательства, семейные связи, хорошие гены — не поддаются точной оценке с первого взгляда. Физическую привлекательность, важный компонент партнерской ценности для обоих полов, можно оценить за миллисекунды, но в мужчинах она ценится меньше, чем в женщинах. Более того, ошибки в выборе полового партнера женщинам обычно обходятся дороже, чем мужчинам. Женщины рискуют забеременеть от нежеланного партнера или в неподходящее время, с более высокой вероятностью заразиться инфекцией, передающейся половым путем, серьезно испортить репутацию. Да, двойные стандарты до сих пор существуют, даже в странах с самым высоким уровнем гендерного равенства, таких как Швеция или Норвегия. Основываясь исключительно на асимметричных рисках, женщины и мужчины разошлись в представлениях об оптимальном промежутке времени, которое должно пройти до секса (см. ниже).

 

Во всех случаях, когда существуют конфликтующие оптимальные условия для секса, каждый из полов будет адаптироваться к конфликту, чтобы, воздействуя на партнера и манипулируя им, приблизиться к собственному оптимуму. Один ученый сравнил это с ситуацией, когда двое, вцепившись в руль автомобиля, пытаются направить его каждый в свою сторону и вынуждены сопротивляться усилиям соперника.

Часть приемов, которым обучают на курсах пикапа для мужчин, ориентирована именно на сокращение времени до секса. Одна школа пикаперов рекомендует за вечер сводить женщину в семь разных мест, чтобы создать у нее психологическую иллюзию, будто бы прошло больше времени, чем на самом деле. Эпизодические данные свидетельствуют о том, что женщины раскусили этот прием, и некоторые соглашаются на свидание, а затем уходят, улыбнувшись и помахав на прощание.

Теперь добавим еще несколько примеров конфликтующих оптимальных условий.

  • Предпочтительный уровень эмоциональной близости перед вступлением в половую связь.

  • Ложные сигналы о партнерской ценности от мужчин, симулирующих признаки более высокого статуса.

  • Ситуация, когда женщина ищет работу, а ее потенциальный работодатель — возможность заняться сексом.

  • Разногласия по поводу регулярности секса с постоянным партнером.

  • Конфликт из-за секса вне отношений.

  • Ситуация, в которой приходится скрывать от партнера банковские счета или кредитные карты.

  • Решение по поводу того, разойтись или остаться вместе.

  • Обсуждение вопроса, будут ли партнеры продолжать заниматься сексом после разрыва отношений.

Примеров расхождений между оптимальными условиями для каждого из партнеров множество. Конфликт интересов возникает уже тогда, когда мужчина и женщина впервые встречаются на брачном рынке или в интернете. Но и с образованием пары конфликт не прекращается. Не прекращается он и после расставания. Эта книга раскрывает основные конфликты интересов полов в каждой из трех фаз их взаимодействия. Прежде всего необходимо объяснить, почему вообще существует конфликт оптимальных условий у такого в высшей степени склонного к коммуникации биологического вида, как наш, представители которого, женщины и мужчины, нужда- ются друг в друге для успешного продолжения рода.

Борьба за женское тело

Понимание природы конфликта полов приходит с осознанием, что существует борьба за женское тело. Эволюционные биологи считают, что всё начинается со сперматозоида и яйцеклетки. Мужской организм производит миллионы сперматозоидов, представляющих собой уменьшенный пакет ДНК и оснащенных хвостиком для активного движения, и пополняет их количество каждый час. У женщины всего несколько сотен жизнеспособных яйцеклеток, больших и наполненных питательными веществами, которыми она овулирует в течение репродуктивного возраста, причем количество яйцеклеток не восполняется.

Каждая яйцеклетка окружена толстой внешней оболочкой, сквозь которую должны пробиться крошечные сперматозоиды, чтобы успешно яйцеклетку оплодотворить. За редким исключением, цели достигнет только один из десятков конкурирующих сперматозоидов. Женская избирательность проявляется даже на таком уровне. Это явление называется скрытым выбором самки: яйцеклетка впускает только избранного, после чего «закрывает магазин» для всех остальных, предотвращая полиспермию. С момента зачатия, когда один крошечный сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, богатой питательными веществами, женщина уже вносит гораздо больший вклад, чем мужчина.

Непропорциональность вклада на этом не заканчивается. Именно женщина вынашивает оплодотворенную яйцеклетку внутри своего тела. Именно женщина через плаценту передает питательные вещества из своего организма развивающемуся эмбриону. Именно женщина страдает от тошноты во время беременности — этот приспособительный механизм помогает исключить продукты, содержащие опасные для эмбриона токсины и патогены. Именно женщина страдает от возросшей нагрузки на позвоночник из-за смещения центра тяжести вперед, что ограничивает ее подвижность и делает более уязвимой к падениям и травмам. Именно женщина вынашивает плод в течение полных девяти месяцев беременности, поразительно долгого срока по сравнению с большинством млекопитающих. И именно женщина кормит младенца сначала молозивом, которое содержит основные ингредиенты, помогающие новорожденному сформировать сильную иммунную систему, а затем грудным молоком (лактация, как правило, продолжается в течение нескольких лет после рождения), передавая метаболическую энергию из своего организма ребенку.

