На днях видел очень страшную картину, пожалуй, самое страшное, что попадалось на глаза последние полгода.
Приехал с дачи в Москву, иду с Ярославского в мастерскую. Возле здания бывшего Николаевского вокзала на горячем асфальте лежит большой пьяный мужик. Волосатая спина, большие руки и - спущенные, скрученные вниз до колен трусы. Лежит на животе большое человеческое тело, пьяно шевелится на плавящемся асфальте, даже не пытаясь прикрыться – просто какая-то пьяная муть, немочь и невыраженное, как пьяный треп, намеренье – мужик дергался, похоже, просто потому что солнце било в лицо, и он пытался заползти в какую-нибудь тень. А мимо люди, туда-сюда, пассажиры, женщины, дети, милиция то и дело проскальзывает по своим милицейским делам, я тоже - мимо в мастерскую, тащу завернутый в мокрую тряпочку букет ромашек, чтобы нарисовать натюрморт… У всех своя жизнь, свои дела, и вдруг – вот такой обнаженный ужас, обнаженная правда (лежал он, видать, давно, с утра, и жопа у него уже была сильно красная, обгорела на жестком июльском солнце). Страшно…
А от чего именно? Кто он мне?
Как раз, что «никто». И всем - никто. И я тоже всем – такое же «никто», только более приличного вида. Идем и отворачиваемся друг от друга.
Страшно стало именно от того, что ничем не поправишь, не поднимешь, не перетащишь, не накроешь. Что сделать? Подтянуть лежащему на людной площади «брату» трусы на красную сгоревшую жопу?
Все – пошлость… Все – ошибка. Даже просто пройти в двух шагах мимо – в мастерскую, чтобы писать там вдохновенно букет дачных ромашек.
К чему я все это рассказываю? Не знаю. Но что-то такое здесь есть, вертится рядом: большой человек – маленький, антиномия, которая (пока живая) составляет целое понятие: народ. А когда разрушилась - то только перешагнуть, и идти заниматься своим арт-бизнесом.
…
Вот, наверное, к чему я это: измерять «большой-маленький» можно только по вертикали, а если по горизонтали, лежа – то все равны, все - ноль.
Константин Сутягин
Согласны ли вы с утверждением, что есть "большие" люди и есть "маленькие" люди, или это всего лишь литературный оборот?
Причём тут вообще литература? Не она это определяет, она может об этом поведать. Мы относим к литературе далеко не всё то, что напечатано множеством сочетаний разных букв. Случается, что именно такие издания "делают" маленьких людей большими. И тут возникает проблема - есть большие и более большие, великие и ещё более великие. Чувствуете разницу? ("На ферме все были равны, но одни равнее других..." - так,
кажется?).
Существует такое мнение, что "великий человек" - это тот, кто осознает себя таковым, чувствует свое призвание и стремится ему соответствовать. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Осознавать себя великим - это аномалия. Можно ещё подобрать определения... Чувствовать своё признание и ему соответствовать - а если второе не получается? Какая драма... А так случается.
Существует также мнение, что великим делают обстоятельства. "Большой" человек - это "маленький", который вдруг решился на великий поступок. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Что сказать на это? Бывает...
"Маленький", который вдруг решился на великий поступок. А перед этим он долго сидел и думал - решиться или нет? Мучался, страдал.
Можете ли вы назвать примеры великих и невеликих людей? Нужны или нет великие люди в современном обществе? Почему?
Что значит - нужны или нет? Они всегда были, есть и будут. Как те, так и другие. И совсем необязательно, что их знает всякий встречный. "Нужны или нет" звучит как вопрос на производстве: "Делать или не делать?" Пока существует человечество в том виде как сейчас (к счастью) ни от кого не зависит появление великих и невеликих. Это процесс достаточно неуправляемый.
Называть их бессмысленно, великие для одних часто являются ничтожеством для других, и наоборот.
А есть ещё одна категория - средние, обычные люди... Их большинство, и это вовсе не стыдно!
