19 марта 2024, вторник, 07:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 марта 2023, 16:12

Надо ли бояться человека с ружьем: политическое будущее пригожинского проекта

Виктор Ионов об удельном весе кувалды внутри путинской системы

Провластные радикалы не первый год и вне связи с СВО грезят большой чисткой: в их картине мира Россия давно оккупирована, проклятые либералы, завербованные заокеанскими врагами, просочились в культуру и даже во власть, чтобы изнутри разлагать народ и губить страну. А вот в связи с СВО появился как раз шанс на то, чтобы стальной метлой вымести предателей и освободить вожделенные места для настоящих патриотов, которые точно знают, что делать для того, чтобы в отечестве расцвели науки, искусства, духовность и даже, возможно, экономика.

Внятно сформулировать свою программу подлинные патриоты, впрочем, затрудняются — чисткой, собственно, в их мечтаниях всё и заканчивается, а дальше… Дальше жизнь сама по себе как-нибудь наладится, потому что только пятая колонна и мешает отечеству прийти к триумфу.

Граждане, к власти настроенные критически, также опасаются, что государство вот-вот перейдет от точечного террора к массовому, воспользовавшись для этого услугами добровольцев, давно готовых к погромам. Или — тоже вариант — погромы начнутся и без кремлевской команды «фас».

И те, и другие в рассуждениях такого рода часто вспоминают о Евгении Пригожине, создателе и вдохновителе ЧВК «Вагнер», герое Бахмута (или Артемовска, это вопрос непростой), который и раньше не особенно стеснялся, вступая в контакт с теми, кого считал врагами. Можно вспомнить, например, венок, отрезанную баранью голову и короткую записку «Денис Коротков — предатель Родины!», которую в редакцию «Новой газеты» отправили еще в 2018 году. Коротков писал о деятельности ЧВК в Сирии, и никто тогда особенно не сомневался, что подарок журналистам прислали пригожинцы.

И раньше не стеснялся, а теперь — чего уж стесняться. Не такое теперь время, чтобы стесняться. Об открытом конфликте Пригожина с Министерством обороны слышали, наверное, все. Эта перебранка часто затмевала даже новости с фронтов. Кроме того, Пригожин в контрах с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым и с властями Свердловской области тоже не в самых хороших отношениях. Он смело вторгается в пространство политического, объясняя высокопоставленным чиновникам и военным, кто здесь прав. И за ним — очень эффективные (по крайней мере, с точки зрения «военкоров») вооруженные формирования, многие участники которых имеют не только военный, но и тюремный опыт.

Идеальный, в общем, кандидат не только в чистильщики, но едва ли не в диктаторы. По крайней мере, находились политологи, готовые всерьез рассуждать о президентских амбициях Евгения Пригожина, хотя сам он такие амбиции ни разу публично не обозначал.

Так надо ли бояться человека с ружьем? Давайте разбираться.

Первый и главный вопрос тут (который много шире, чем вопрос о перспективах Пригожина) можно сформулировать так: готово ли государство вне фронтов СВО делиться монополией на насилие? Ответ однозначный — нет, не готово и не будет. Можно вспомнить, как в 2016 году самопровозглашенные чистильщики из организации «Офицеры России» разгромили выставку фотографий Джока Стерджеса в московском Центре имени братьев Люмьер. Выступали, казалось бы, вполне в соответствии с идеями, которые озвучивали с телеэкранов госпропагандисты. Но от пропагандистов же и получили: тогда Дмитрий Киселев в «Вестях недели» долго объяснял, почему рассерженные граждане, чем бы они ни вдохновлялись, не имеют права громить выставки. Один из «офицеров», кстати, предупреждению не внял и на другой уже выставке облил экспонат мочой, заботливо принесенной из дома. Получил административку, а мог бы — уголовку. Можно вспомнить и печальную судьбу знаменитого националиста Тесака (Максима Марцинкевича). Его движение «Оккупай-педофиляй», члены которого, прикинувшись невинными детьми, соблазняли в сети взрослых дяденек, а потом, выманив на свидание, жестко учили жизни, некоторое время было у начальства в фаворе: сам Аркадий Мамонтов, один из главных госпропагандистов тех мирных времен, одышливо бегал за тесаковскими качками, снимая расправы, и с восторгом комментировал их ход. Но любовь начальственная оказалась недолгой, а кончилось всё для Тесака тюрьмой и трагической смертью в тюрьме.