Иными словами, женское тело благодаря серьезному вкладу, обязательному для репродуктивной биологии человека, стало чрезвычайно ценным репродуктивным ресурсом для мужчин. Женское тело, которое принимает генетический материал мужской ДНК, присоединяет к нему собственную ДНК, с самого начала вынашивает плод, кормит его в течение девяти месяцев, а после рождения защищает иммунитетом и в течение нескольких лет продолжает обеспечивать питанием, — это на удивление щедрый репродуктивный актив. Теоретики феминизма справедливо отмечают, что мужчины объективируют женское тело и что сексуальная объективация влечет за собой различные последствия для женщин, от расстройств пищевого поведения до дискриминации при приеме на работу и продвижении по службе. Однако необходимо объяснить, почему многие мужчины имеют психологическую склонность к объективации женщин. Главная причина в несимметричности вклада в репродуктивную биологию наряду с различиями в сексуальной психологии, менявшейся параллельно с биологией размножения.

С точки зрения холодного расчета мужское тело для размножения представляет меньшую ценность. Возможно, неравенство полов и началось с того, что сперматозоиды — товар дешевый, а яйцеклетки — дорогой, однако на этом оно не закончилось. Действительно, половой дисбаланс, присутствующий у всех млекопитающих, у человека усугубился из-за объема и продолжительности вложений женщины. Неравный вклад полов в репродуктивную биологию способствовал появлению различий в сексуальной психологии. Это, в свою очередь, дает ключ к пониманию того, почему женское тело стало главным полем сражения в войне полов.

Необычный пример племени тиви из Северной Австралии: женщины как валюта

Убедительную иллюстрацию борьбы за женское тело дает превосходное этнографическое исследование племени тиви, аборигенов с островов Мелвилл и Батерст, расположенных на расстоянии двадцати пяти миль от побережья Северной Австралии. Тиви прибыли на острова из Южной Азии на каноэ или лодках как минимум двадцать, а скорее всего, сорок тысяч лет назад, еще до появления таких культурных изобретений, как лук и стрелы, глиняная посуда и сельское хозяйство. Слово «тиви» означает «люди», потому что тиви делили мир на истинных людей и всех остальных.

Хотя брачные предписания или законы существуют во всех культурах, традиции тиви были в высшей степени необычными: независимо от возраста или обстоятельств все женщины, от самой младшей девочки до самой старой бабушки, должны были выйти замуж. Первым способом заключения брака было дарение младенца. Как только рождалась девочка, муж женщины, родившей ребенка, имел право подарить дочь в жены другому мужчине. Дарение не было случайным, дарители учитывали множество факторов. Иногда мужчина отдавал свою дочь союзнику или потенциальному союзнику — тому, кто мог в ответ подарить жену ему самому. В других случаях дарением возвращался долг человеку, который ранее уже дарил жену. Часто мужчины внимательно изучали претендентов, выискивая перспективных — хороших охотников, которые могли со временем стать «большими людьми», обладающими властью и влиянием.

Среди получателей дара редко встречались те, кому меньше сорока лет, поскольку у пожилых мужчин социальный статус был выше; это приводило к большой разнице в возрасте между мужем и женой. Девочки оставались в родной семье до достижения половой зрелости, примерно до четырнадцати лет, после чего переходили в семью мужа и приступали к обязанностям жены: собирательству, приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства и деторождению.

Мужчины племени внимательно следили за теми, кому другие дарили невест. Тиви мог оставаться одиноким до сорока лет и только потом обзавестись первой женой. Другие мужчины, полагая, что статус и влияние жениха быстро вырастут, могли следом подарить ему маленькую дочь. У холостяка внезапно могло появиться несколько невест. В прошлом у тиви нередко мужчины за свою жизнь имели дюжину или более жен, хотя не обязательно в одно и то же время, поскольку мужу приходилось ждать, пока каждая из них достигнет репродуктивного возраста, чтобы присоединиться к семейству. У одного мужчины по имени Туримпи было больше двадцати жен. При такой брачной системе многие мужчины оставались вовсе без жены. Эта экстремальная полигиния, или репродуктивный перекос, как называют явление эволюционные биологи, в традиционных племенах охотников-собирателей встречалась редко. В большинстве «большой человек» — многоженец имел не более трех-четырех жен.

Большая разница в возрасте супругов у тиви порождала проблему: старики умирали, оставляя после себя вдов. Но поскольку по закону все женщины тиви обязаны были находиться замужем, появился обычай второго брака, или повторного замужества вдовы. Благодаря этому некоторые мужчины могли обзавестись первой женой. Хотя более желанные молодые женщины доставались союзникам или тем, кто быстро завоевывал влияние в обществе, со вдовами старшего возраста дело обстояло иначе. Антропологи затрудняются точно определить, кто принимал решение о повторном замужестве вдовы. Судя по всему, право голоса имели братья мужа, другие родственники и сама вдова. Вдовы ценились, и получить в жены бывшую вдову было в некоторой степени престижно, главным образом потому, что у многих соплеменников вообще не было жен.