Можно быть обычным человеком, и при этом творить великие дела. Вопрос в том, какой силы увеличительное стекло, через которое Вас рассматривают, и кто это вообще делает.
Согласны ли вы с утверждением, что есть "большие" люди и есть "маленькие" люди, или это всего лишь литературный оборот?
Большие люди живут большим, чем они сами, маленькие – выживают. В России большинство – маленьких, на их фоне остальные кажутся большими. В Европе большинство – средних, но все это – фигуры речи, за отсутствием единицы измерения типа метра или грамма.
Существует такое мнение, что "великий человек" - это тот, кто осознает себя таковым, чувствует свое призвание и стремится ему соответствовать. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Великий человек в христианской мифологии – это причисленный к лику святых (все ли из них к тому стремились?), в науке – сделавший открытие (часто ненароком), бывает и стремление, служение, всему есть примеры, но никто не осознает собственного величия столь явственно, как телеведущие и политики. Простой парень Фитцпатрик изобрел Живой Журнал, не подозревая, что из этого вырастет новая модель коммуникации. Был еще совпсихологический феномен «нетленки»: пишущий «в стол» творил априори великое.
Существует также мнение, что великим делают обстоятельства. "Большой" человек - это "маленький", который вдруг решился на великий поступок. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Обстоятельства играют ключевую роль: Гитлером мог стать любой другой злобный карлик, ситуация в Германии просила такого (грубо отомстить за поражение и нищету), народ не был готов к самосборке. Подобные кандидаты в «большие» зреют ныне и у нас - не дай Бог. Экстремальные обстоятельства часто «проявляют» человека: жил себе мышкой, попал в переплет – оказался героем. Люди выдающегося интеллекта или таланта сами – обстоятельство, но время диктует: теорию относительности в XVIII-XIX вв. сочли бы бредом сумасшедшего.
Можете ли вы назвать примеры великих и невеликих людей? Нужны или нет великие люди в современном обществе? Почему?
Когда картина мира меняется, история делает поворот – появляются великие люди. Сейчас – типа затишья перед бурей или урагана перед грозой. Великие не выбраны, поскольку проект будущего не готов. Может понадобиться великий полководец, может - великий изобретатель. Если считать Александра О Мегас и всё до начала XX века усвоенным и опечатанным, то возникает затруднение с примерами: за последние сто лет претендентов в великие наберется на пухлый справочник. Не говоря о том, что авторство многолико: скажем, компьютер и интернет были изобретены постепенно, многими людьми. Время может быть великим, 1980-е годы – из недавнего, но у всех свое восприятие.
Согласны ли вы с утверждением, что есть "большие" люди и есть "маленькие" люди, или это всего лишь литературный оборот?
На эти вопросы отвечать гораздо сложнее, чем на внешне сходные вопросы о книгах. Прежде всего, потому что книги сами по себе лишены способности к действию. Люди - совсем иное дело. Они могут считать великим кого-то, кто, как им представляется, повлиял на них непосредственно или на что-то важное в окружающем их мире. Они могут считать великими самих себя, причем по разным причинам. Эти мнения очень трудно оспорить, поскольку для меня каждый человек драгоценен. Скорее готов досадовать на людей, не осознающих собственного величия. Маленькими людей я, противясь клише, назвать не возьмусь.
Дело осложняется и другим обстоятельством. Много раз замечал, что мимолетные столкновения с людьми, от которых ты ничего не ждешь, иногда дают огромный опыт переживаний, раскрывая бездну, таящуюся у них внутри. Ты заглядываешь туда и отступаешь, пораженный. Рутина съедает это. Мимолетность столкновения не позволяет глубинной философской притче превратиться в байку пьяницы, которую тот рассказывает по сотому разу каждому встречному. Самые глубокие мысли от постоянного повторения становятся запиленными, как старые добрые граммофонные пластинки. Регулярное общение с профессором университета может оказаться менее впечатляющим, чем получасовая беседа со с трудом стоящим на ногах субъектом, которой он вознаграждает тебя за непонятный порыв сострадания, помогший ему удержаться в вертикальном положении. Древний полководец, на изучение которого в школе тратится несколько минут, оставшийся в книжной памяти человечества благодаря удачному обходному маневру, кажется персоной более значительной, чем текущий президент, ежедневно неизменно-озабоченно глядящий на мир с телеэкрана.