Нет оснований предполагать, что в этом плане что-то поменяется, и потом — мы ведь отлично видим, что государство и без добровольных помощников справляется с задачей. Большая чистка идет вовсю, репрессии остаются точечными, зато бегство «неправильных людей» из России стало массовым. И если это зачем-то надо — полиция может действовать не хуже любых погромщиков. Свежие примеры у всех перед глазами: сотрудники полиции откровенно издевались над посетителями и сотрудниками двух московских баров, руководство которых якобы когда-то собирало деньги для ВСУ. И не менее изощренно — над участниками презентации комиксов Саши Скочиленко, обвиняемой в «дискредитации Вооруженных сил РФ». Комиксы, кстати, были посвящены психологическим проблемам, а вовсе не теме СВО. И это — в Москве, привыкшей к тому, что разогнать могут несанкционированный митинг, но никак не лекцию или дискуссию о книге. Теперь вот могут. Сами. Рассерженному патриоту в этой схеме остается разве что место доносчика. Желающих и такую вакансию занять, конечно, достаточно, но это явно не масштаб Евгения Пригожина.

Теперь давайте посмотрим на реальные политические успехи Евгения Пригожина. Атаки на Беглова он прекратил (говорят, после личного замечания Путина, но это слухи). Он также добивался увольнения директора Музея истории Екатеринбурга Игоря Пушкарева, который без особого восторга высказывался о действиях ЧВК «Вагнер». За Пушкарева неожиданно вступился губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, Пригожин и для него нашел теплые слова: «Некоторые чиновники гадят под себя». Чем же кончилась эта история? Пушкарев рабочее место сохранил, и, более того — 22 марта областной суд отменил ранее наложенный на него штраф за «дискредитацию армии».

Единственный рьяный союзник Пригожина среди системных политиков — Сергей Миронов, охотно фотографирующийся с дареной кувалдой. Человек, возглавляющий самую бессмысленную из партий, лишенный напрочь политического веса, готовый хвататься за что угодно, чтобы остаться на плаву. Хоть за ту же кувалду. Странный, кстати, выбор, если хочешь все-таки выплыть.

Между прочим, после второго фильма про кувалду Пригожину пришлось объясняться, пытаться свести происшедшее к странной шутке, — очевидно, начальству кино не зашло. Кумир он для маргиналов вроде малофеевского «Царьграда» или разгромленного «Регнума», государственные СМИ чем дальше, тем менее охотно вспоминают о его существовании. В собственной медиаимперии — тоже не флагманы. Кто читает РИА «ФАН»? Не знаю таких. Есть, правда, довольно популярные фильмы о деятельности «Вагнера» — «Солнцепек» (там вагнеровцы, впрочем, в финале и намеком), «Лучшие в аду» (там, кажется, и вовсе не упоминается никаких названий). Достаточно ли этого ресурса для серьезных претензий на власть?

Настоящий успех Пригожина — законодательный запрет порочить репутацию «добровольцев». Инициативу поддержал спикер парламента Вячеслав Володин, Дума довольно быстро приняла соответствующие поправки, и теперь о прошлом пригожинских бойцов (понятно ведь, что биографии у тех из них, кто на фронт ушел из зоны, бывают удивительные) лучше не рассуждать — есть риск наткнуться на гигантский штраф или даже на срок. Но тут, скорее, дело в том, что предложение Пригожина удачно легло в общий репрессивный тренд, внутри которого давно уже существует Дума. Задача здесь — не в том, чтобы защитить героев ЧВК, а в том, чтобы исключить любую легальную возможность критики СВО.

Система, в общем, совсем не хочет выпускать на сцену актера, предпочитающего игру без правил. Есть, скажете, сетевая вольница «военкоров», для которых Пригожин — безусловный герой. Вместе с аудиторией это миллионы человек. Ну да, два миллиона, может быть, три. Они, конечно, шумные, как раз поэтому и кажется, что их очень много. Но на деле (если представить себе, что ситуация поменяется в более спокойную сторону и речь придется вести уже не о взятии Попасной, а о парламентских, например, выборах) это несколько мандатов в парламенте. Опять же, разгоряченные сейчас событиями миллионы превратятся в менее драматичных условиях в горстку стойких. Остальные привычно выберут конформизм.

По слухам, сам Пригожин отлично понимает свои политические перспективы и готов при первой же возможности вернуться к привычному боевому бизнесу где-нибудь в Центральной Африке. Но слухи есть слухи, верить им или нет — дело личного выбора.

А пока резюмируем: если Россия не уткнется в совсем уж явную катастрофу, если система себя сохранит — не меняясь вовсе или меняясь за счет различных компромиссов (это все возможные варианты), ни у Пригожина с его героями, ни у «рассерженных патриотов», которые ошибочно ощутили себя сейчас королями дискурса, особых шансов в политике нет.

Сейчас Пригожин поймал волну, поймал запрос той части населения, которую он мог бы превратить в электоральную группу. Но, управляя волной, он врезался в кремлевскую стену, которой он нанес за прошедший год больше ударов кувалдой, чем вся оппозиция, вместе взятая. Волна оказалась воронкой, которая унесет его на дно. Он думал, что его роль — человек с кувалдой, а на самом деле он просто кувалда. Их иногда выбрасывают.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.