4 февраля 2023, суббота, 21:46
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Боевые луки. История. Эволюция. Искусство владения

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Майка Лоадса «Боевые луки. История. Эволюция. Искусство владения» (перевод Елены Мягковой).

Боевые луки были основой вооружения по всему миру с древнейших времен до XVI века, когда стало преобладать огнестрельное оружие, но даже тогда в некоторых культурах луки продолжали использоваться элитными воинами. Луки давали бойцам возможность сражаться на расстоянии и сыграли важную роль в исходе ряда самых известных сражений в истории. В своем увлекательном исследовании Майк Лоадс рассказывает о четырех самых известных в мире типах боевых луков: средневековых длинных луках, арбалетах с их механической составляющей, восточных сложносоставных луках с их разнообразными формами и асимметричном юми самураев. Автор — эксперт по историческому оружию и практикующий лучник — описывает не только технологии, которые применялись при создании луков, но и методы стрельбы, тактики сражений, предлагает современные реконструкции стрельбы и дает детализированную оценку роли этого оружия в бою. Издание предназначено для всех, кто интересуется историческим оружием.

Предлагаем прочитать начало главы, повествующей о традиционном японском луке юми.

 

Японский юми (yumi)

Кюдзюцу (kyūjutsu — искусство стрельбы из лука) — японское боевое искусство использования лука. Главным и определяющим умением класса самураев на протяжении большей части военной гегемонии японцев было именно кюдзюцу, а не кэндзюцу (kenjutsu — искусство владения мечом). Yumiya no michi (путь лука и стрелы) и kyuba no michi (путь лука и коня) — вот что определяло сущность самурая. До самого конца XVI столетия символом профессионального воина в Японии был лук, а не меч. С середины периода Хэйан (794–1185) до конца периода Муромати (1333–1573) самураи феодальной Японии были в первую очередь лучниками. Точнее, конными лучниками. Луком самураев был юми — японский длинный лук. Он имел характерную форму и конструкцию, совершенно отличную от луков других культур. Конный лучник-самурай с юми в руке атаковал в лоб, выпуская залп стрел и проносясь на полном скаку на своем быстром коне. Он был храбрым, умелым и блистательным. Конец периода Хэйан и период Камакура (1185–1833) — то время, когда он был самой важной фигурой на поле боя, и значительная часть данного короткого исследования сосредоточена именно на той эпохе. Тем не менее в культуре Японии юми до сих пор имеет такое значение, что невозможно обойти стороной его более поздние проявления в спортивных соревнованиях и в церемониалах. Продолжительная традиция связанных со стрельбой из лука ритуалов иногда может многое прояснить в военном прошлом японских луков. Именно поэтому, с целью описать долгую историю юми в соответствующем контексте, здесь затрагиваются кюдо (kyudo — путь лука) и действия конного лучника в таких церемониях, как ябусамэ (yabusame).

Меч и связанные с ним ритуалы начали затмевать лук только под влиянием Токугавы Иэясу (пр. 1603–1605). Тем не менее, несмотря на появление культа катаны (katana), лук всё еще имел большое значение. За период длительной добровольной изоляции Японии от мира многие из ритуалов стрельбы из лука были усовершенствованы и стали неотъемлемой частью японской военной культуры. Уникальный опыт изоляции Японии получил название сакоку (sakoku — закрытая страна). В 1630-х годах Токугава Иэмицу (пр. 1604–1651) издал ряд деклараций, которые привели к тому, что Япония закрыла все двери в окружающий мир. Никому не разрешалось въезжать в Японию и выезжать из нее. Это продолжалось более 200 лет, до 1853 года, когда коммодор Мэтью Перри, командовавший флотом Соединенных Штатов (так называемыми «Черными кораблями»), путем «пушечной дипломатии» заставил Японию эти двери открыть. Сакоку был периодом беспрецедентного мира, но, парадоксальным образом, именно в это время процветали и формировали свои военные традиции самураи. Поскольку эти традиции не применялись в реальных битвах, систематическая демонстрация военного искусства стала способом выражения классовой идентичности.

Тоётоми Хидэёси (1585–1591) оставил Японии в наследство жесткую классовую систему. Его указы законодательно закрепили право носить оружие только за самураями. Это правило в сочетании с сакоку, изоляцией Японии от мира, привело к тому, что страна не только не испытывала никакого внешнего влияния, но и не давала возможности продвижения по социальной лестнице. Традиционные навыки боевого искусства сохранялись, но были полностью отчуждены от реального опыта: самураи больше не принимали участия в битвах. Боевые навыки оказались забальзамированными формальностями и ритуалами до такой степени, что показались бы чем-то совершенно незнакомым самураю, который действительно сражался, скакал на коне с луком в руке, завоевывая славу в лихих стычках войны Тайра и Минамото (1180–1185). Конечно, суть yumiya no michi осталась неизменной, она продолжает существовать и в современной Японии в уникальном и великолепном наследии стрельбы из лука.

