4 февраля 2023, суббота, 22:13
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

30 ноября 2022, 07:00

Священномученик Герман Ряшенцев

Священномученик Герман Ряшенцев
Священномученик Герман Ряшенцев

Николай Ряшенцев — сын купца второй гильдии из Тамбова, рано лишился отца. Окончил тамбовскую гимназию. В 1902 г. 19-летний Николай Ряшенцев поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степенью кандидата богословия. Во время учебы в 1903 г. пострижен в монашество с именем Герман, в 1905 г. рукоположен во иеромонаха. С 17 августа 1906 г. — преподаватель, с 1 декабря 1907 г. — инспектор Псковской духовной семинарии.

30 января 1910 г. переведен в Вифанскую духовную семинарию, 22 июня 1912 г. назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Благодаря его усилиям был предпринят капитальный ремонт здания семинарии.

В июле-августе 1915 и апреле-августе 1917 г. был откомандирован в качестве священника в действующую армию. Обладал даром проповедника. После закрытия Вифанской семинарии в 1918 г. переехал в московский Данилов монастырь, где вместе с епископом Феодором (Поздеевским) составил акафист благоверному князю Даниилу.

27 сентября 1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Пребывал в Иосифо-Волоцком монастыре. Организовывал в окрестных приходах чтение проповедей и преподавание Закона Божия, что стало поводом для доноса на архиерея в ВЧК.

19 февраля 1921 г. арестован, содержался в Бутырской тюрьме вместе с митрополитом Сергием (Страгородским), с которым совершал богослужения в одной из камер. Освобожден 22 апреля 1921 г.

Вновь арестован в июле 1922 г., через год приговорен к двухлетней ссылке, которую отбывал в Западной Сибири, в Тобольском округе: до декабря 1924 г. в селе Самарове (ныне в черте г. Ханты-Мансийска), затем до августа 1925 г. в деревне Чучелинские Юрты. По окончании ссылки вернулся в Москву, где 30 ноября 1925 г. вновь был арестован. Обвинялся вместе с другими архиереями в создании нелегального Синода при патриаршем местоблюстителе митрополите Крутицком Петре (Полянском). 21 мая 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к двум годам ссылки, которую отбывал в Каракалпакской автономной области: сначала в г. Турткуле, с февраля 1927 г. в г. Ходжейли. 7 октября 1927 г. поддержал на собрании ссыльного епископата в Ходжейли Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) и Временного священного синода.

Освобожден 14 января 1928 г., 26 июня назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В конце 1920-х гг. в Вязниках усилилось давление властей на верующих. После того как в местной печати появились статьи с предложениями передать Казанский собор в г. Вязники под клуб или жилые помещения для рабочих, 26 октября 1928 г. прихожане собрались у уездного исполкома в защиту храма. В организации выступления верующих власти обвинили клириков и руководство церковного совета Казанского собора, а также еп. Германа как их «идейного руководителя».

14 декабря 1928 г. архиерей был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников» и помещен в тюрьму Владимира. Епископа обвиняли во введении в вязниковских храмах моления «о богохранимой державе Российской» и в «антисоветских высказываниях» во время проповедей.

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 17 мая 1929 года еп. Герман был приговорен к трем годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в отделении СЛОН в г. Кемь Карельской АССР. В январе 1930 г. переведен на Соловки, где вскоре заболел тифом и в конце того же года вместе с др. больными и неспособными к труду вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апреля 1931 г. дальнейший срок его заключения был заменен ссылкой. С июня 1931 г. жил в с. Красноборск близ Котласа, в июле переехал в Великий Устюг, в октябре 1931 г.- в с. Деревянск, в марте 1932 г. — в селе Вочь, с ноября жил близ с. Усть-Колом Коми (Зырян) автономной области.

В феврале 1933 года был освобожден из ссылки, выехал в город Арзамас. По дороге в Москве имел беседу с митрополитом Сергием (Страгородским), но нового назначения не получил. В Арзамасе проживал как административно высланный поселенец, совершал богослужения с Арзамасским епископом Серапионом (Шевалеевским).

Оба архиерея были арестованы в марте 1934 года, после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма Арзамаса. 15 апреля еп. Герман был приговорен к трем годам ссылки. Отбывал срок на станции Опарино (ныне на территории Кировской обл.), с 10 августа 1934 г. — в с. Кочпон, под Сыктывкаром Коми (Зырян) автономной области. В Кочпоне под его духовным руководством сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, которые по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь находившимся в лагерях. По воскресным дням в доме еп. Германа собирались для молитвенного общения и беседы ссыльные архиереи Вологодский архиепископ Стефан (Знамировский) и епископ Серапион (Шевалеевский), священники и миряне. Епископ Герман организовал кружок любителей духовного пения при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери — единственном действовавшем храме в области.

Заключения и ссылки воспринимались вл. Германом как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в неволе. Но такие сомнения продолжались недолго. Он писал из ссылки: «Я верю, что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложил на нее грех, небрежение и привязанность к земному».

Сохранив светлый, исполненный христианской надежды взгляд на мир, еп. Герман был твердо убежден, что в годину бедствий совершается дело Божие: «Происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний... Сейчас все с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиально идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему».

Тяготы ссылки мало тревожили владыку ввиду его постоянной готовности принять за веру страдания и смерть. За пять лет до мученической кончины он написал: «Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где все наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь».

24 февраля 1937 г. он был вновь арестован и обвинен в организации из ссыльного и местного духовенства «контрреволюционной группы „Священная дружина“». Содержался в тюрьме в Сыктывкаре. 13 сентября Особой тройкой УНКВД Коми АССР был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре. На месте расстрела и захоронения епископа Германа в настоящее время находится городской аэропорт.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.