Каждый самолет НАТО, транспортирующий солдат или направленный смиссией, будет вылетать с авиабазы «Манас», которая находится к северу отБишкека, столицы Киргизии. Только в марте 2010 г. через базу прошли 50 000военных, в то время как компании, с которыми были заключены договоры, поставилиболее 12,5 млн. тонн топлива для самолетов. Неспокойная история «Манаса» за последние годы показывает, наскольковысоки ставки в области геополитики и финансов. В частности, контракты,заключенные с двумя западными поставщиками топлива, оказались настолько неопределенными,что подкомитет Палаты представителей США провел по этому поводу расследование.Отчет по его итогам опубликовали прямо перед Рождеством.
Конгресс начал это расследование, чтобы проверить поступившуюинформацию о том, что эти две компании – “Red Star” и “Mina” – давали взяткибывшим киргизским президентам, чтобы сохранить за собой топливные контракты. Витоге ни это, ни местное расследование не обнаружили прямых свидетельств того, что компании давали взятки. Сдругой стороны, выяснилось, что эти подрядчики вели секретные переговоры ссыновьями президента и помогли сфабриковать документы, чтобы ввести взаблуждение россиян (которые, видимо, полагали, что топливо поставлялось не ввоенных, а в гражданских целях).
Несмотря на сомнительность деятельности этих компаний, ничего неменялось. Киргизия по-прежнему получала от США по 60 млн. долларов в год за использованиебазы, а также взимала дополнительную плату с самолетов НАТО за взлеты ипосадку. Время от времени США в дополнение к этому давали Киргизии средства наразвитие. Однако эти компании и их предприниматели – оппортунисты, которые видели,что Америка по итогам 11 сентября нуждается в надежных топливных поставках, – получалигораздо более значительные суммы.
Размеры контрактов были велики по любым стандартам. Каждый год“Red Star” и “Mina” поставляли на базу топливо на сумму 300 млн. долларов, чтов общей сложности составило 2 млрд. долларов. Они также поставляли топливо наафганскую авиабазу «Баграм».
Условия контрактов мотивировались тем, что они были связаны сбольшими рисками. Однако Скотт Хортон, вашингтонский юрист, консультировавшийподкомитет, отвергает обоснованность такой мотивировки: «Что эта компанияделала? Где ее руководство? Эта компания взялась ниоткуда, и у нее нет никакогоопыта. Киргизы хотят разорвать с ними отношения и имеют на то все основания».
Когда стали выясняться масштабы обогащения компаний, в Киргизиистало нарастать недовольство. В последние дни бакиевского режима ходили слухи отом, что компании подкупают президента и его сына, Максима Бакиева. Эти слухизаинтересовали комитет Конгресса, и он начал расследование; тогда же началосьместное киргизское расследование. Хотя прямых свидетельств подкупа – и вообщекаких-либо значимых отношений между этими компаниями и президентскимипредприятиями – не обнаружили, многие склонялись к тому, что дыма без огня небывает. Хортон говорит, что в отчете Конгресса вопрос о взятках остаетсяоткрытым.
После падения бакиевского режима начались политические изменения,которые ускорили ход этой затянувшейся полемики. Дело не только в том, чтопоявился новый президент – Роза Отунбаева, – но и в том, что на последнихпарламентских выборах выдвинулись некоторые националистически настроенныеполитики и бизнесмены, которые готовы использовать эту проблему в своихполитических интересах.
Отунбаева недавно приехала к президенту Обаме с требованием, чтобыкиргизскому правительству разрешили участвовать в поставках топлива на базу. Встране есть собственная нефтяная компания, – сказала она, – и эта компанияможет справиться с топливными поставками не хуже, чем западные. Угосударственной нефтяной компании есть связи с компанией «Газпром нефть», и еюуправляет бывший сотрудник «Газпром нефти».
ПредложениеОтунбаевой, кажется, было принято с готовностью. Пакистан – другая страна, откоторой США получают топливные поставки для своих операций, – представлялся всёменее надежным. Недавно Хилари Клинтон приезжала в Бишкек и сказала президенту,что государственная нефтяная компания может действовать на равных правах с “Red Star” и «Mina» и тоже поставлять топливо. Новаястратегия была представлена ноябрьским решением министерства обороны, когда былзаключен 12-месячный контракт с «Mina», вкотором оговаривалось, что министерство обороны имеет право обращаться затопливными поставками и к другим компаниям. Западным компаниям,зарегистрированным в Гибралтаре, хотя их служащие живут в Лондоне и Дубае, пришлосьсмириться с неизбежностью.