Впрочем, если говорить совсем серьезно, то, разумеется, это не может быть ничем, кроме как фигурой речи. Люди не есть большие и маленькие. Они даже не становятся большими и маленькими. Единственное, чем можно помочь - это разобраться в том, в каких локусах заходит речь о великих и малых людях. Это однако вопрос эмпирического исследования в области социологии знания или структуралистских лингвистических штудий, на которые я здесь и сейчас не готов, а в кармане ничего не запасено.
Существует такое мнение, что «великий человек» - это тот, кто осознает себя таковым, чувствует свое призвание и стремится ему соответствовать. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Нет, не соглашусь. Вернее, соглашусь, но с оговоркой. Легко представить себе ситуации, в которых мы будем говорить как о великих о людях, которые не декларируют своего величия. Вопросы же о том, действительно ли они осознают себя, чувствуют ли призвание, отдают настолько безнадежным психологизмом, что я, как твердый пост-бихевиорист, не могу себе его позволить.
Существует также мнение, что великим делают обстоятельства. «Большой» человек - это «маленький», который вдруг решился на великий поступок. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Великим человека делает единственный поступок - поступок другого человека, называющего его великим в контексте рассказываемой истории. Рассказчик может придать нужную степень величия чему угодно: печальной и безобразной смерти от голода, бессмысленной одержимости в битве, монотонной работе мелкого клерка, честно справляющегося из дня в день со своими обязанностями. Рассказчик пояснит вам, в чем подлинное величие этого поступка и этого человека, и выведет из истории подобающую мораль.
Можете ли вы назвать примеры великих и невеликих людей? Нужны или нет великие люди в современном обществе? Почему?
Нет, нет, решительно отказываюсь. Список «великих» совпал бы просто со списком людей, которых я знаю и помню - это слишком много, хотя некоторые не согласились бы себя в нем увидеть. Список невеликих составить нельзя, как нельзя составить список людей, которых не знаешь. В ответ на вторую часть вопроса, после всего, что сказал, остается только отшутиться: «Несчастна страна, которая нуждается в героях...» Сказки о героях и великих деяниях предков дарят призрачное утешение тем, кто не в силах принять мир таким, каков он есть.
Согласны ли вы с утверждением, что есть "большие" люди и есть "маленькие" люди, или это всего лишь литературный оборот?
Согласен. Литературные обороты так просто не появляются. Есть еще "промежуточные люди", которые между. Например, "не очень большой человек", "человек средней величины", "человек размера М" и так далее.
Существует такое мнение, что "великий человек" - это тот, кто осознает себя таковым, чувствует свое призвание и стремится ему соответствовать. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
То есть великий человек просыпается с утра, чистит зубы и думает - вот еще одно начало дня великого человека? Или в каком плане он осознает себя великим? Разумеется, великие люди рано или поздно начинают понимать, что они великие, если, конечно, слава их великости приходит к ним при жизни. Если же великий человек делал великие дела себе в рабочий стол, то это видимо какой-то признак осознавания великости. И, скорее всего, без чувствования призвания сложно стать великим; так, средненьким можно, но не великим.
Существует также мнение, что великим делают обстоятельства."Большой" человек - это "маленький", который вдруг решился на великий поступок. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Естественно, фактор обстоятельства присутствует. Взять, к примеру, Фреди Меркури. Большой же человек был. А живи он не в Англии, а, скажем, в СССР, стал бы он таким? Я сомневаюсь. А то, что большие люди вырастают из маленьких - это я согласен. Большими людьми не рождаются. Даже когда человек думает, что Родился большим, потому что папа был мэром или знаменитым эстрадным певцом, то в результате такая фигня получается.
