Вмассовых представлениях россиян о самих себе на одном из первых мест – такаячерта, как миролюбие. В то же время россияне представляют себя в эпическомобразе народа-победителя. Память о военных победах играет существенную роль впубличном дискурсе. Но в дискурсе частном проявляется иное отношение к войнам, которыевела страна. В нем звучат ноты разочарования и, скажем так, историческогосожаления. Это показывает опрос, который проведен Левада-центром в марте сегогода среди 1600 жителей России 18 лет и старше.
Гражданам РФ предлагалось вспомнить восемь войн за периодчуть более века. Это Русско-японская (1904-1905), Первая Мировая (1914-1918),Гражданская (1918-1922), война с Финляндией (1939-1940), Великая Отечественная(1941-1945), война в Афганистане (1979-1989), первая Чеченская (1994-1996),вторая Чеченская война (1999-2009)[1].
Еслидаже не вести речь обо всех других конфликтах с участием армии нашей страны,только перечисленные войны длились в общей сложности более 35 лет и в основномс небольшими интервалами. Периодов без войн, за которые может вырасти «мирноепоколение», было всего два: с 1922 г. по 1939 г. и с 1945 г. по 1979 г.
Входе опроса сначала задавался вопрос о том, какие войны в принципе могутсчитаться справедливыми. Из предложенных исследователями восьми вариантовответа абсолютное большинство (65%) собрал только один: война может бытьназвана «справедливой» когда «люди защищают от нападения свой дом, родных иблизких, свою страну». Ключевыми понятиями здесь оказались те, что отсылают куровню первичного социального порядка – родные, близкие. В этом контексте истрана метафорически определяется как категория того же уровня, что и «дом». Вторымпо частоте (28%) оказался, напротив, пацифистский и в этом смыслеуниверсалистический ответ: «все войны несправедливые, поскольку всегда сопровождаютсянасилием и жестокостью с обеих сторон».
Предлагалисьеще два варианта, акцентирующие универсалистические основания для суждений осправедливости, но они не имели успеха в нашем обществе. Минимальной (7%)оказалась поддержка «войны во имя высших целей и идеалов, религиозныхпринципов, ради чести и славы своего народа». Возможно, это способ отказать влегитимности мотивам тех, кто воюет за торжество ислама. Впрочем «западным»принципам также отказано в поддержке. Всего 8% респондентов готовы считатьвойну справедливой, если она «ведется по правилам Женевской конвенции, соблюдаяправа и обеспечивая защиту мирного населения и военнопленных».
Логикаконтр-партизанских операций в любых исторических условиях – в России в ХIХ и ХХ в., во Вьетнаме иАлжире, на Филиппинах в том же веке, и в Ираке в ХХI в. ставила регулярные армии западныхстран в положение фактически воюющих с населением. Советская и российская армияоказывалась именно в таких условиях в афганской и чеченских войнах, то есть, напротяжении почти всех последних 30 лет. Если она накопила боевой опыт, то онименно этого характера. А российское общественное мнение, отказывая, как мыувидим ниже, этим войнам в статусе справедливых, не соглашается вместе с темподдерживать обвинения в адрес российских военнослужащих, нарушавших условия названныхконвенций. Наказание, к которому приговорил трибунал полковника, изнасиловавшегои задушившего чеченскую девушку, не встретило понимания у значительной частироссийского общества. Эти люди были заодно с теми военными, которые и вАфганистане и в Чечне считали себя не только свободными от ограничивающих их конвенцийо защите мирного населения, но, напротив, наделенными правом на жестокость вобращении с ним как на едва ли не главное средство контр-партизанской войны.
Ещетри определения справедливых войн, построенные на клише советских ипост-советских времен («за освобождение от социальной несправедливости», «противтех, кто угрожает целостности страны», «против угрозы нападения») получают по12%-16% поддержки. То, что эти официозные формулы по уровню востребованности в4-5 раз проигрывают главной, опирающейся на названную выше ценность «дома» и«близких», ясно говорит о том, что вопрос о справедливости войн решаетсяобщественным сознанием как вопрос народной, а не казенной морали. Именно поэтому,как мы увидим ниже, общественное мнение, которое в последние 10 лет не желает воценках главных событий расходиться с высшей властью, в оценках войн игнорируетее мнение.
