будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Аналитика
Роджер Чарльз Барклай

Дохийский раунд: развитие и проблема сельского хозяйства

Дохийский раунд годами несдвигался с мертвой точки; причиной тому, главным образом (хотя и неисключительно), послужило сельскохозяйственное субсидирование в странах ОБСЕ. Какпоказывает опыт развивающихся стран, необходимо устранить этот дисбаланс намировом сельскохозяйственном рынке, чтобы Раунд способствовал развитию. Сдругой стороны, если развивающиеся страны действительно хотят развиваться, тоим также необходимо снизить таможенные барьеры на пути импортасельскохозяйственной продукции; этой проблеме уделялось гораздо меньшевнимания, чем она заслуживает.

Конечно, в развитыхстранах сохраняются очень высокие сельскохозяйственные тарифы, а субсидии соответствуютторговым барьерам в странах-производителях. Без сомнения, такие диспропорцииособенно обременительны для бедных стран, относительное преимущество которыхсостоит в интенсивном использовании трудовых ресурсов: около двух третейнаселения в таких странах работают в сельской местности. Как показало одноисследование, сельскохозяйственная политика стран ОБСЕ наносит развивающимсястранам ущерб в размере 40 млрд. долларов США в год.

Но, к сожалению, почтиникогда не говорят о реформе сельскохозяйственных тарифов в самих развивающихсястранах. В СМИ львиная доля внимания уделяется субсидированию (см., например, широко разрекламированную работу Уоткинса, опубликованную Oxfam). Чуть меньшевнимания уделялось тарифам в странах ОБСЕ. Дохийский раунд как таковой требуеточень мало от развивающихся стран и совсем ничего – от наименее развитых. Темне менее, когда развивающиеся страны закрывают глаза на свои собственныебарьеры в сельскохозяйственной торговле, они тем самым перекрывают себе доступк огромному ресурсу, который дает либерализация этой сферы – к реформе своихсобственных рынков.

Если учесть масштабы дисбаланса,вызванного тарифами, субсидирование в странах ОБСЕ в общей картине играетвесьма скромную роль. На его долю приходится всего 7% от общего дисбаланса намировом сельскохозяйственном рынке. Оставшиеся 93% - это заслуга барьеров вобласти импорта – тарифов и квот. Из этих торговых барьеров большинство (66%),конечно, приходятся на долю индустриальных стран. Но и развивающиеся страныиграют в этом значительную роль (27%).

Помимо собственно воздвижениябарьеров на пути сельхозпродукции, проблема развивающихся стран еще и в том,что их барьеры наносят непропорционально сильный удар по имущественномуположению бедноты. На самом деле, отмена барьеров в развивающемся мире снизитцены на продукты больше, чем отмена субсидий их повысит, что улучшит положение бедноты,являющейся нетто-покупателем этих продуктов. Как показало одно исследование,благосостояние больше чем наполовину зависит от реформ сельскохозяйственнойторговли, которые в условиях либерализации могли бы провести сами развивающиесястраны.

Почему тогда стольковнимания уделяется субсидированию? Главная причина в том, что от его отмены, впервую очередь, выиграли бы производители плантационных культур (например,хлопка и сахара). Переговоры в Дохе ведутся именно от их лица и ориентируютсяименно на их интересы, а не на интересы бедного большинства. А для того чтобыДохийский раунд способствовал развитию, необходима либерализация не только вотношении субсидирования, но и в отношении тарифов. Сейчас беднота выигрываетот того, что субсидирование сказывается на ценах; если убрать субсидии, нооставить барьеры, удар придется по ней. Простое устранение субсидирования будетна самом деле только мешать развитию.

Таким образом,развивающимся странам следует пересмотреть свои приоритеты. Устранениесельскохозяйственного субсидирования, безусловно, необходимо для успешногозавершения Дохийского раунда. Но давайте смотреть на вещи реалистически. Именноснижение торговых барьеров в самих развивающихся странах имеет ключевоезначение для либерализации сельскохозяйственной торговли, и именно этокачественно сказалось бы положении бедного большинства. Кроме того, для ихправительств это было бы лучшим способом доказать, что они действительно намереныразвивать свои страны и повышать уровень жизни своих граждан. Пока барьеры всельскохозяйственной торговле остаются высокими, искренность намерений руководствабудет вызывать большие сомнения.

Чарльз Барклай Роджер (Charles Barclay Roger) – научныйассистент в Центре глобального управления Лондонской школы экономики (LSE Global Governance). Эта статья – отрывок из большого, еще не завершенного исследования.

Роджер Чарльз Барклай
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).