Эволюция: асимметричный лук

Асимметрия

Юми неповторим — длина, изящные изгибы, асимметрия. Ни одно обсуждение строения японского лука не может начаться, не затрагивая вопрос асимметрии. Верхнее плечо японского лука составляет две трети всей его длины. В сочетании с извилистыми изгибами эта асимметрия и создала лук, обладающий исключительной элегантностью. Возможно, на самом деле именно соображения красоты стали решающим фактором, повлиявшим на выбор формы. Fukinsei (асимметрия) — это тема, снова и снова повторяющаяся в японской эстетике. Еще одна эстетическая концепция, которая высоко ценится в Японии, связана с тем, что все предметы должны нести на себе отпечаток природного мира. Базовая форма лука напоминает упругое молодое деревце, которое естественным образом на одном конце толще, чем на другом. Чтобы сбалансировать силу плеч такого лука, его рукоятка должна быть расположена значительно ниже центра. Из этого следует, что юми воплощает идею лука в его наиболее естественном, необработанном и примитивном состоянии.

Изображение охотника с асимметричным луком появляется на dokatu, разновидности церемониального колокола, датирующейся периодом Яёй (250 до н. э. — 330 н. э.). Китайский текст III века, Gishi Wajin-den, сообщает, что люди с островов Японии используют «деревянные луки, у которых верхнее и нижнее плечо разной длины». Не только японцы отдавали предпочтение асимметричным лукам: большинство сложносоставных луков не совсем симметричны. У некоторых, например частично луков у скифов и гуннов, эта асимметрия выражена в большей степени. Однако крайне ярко выраженная асимметрия юми делает этот японский лук уникальным. Что касается практических соображений, то значительно более длинное верхнее плечо обеспечивает более длинный натяг: в противном случае пришлось бы делать длиннее весь лук. В японском искусстве стрельбы из лука натяг длинный. Сохранение сравнительно небольшой длины нижнего плеча обеспечивало определенные преимущества не только при верховой езде. Это было весьма удобно и для пехотинца, который мог стрелять, стоя на коленях. Лучники, стоящие на коленях, давали возможность беспрепятственно стрелять лучникам, стоящим в следующем ряду за ними. Кроме того, такая поза делала лучника более мелкой мишенью для врага, а во время боевых схваток лучники могли таким образом обеспечить себе укрытие. Для конного лучника очень важной была возможность перекладывать лук с одной стороны шеи лошади на другую, чтобы стрелять с обеих сторон. В битве ему приходилось это делать. Однако асимметричные луки возникли раньше, чем лук начали использовать всадники, так что вряд ли возможность стрелять во все стороны была причиной создания асимметричного лука. С практической точки зрения более вероятно, что асимметричная форма дает меньшую отдачу в руку. Когда плечи подаются вперед в момент выпуска стрелы, при использовании лука с рукоятью по центру средоточение отдачи оказывается там, где рука держит лук. Асимметричный лук позволяет избежать этих гармонических помех, поэтому выстрел из правильно сбалансированного юми получается очень плавным.

Еще одна теория предложена Грэмом Эштоном в «Журнале Общества лучников-антикваров» (The Journal of the Society of Archer-Antiquaries), том 55, 2003. Она состоит в том, что асимметрия способствует созданию положения «сильное запястье». Эштон утверждает, что в карате и иайдо большое внимание уделяется удержанию прямого и, следовательно, сильного запястья, способного проецировать энергию. Он подсчитал, что если запястье не согнуто, то прут, проходящий через кисть, находится под углом 65о к горизонту. Этот угол естественным образом создается в нижней части лука. Таким образом, при полном натяге асимметричное строение балансирует юми, если его держат, не сгибая запястье. Это называется теноучи (tenouchi).

Первые луки

Самые первые японские луки были простыми, то есть делались из целого куска древесины. С этими первыми юми ассоциируются два вида древесины. Одно из них — это азуза (azusa), японская граболистная береза. Азуза-юми (Azusa-yumi) — это также название особого вида священного лука. В храме Исэ есть давняя традиция хранения 59 азуза-юми. 29 из них покрыты алым лаком, а 30 — черным. Каждые 20 лет эти луки заменяют новыми. По легенде, император Дзимму (пр. 660–585 до н. э.), мифологизированный как первый человек, правивший Японией, обладал луком, сделанным из древесины азузы. Этот лук был способен рассеять зло, если просто дернуть его за тетиву. По обычаю, многие знатные семьи у себя в доме держат одну пару таких священных луков (один алый, один черный). Эти луки называются Gokaho-yumi — Великие Семейные Сокровища.

Однако для обычных, утилитарных юми более привычной древесиной была катальпа. Она обладала естественной упругостью и поддавалась формовке с помощью обработки паром. Как сказано в Shaho Sambu Sho, написанной в 1689 году, «в древние времена лук изготавливали, держа материал над паром». Деревянный японский лук, известный как маруки-юми (maruki-yumi), использовался как минимум с V века до н. э. (а возможно, еще раньше) до IX века н. э. Это был длинный лук, примерно 1 м 83 см, со слегка сплющенным овальным поперечным сечением; он был асимметричным.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.