Извосьми войн, о которых задавались вопросы, семь сочтены абсолютным илиотносительным большинством несправедливыми. Наименее уверенно обществовысказывается относительно русско-японской войны 1904-1905 гг. Ее находятсправедливой 30%, несправедливой – 35%, но не меньшее число затрудняются свыбором ответа. Более четверти россиян не знают, что сказать и о скрытой висторическом далеке Первой мировой войне, но остальные в соотношении 42% к 31% зачисляютее в несправедливые.
Всоветских и постсоветских учебниках истории и русско-японская, и Первая мироваявойны критиковались как начатые царским правительством России. Финская война1939-1940 гг., в свое время сопровождавшаяся с советской стороны риторикой оней как об ответе на провокации «белофиннов», далее в официозе была преданазабвению. В народе сохранялась глухая память о неожиданно сильном сопротивлениифиннов и неожиданно выявившейся непобедоносности Красной Армии. Сегодня про этувызывающую нелегкие воспоминания войну ничего не желают говорить 33%, (средивоенных – 48%). Среди остальных эта война считается несправедливой (42%, против18%). Об исключении СССР из Лиги Наций в связи с агрессией против Финляндии (каки о международном осуждении советского вторжения в Афганистан) российскоеобщественное мнение не знает и не помнит. Идея, что наша страна всегда лишьзащищалась от агрессоров, но сама ни на кого не нападала, является одной изглавных в самопредставлении россиян. Недаром день, когда принято поздравлятьвсех мужчин в их потенциальной роли военных, называется «Днем защитника Отечества».
Собственно«войной» с тех пор и по настоящее время называется только Великая Отечественнаявойна (период с 22 июня 1941 года и по 9 мая 1945 г. Еще три месяцавоенных действий против Японии вспоминаются редко). Эта война выступает также иэталоном справедливой войны. Страна подверглась, как принято считать, коварномуи неожиданному нападению со стороны противника, обладавшего к тому жепревосходством в технике. Она понесла по этой причине огромные потери, но победилаблагодаря героизму народа и благодаря (или вопреки – это ныне есть предметострых политических дебатов) руководству Сталина. Еще одна основа победы – этоисторическая правота. Война была «священной», наше дело было «правым». Сегодняабсолютное большинство (53%) считает, что она была «определенно справедливая» иеще 22% – «скорее справедливая».
Итого75% считают эту войну справедливой. И столько же (74%, это максимум) объявляютнесправедливой войну в Афганистане. «Преступной» ее назвал впервые публичноакадемик А.Д.Сахаров. Он был подвергнут за это обструкции и оскорблениям назаседаниях Съезда народных депутатов. Но затем его оценка была принята народом.Вызывавшая в памяти аналогии с афганской первая Чеченская война началась ипрошла при неодобрении со стороны большинства населения. И сегодня 62% (против16%) полагают ее несправедливой.
Сегодня44% считают, что не следовало в 1999 г. вводить войска в Чечню. Но тогда вторичный вводфедеральных войск в эту республику в силу разных причин поначалу получилподдержку в общественном мнении. Затем, как показывали опросы, позиция публикистала склоняться к прекращению военных действий и переходу к переговорам. ВтораяЧеченская война, однако, продолжалась. Политики, в том числе высшие, настаивалина необходимости ее продолжения и не раз обещали полную победу надсепаратистами, террористами, боевиками. Из среды военных, однако, не разслышались заявления, что им «не дают» победить некие влиятельные силы наверху.В обществе распространились мнения, что война «кому-то» выгодна, и поэтому еене кончают. (Впрочем, как именно и кого именно она обогатила, и куда пошли этибогатства, широкой общественности не известно).
Такили иначе, эта война, как прежде Афганская, за 10 лет стала частью российскойповседневности, частью ее политического, экономического и нравственногосуществования. Война считается завершенной, но и политика, и экономика, инравственность серьезно деформированы этим воздействием. В российской прессенемало сказано о том, как эта война стала препятствием на пути модернизациистраны. Россияне большинством в 59% против 19% ныне объявляют эту войнунесправедливой.
Нафоне тянувшейся второй чеченской кампании успела пройти занявшая всегонесколько дней операция против грузинской армии, также получившая название «войны».По данным других исследований Левада-центра, эта девятая война считается в Россиии успешной, и справедливой. В обозреваемом опросе она не фигурирует. Время для историческихоценок этих событий еще не пришло.
[1] Афганская и обе чеченскиекампании в официальных документах РФ не именовались и до сих пор не признаютсявойнами.