Кажется,настало время, когда Киргизии следует добиваться полного контракта. ЭдильБайсалов, в прошлом глава администрации президента Отунбаевой, а сейчас оппозиционныйполитик, подчеркнул этот момент: «Государственное предприятие справлялось бы сэтим лучше. Я не понимаю аргументы Пентагона по поводу бесперебойных поставок. Каким образом гибралтарская оффшорная компания можетдавать больше гарантий, чем киргизское и российское государства в соответствиис трехсторонним соглашением? Первый шаг – это 50-процентная договоренность сгосударственной нефтяной компанией. Американцы обеспечивают 50% поставок, а остальное – дело государственной компании. Мы считаем, что это было бы большим прорывом в этомтрехстороннем соглашении».
Помнению Байсалова, прекращение деятельности этих компаний в Киргизии – вопроспринципа: «Это сомнительные компании; мы считаем, что они приносят вред и занимаютсякоррупцией. Они непрозрачны. И мы не хотим, чтобы они чем-то занимались нанашей территории».
Этиидеи нашли отклик в конце декабря, когда киргизская налоговая полиция ворваласьв бишкекский офис «Mina» и потребоваладокументы. Это вызвало беспокойство у подкомитета Конгресса, и он включил всвой отчет следующий примечательный комментарий:
«Вовремя действия этого соглашения “ Mina ”подверглась правовому давлению со стороны киргизских властей; это можноистолковать как попытку закрыть ее полностью и тем самым превратить совместноепредприятие Киргизии и “Газпрома” в эксклюзивного поставщика базы. По сведениям“ Mina ” и “RedStar”, Киргизия подстраивает свои политические и деловыеинтересы под российские и поэтому хочет полностью отстранить “Мину” от поставокдля “Манаса” <…> Адвокаты “ Mina ”сумели предвосхитить рейд, но они считают, что без политической защиты состороны Соединенных Штатов ей со временем придется прекратить бизнес. Еслиопасения этих компаний подтвердятся, есть вероятность, что киргизско-российскоеобъединение будет контролировать все топливные поставки для “Манаса”».
ИзБишкека поступают сообщения, свидетельствующие о том, что компания сейчасзанята войной с киргизскими властями, которые пытаются прекратить еедеятельность и выгнать ее работников. Иллюстрацией можно считать гостиницуХаятт, которая сейчас напоминает крепость. Один местный наблюдательохарактеризовал ситуацию в Бишкеке как очень напряженную: «Возможны аресты.Что-то должно произойти».
Когдастала вырисовываться перспектива полного контроля России за топливнымипоставками для «Манаса», авторы отчета подкомитета, конечно, задумались. Оникритикуют министерство обороны за то, что оно с самого начала не выяснило, ктовладеет “Red Star”и «Mina», прежде чем заключать с ними контракт,но они также рекомендуют американским властям учесть опыт событий в Украине,где российские поставщики топлива использовали свою монополию на нефтепоставки,чтобы взвинчивать цены. (На самом деле, как отмечает Хортон, российский«Газпром» участвовал в топливных поставках с самого начала сотрудничества с «Mina».)
Изэтой напряженной схватки между западной и киргизской компаниями следует извлечьболее общий урок, который касается не денег и контрактов, а геополитики.Некоторые наблюдатели отмечают, что этот контракт позволил Киргизии улучшитьотношения с Россией (и получить от этого выгоду). При прежних президентахстрана ориентировалась скорее на Запад, нежели на Восток. Сегодня киргизскиевласти предпочитают ориентироваться на Восток.
Конечно,Россия едва ли попытается без предупреждения прекратить подачу нефти наамериканские операции в Афганистане. Кремль слишком заинтересован вамериканских деньгах и в том, чтобы США продолжали борьбу с «Талибаном». Но этозначит, что министерству обороны придется сотрудничать с инстанциями, у которыхбизнес и политические методы не менее невнятны, чем у его бывших западныхсоюзников. Уже не в первый раз война в Афганистане объединяет своих участниковв странные партнерства.
Ник Кочан (Nick Kochan) – журналист,финансовый аналитик, специалист в области финансовой преступности.