28 января 2023, суббота, 03:19
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 января 2023, 12:00

Крылатая Виктория из Брешии

Крылатая богиня Победы из Брешии
Крылатая богиня Победы из Брешии
Photographic Archives Museums Brescia

Античная бронзовая статуя крылатой богини Победы, ставшая неофициальным символом итальянского города Брешиа, вернется на изначальное место своего расположения — в Капитолийский храм города. Об это объявили музей Санта-Джулия и археологическая зона «Римская Бриксия», представляя новую экспозицию, посвященную римской эпохе в истории города.

Самые ранние поселения на месте будущего города появились около 1200 года. до н. э., основателем города считается мифический царь лигуров Кидн. Но значительным центром Брешиа (в древности — Бриксия) стала в VII веке до нашей эры, когда кельтский народ ценоманов пересек Альпы и сделал город своей столицей. В отличие от многих соседних народов, ценоманы неизменно оставались союзниками римлян. Тит Ливий упоминает, что в одной из битв с Ганнибалом участвовали «вспомогательные отряды ценоманов, единственного галльского племени, сохранившего верность римлянам» (Книга XXI. 55). Поддержали римлян ценоманы и в 225 г. до н. э., когда их сородичи инсубры и другие галльские народы северной Италии объединились для похода на Рим. Ценоманы остались на стороне Рима и в Союзнической войне I века до н. э., когда италийцы восстали против римской власти. В награду Бриксия в 89 г. до н. э. получила статус civitas («город»), а в 41 году до н. э. Юлий Цезарь предоставил жителям города римское гражданство.

В честь этого события в центре города, на южном склоне холма Кидна (Colle Cidneo), был построен большой храм, состоявший из четырех отдельных прямоугольных святилищ (целл), украшенных яркими фресками. Каждая целла имела отдельный вход через пронаос — портик с колоннами. Тем временем Римское государство ждали новые испытания. В борьбе за власть в «год четырех императоров» (69 год н. э.) Бриксия поддержала Веспасиана, оказавшегося в итоге победителем. После этого Веспасиан велел строить на месте прежнего храма Бриксии новый. Он был посвящен Капитолийской триаде: Юпитеру, Юноне и Минерве, по образцу Капитолийского храма в Риме. Ко времени веспасиановского строительства относится бронзовая статуя Крылатой Виктории.

Проходили века, статуя Виктории спокойно стояла в храме, но наступил момент, когда на рубеже IV–V веков спокойная эпоха ее существования закончилась. Император Феодосий I (годы правления 379–395) запретил в империи языческие религиозные культы, и при этом было разрушено множество храмов. В 402 году Бриксию разграбили вестготы Алариха, а в 452 году — гунны Аттилы. Где-то в этот период Капитолийский храм был заброшен и использовался горожанами как каменоломня. В какой-то момент оползень, сошедший со склона холма Кидна, похоронил под собой храм, что позволило сохранить его руины до наших дней.

Лишь в 1823 году жители Брешии начали откапывать то, что осталась от Капитолийского храма. А три года спустя было сделано примечательное открытие. В полости стены, отделяющей храм от склона холма Кидна, был обнаружен тайник с античными бронзовами статуями. Там были шесть бюстов императорской эпохи (из них три со следами позолоты), статуя Крылатой Победы, бронзовый конский нагрудник от какой-то конной статуи и более мелкие бронзовые предметы. От кого жители города спрятали всё это — от воинствующих христиан, вестготов или гуннов, — остается неизвестным.

Горожане XIX века полюбили Крылатую Победу не меньше, чем их соотечественники в эпоху поздней античности. Статуя стала романтическим символом итальянского патриотизма, когда Брешиа в составе так называемого Ломбардско-Венецианского королевства была передана в 1815 году под власть Австрии.

С тех пор статуя Виктории стала музейным экспонатом. С 1998 года она находится в музее Санта-Джулия. В 2019 году было проведено исследование статуи, которое дало неожиданные результаты. До этого ученые предполагали, что изначально статуя изображала не богиню Викторию, а Афродиту, а во времена Веспасиана ей добавили крылья, превратив в божество Победы. Однако состав бронзы указывает, что на самом деле крылья, тело и голова статуи были изготовлены одновременно в одной и той же литейной мастерской.

В новой экспозиции, впервые представленной посетителям музея в это воскресенье, Крылатая Виктория располагается в восточной целле Капитолийского храма вместе с шестью бронзовыми бюстами, с которыми она почти полторы тысячи лет хранилась в тайнике.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.