Поскольку брачные обычаи тиви оборачивались большой разницей в возрасте между мужем и женой, а женщин обычно привлекали мужчины старше лишь на несколько лет, а не на десятки, возникали проблемы. Молодым женам нравились мужчины одного с ними возраста, а не престарелые мужья. Учитывая, сколько холостяков тиви находилось на брачном рынке при буквально полном отсутствии незамужних женщин, неудивительно, что одинокие мужчины испытывали сильное влечение к молодым замужним женщинам. Как и во всех культурах, происходили тайные свидания. Разумеется, старые мужья не забывали об этом. Они с неизменным подозрением следили за молодыми мужчинами, которые оказывались слишком близко. Иногда старшие жены шпионили за младшими и рассказывали мужьям об изменах. Неверность часто разоблачалась.

Согласно обычаям тиви, прелюбодеяние считалось тяжким преступлением, совершенным молодым посторонним мужчиной против законного мужа. Для решения конфликта существовала специальная процедура, своего рода дуэль, при- чем у пострадавшего мужа было огромное преимущество. После обличения охотника за чужой женой все племя собира- лось в круг, внутрь которого ставили обвиняемого. В нескольких десятках шагов от него стоял старик в парадном одеянии и с раскрашенным лицом, вооруженный церемониальными и охотничьими копьями. Старик обращался к обвиняемому с речью, перечисляя блага, которыми он, его родственники и союзники одарили юношу с момента его рождения. Все эти добрые дела противопоставлялись подлому обману молодого человека. Спустя двадцать минут старик прекращал тираду, клал церемониальные копья на землю и начинал метать в молодого человека охотничьи копья.

Это была не игра. Охотничьи копья могли убить. Но ловкий и подвижный юноша часто уворачивался, хотя ему приходилось оставаться примерно на том же самом месте, пока в него одно за другим летели копья. Убежать было невозможно. Если в преступника долго никто не мог попасть, то к старшему присоединялись союзники и копья метали уже три или четыре человека. Уклониться от одного копья, брошенного стариком с расстояния тридцати-сорока шагов, может быть легко; от множества копий, брошенных несколькими мужчинами одновременно, увернуться практически невозможно. Лучшей стратегией для обвиняемого было прекратить уклоняться и подставить под копье руку или бедро, чтобы кровь хлынула из не относящейся к жизненно важным органам части тела, где рана быстро бы зажила. Наказание спасало честь старика, а молодому человеку позволяло остаться в племени, не подвергаясь дальнейшей расправе.

Поскольку в культуре тиви наличные расчеты отсутствовали, женщины считались основной валютой. Чтобы добиться влиятельного и привилегированного положения, мужчина тиви должен был иметь много жен. И дать жизнь многочисленным дочерям, чтобы одаривать ими других мужчин, связав их взаимными обязательствами. Он должен был уметь четко определить, в кого из мужчин лучше «инвестировать», кто с наибольшей вероятностью принесет дивиденды от даров. И жить достаточно долго, чтобы получить эти дивиденды, потому что невеста достигала репродуктивного возраста лишь через несколько лет.

Нетипичность культуры тиви проявлялась во многих отношениях: в отсутствии современных культурных продуктов; в экстремальной полигинии; в требовании ко всем женщинам, независимо от возраста, выходить замуж; в уникальном методе борьбы с изменами, которые они называли подлым совращением жен. Возможно, это единственная на земле культура, в которой не было одиноких женщин, а число рожденных вне брака детей равнялось нулю. При этом с большинством культур тиви объединяет основное убеждение, что женщины воплощают самый важный ресурс, за который соперничают мужчины. Помимо этого, с другими культурами тиви разделяют представление, что конфликты между мужчинами часто порождаются борьбой за женщин; что статус — это главное средство, помогающее мужчине привлечь или заполучить женщину в качестве жены, и наоборот, успешный брак помогает добиться более высокого статуса; что секс с женой другого мужчины является преступлением против мужа и виновный заслуживает наказания.

Культура тиви, кроме того, служит иллюстрацией нескольких ключевых форм конфликта между отдельными женщинами и отдельными мужчинами в сфере сексуальности и партнерства. Обычно муж хочет, чтобы жена хранила верность, но она временами испытывает влечение к другим мужчинам и поступает так, как приказывают чувства. Супружеская неверность распространена у тиви, как и в других культурах мира. Сексуальная ревность — основная причина конфликтов между супругами. Это универсальная эмоция, возникающая тогда, когда что-то серьезно угрожает отношениям, которыми дорожит человек. Важно отметить, что конфликты в паре влияют и на другие формы социального конфликта, например на конфликты между посторонним мужчиной и мужем, между женщинами, между крупными союзами мужчин и женщин. Одним словом, конфликт полов глубоко проникает во многие аспекты общественной жизни человека.