Можете ли вы назвать примеры великих и невеликих людей? Нужны или нет великие люди в современном обществе? Почему?
Я уже называл - Фреди Меркури, в России - Менделеев, например.
Невеликие - да этих-то полно. Возьми любого из российского шоу бизнеса.
Великие люди в современном обществе безусловно нужны. Надо же кому-то развивать и развлекать его. Ну и фильмы-биографии потом тоже не просто про кого-то снимать надо.
Согласны ли вы с утверждением, что есть "большие" люди и есть "маленькие" люди, или это всего лишь литературный оборот?
Все маленькие люди большие. А все большие люди маленькие. И вообще нет больших людей и нет маленьких, а есть просто люди.
Существует такое мнение, что "великий человек" - это тот, кто осознает себя таковым, чувствует свое призвание и стремится ему соответствовать. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Душегубы осознают себя лидерами, графоманы чувствуют призвание, идиоты изо всех стремятся соответствовать. Но если в микроскоп посмотреть на амебу, то она тоже покажется большой. В современном обществе роль такого микроскопа играют средства массовой информации.
Существует также мнение, что великим делают обстоятельства. "Большой" человек - это "маленький", который вдруг решился на великий поступок. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Каждый человек совершает свои собственные великие поступки. Поступок мальчика, спасающего котенка из сугроба, стоит трех Аустерлицев. Жалко только, что так мало людей это понимают.
Можете ли вы назвать примеры великих и невеликих людей? Нужны или нет великие люди в современном обществе? Почему?
В современном обществе нужно недорогое жилье для небогатых, бесплатные лекарства для бедных и другие подобные вещи. А величие – это нечто нерукотворное. Оно дается посмертно. И слишком много говорить о нем – суета.
Согласны ли вы с утверждением, что есть "большие" люди и есть "маленькие" люди, или это всего лишь литературный оборот?
Если есть определение, значит есть и определяемое. Вопрос, в каком отношении конкретный человек оценивается: физических габаритов, нравственных качеств, творческих способностей, исторической роли и т.д. В разных системах координат и оценка может быть разной. Например, выдающаяся историческая личность может быть нравственно ничтожной.
Не всегда, кстати, быть маленьким считается плохо: танкисту лучше быть небольшого роста, а в христианской религии смирение, умаление себя является одной из важных добродетелей.
Существует такое мнение, что "великий человек" - это тот, кто осознает себя таковым, чувствует свое призвание и стремится ему соответствовать. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Между эпитетами «большой» и «великий» есть существенное смысловое различие. Такое же, как между понятиями «прозаик» и «писатель», где первое более или менее характеризует род занятий субьекта, а второе является титулом. «Великий» – тоже титул, то есть награда. Если офицер идет на войну ради наград, то он мелкий человек, по крайней мере в нравственном отношении. Это все равно, что чувствовать в себе призвание быть орденоносцем. Если эту систему координат – нравственную – принять во внимание, то человек, желающий стать великим, заведомо маленький.
Существует также мнение, что великим делают обстоятельства. "Большой" человек - это "маленький", который вдруг решился на великий поступок. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
Не согласен. Человек, который решился, он и раньше был большой, только не мотивированный. Он если и был (казался) мал, то не так, как другие. Уточнение к известному утешительному утверждению, что «каждый человек способен на многое, но не каждый знает, на что он способен». К маленьким оно не относится.
Можете ли вы назвать примеры великих и невеликих людей? Нужны или нет великие люди в современном обществе? Почему?
Ну, стоит ли трудиться? Великие люди прошлого все уже названы, – открывай энциклопедию, и читай с буквы «А». С великими людьми современности можно познакомиться, открыв МК-бульвар. Наша самая демократическая из эпох удешевила титулы, поставила их производство на поток и сделала доступными даже для очень маленьких людей. Но люди по-настоящему большие обществу периода «конца истории» не нужны. От них, как говорится, «один дискомфорт».
[в оформлении использован фрагмент картины Константина Сутягина]