19 марта 2024, вторник, 08:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 июня 2023, 11:57

Божественный Гурий

Новости о рублевской «Троице» напоминают теперь сводки с театра военных действий. Хотя что теперь не напоминает сводки с театра военных действий? Патриарх Кирилл идет на таран, заявляя, что икона год будет стоять в Храме Христа Спасителя, а потом отправится в Лавру. Музейщики отходят на заранее подготовленные позиции, напоминая, что 18 июня она должна вернуться к реставраторам Третьяковской галереи. Готовят, говоря иначе, контрнаступление. Чиновники Минкульта пытаются совершать сложные маневры, демонстрируя присущую чиновникам грацию. На заднем плане вместо хора — стадо депутатов, ощутивших внезапно, что место иконы — в церкви. Об этом и вопят на разные голоса.

А «Троица» — в храме, в специальной капсуле и под охраной дюжих росгвардейцев в камуфляже. Видимо, охрана понадобилась для того, чтобы не вспорхнули вдруг нарисованные ангелы и не отправились туда, где до сих пор принимают жалобы даже на самых главных начальников.

И наблюдая за этой печальной историей, я почему-то (или не почему-то) вспомнил вот что. Есть такой город на Волге — Тутаев. Райцентр в Ярославской области. Вернее, конечно, Романов-Борисоглебск, но с возвращением исторического имени там целая эпопея, и она пока ничем не кончилась.

Красноармеец Илья Тутаев погиб, подавляя ярославское восстание, и таким вот образом память его большевики увековечили, отняв у старого года старое имя. Впрочем, слово «Тутаев» как-то тут прижилось, и если не знать, откуда оно вообще появилось, и не подумаешь, что дело в подвиге красного героя.

Город старый, всякое повидавший, кое-что сохранивший: есть и старинные дома, и древние церкви. Есть великолепный Воскресенский собор, изящный настолько, что думали даже, будто возвели его мастера-итальянцы. Но нет, местные, ярославцы. И расписали местные. Можно полюбоваться на росписи, они уцелели. На иконы, на разные чудеса. Имеется, например, громадная темная икона Спаса. Под ней — специальный лаз. Если проползти через лаз, от всех грехов, говорят, очистишься. Не знаю, не рискнул, но люди ползут.

Это на Борисоглебском берегу реки. Городов, собственно, было два, объединили их только в XIX веке, но и потом названия сохранялись. Сейчас, уверяют местные, всё уже не так: есть правый берег и левый берег. Но я позволю себе цепляться за старину.

На Романовском берегу — Крестовоздвиженский собор. Тоже XVII век. А расписывал его Гурий Никитин Кинешмянин, главный русский мастер фресок.

Даже если вы никогда не слышали его имени, вы наверняка видели его работы. Церковь Ильи Пророка в Ярославле — это Гурий. Троицкий собор Даниилова монастыря в модном туристическом Переславле-Залесском — Гурий. Спасский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в еще более модном Суздале — он. И Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме. И Архангельский собор в Московском Кремле. И вот — здесь.

Когда-то давно русского мастера ошеломили западные гравюры. И он пытался вписать иноземные хитрости в русскую традицию. И особенно завораживали его сцены из Апокалипсиса. Помните — ну, конечно, помните — и чудовищных зверей, и гибель белых, сахарных городов, и саранчу с человечьими лицами, и красного дракона, по золотому полю ползущего в эти самые гибнущие города. Гурий Никитин свое дело знал.

Тутаев — совсем особенное место. Его место. Крестовоздвиженский собор он расписывал дважды. Сначала — начинающим еще художником, рядовым артельщиком работал на паперти. Потом — уже признанным, уже главным, во главе собственной артели украшал основное пространство собора.

А собору не повезло. Нет, его отреставрировали и побелили, и крышу, слава Богу, заделали (следы подтеков, оставленные осенними дождями, до сих пор видны на стенах). Но реставрация фресок — тяжелое и долгое дело.

И они с каждым годом всё бледнее, всё ближе их смерть. Они исчезают на наших глазах. Раз за разом приезжая в Тутаев, видишь — стало хуже. Еще чуть хуже. Еще меньше времени осталось у этой красоты.

Видеть такое больно. Вот буквально, физически больно.

Я не знаю, что тут можно сделать. Никакой общественной организации, пожалуй, не под силу запустить процесс реставрации фресок в таком объеме. Даже если удастся обойти все законодательные препоны — памятник федерального значения, как-никак. Церкви явно не до того: важнее ведь лепить страшноватые новоделы да отбивать у музеев сохранившиеся пока шедевры. Государству… Ну, тем более не до того. Государство, не жалея средств и сил, защищает маму от родителя номер один, — так бы я, пожалуй, определил нынешний смысл его существования. И страшно задумываться о том, как далеко оно в своей непримиримой борьбе готово зайти.

Но ему теперь уж точно не до Гурия. Фрески Гурия гибнут. Прямо сейчас.

Люди высокой морали наверняка скажут, что это не самое страшное из происходящего вокруг. И я не стану спорить. Не самое. Но ведь гибнут.

Совершенно не знаю, как им можно помочь. Просто хочу рассказать, вдруг вы не знаете, — есть пока еще они в маленьком городе Тутаеве. Можно поехать и увидеть. Мне кажется, что и святым, и бесам, которых рисовал Гурий, почему-то важно, чтобы мы на них смотрели. Зачем-то нужно.

Кто знает, сколько им осталось. Да и нам. Стоит поспешить.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.