будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Аналитика
Роджерс Пол

Эд Милибэнд: глобальные перспективы

Избрание нового лидера внациональной политической партии, особенно если эта партия находится воппозиции, редко имеет большое значение в общем контексте проблем мировойбезопасности. Возможно, исключением здесь окажется неожиданная победасорокалетнего Эда Милибэнда, который стал лидером британской Лейбористскойпартии.

На парламентских выборах,которые состоялись 6 мая 2010 г., партия потерпела болезненное поражение, итеперь ушла из правительства по меньшей мере на несколько лет; и за это времяей нужно будет решить свои финансовые проблемы и обзавестись свежими идеями. Ноу нового лидера есть ряд выгодных черт. Его послужной список невелик, и онне имеет отношения к наиболее одиозным решениям партии, принятым при Тони Блэреи Гордоне Брауне. Далее, многие ожидали, что поражение партии, после того какона тринадцать лет продержалась у власти, станет катастрофой, но в итоге всёоказалось не так страшно, потому что консерваторы, дабы обеспечить себепарламентское большинство, вступили в коалицию с третьей стороной —либерал-демократами. Наконец, правительство подготовило радикальную программупо сокращению государственных расходов, и у лейбористов, таким образом, будетвозможность выступить с критикой правительственного проекта.

Конечно, лейбористам некажется утешительной перспектива сосредоточить большую часть своей деятельностина беднейших представителях общества, которые больше всех пострадают отсокращений, а также на социальном и экономическом инвестировании. Эта задачабудет для них особенно трудной, так как общественность стала укрепляться вубеждении, что нынешние экономические затруднения — результат ошибок, которыесовершали лейбористы, когда они были у власти.

Но такая трактовкаупускает из виду многие факторы — например, то, что кризис восходит кфинансовой дерегуляции конца 1980-х гг. (когда у власти были консерваторы воглаве с Маргарет Тэтчер). Она не учитывает даже недавние события —распространение ненадежных финансовых инструментов (кредитно-дефолтных свопов иобеспеченных долговых обязательств), в результате которого начались (и еще незакончились) финансовые потрясения 2008-2010-х гг.

В противовес этому ЭдМилибэнд может раскритиковать банковскую систему – начиная с колоссальныхдолгов, которые она породила (и которые должно оплачивать население), изаканчивая неравенством, которое она воплощает сама по себе (это выражается вогромных зарплатах и бонусах, не сравнимых ни с какими социальными льготами).

За этими частнымивопросами, относящимися к политике экономического кризиса, стоит более общаяпроблема. Следующие парламентские выборы в Великобритании должны состояться вмае 2015 г., и к тому времени главные тенденции глобального масштаба – острыесоциально-экономические разногласия и экологические затруднения – станут болееощутимыми, а бороться с ними станет еще труднее. Это большой вызов для всехполитических лидеров, но для нового лидера этой немного помятой, но тем неменее влиятельной левоцентристской партии здесь представляется редкаявозможность внести в ее программу элементы подлинно инновационного мышления,благодаря которому партия сможет подготовить условия для фундаментальныхсоциально-экономических изменений.

               Новая повестка дня

В своей колонке на openDemocracy я постоянно пишу о том, чтовторое десятилетие XXI в. станет ключевым моментом для перехода к такомумировому порядку, который будет ориентироваться на поддержание экологии. Нетсомнений в том, что перспектива глобального потепления (признаки которогозловеще участились) – это самая серьезная опасность. Правление ДжорджаБуша-младшего стало в этом смысле потерянным десятилетием, на Копенгагенскомсаммите, проходившем в декабре 2009 г., не удалось добиться возвращения кэкологически ориентированным принципам, а крупные энергетические магнаты и ихсторонники в СМИ намерены удерживать статус-кво.

Если процесс глобальногопотепления никак не сдерживать, его катастрофическое воздействие скажется,возможно, еще только лет через двадцать или даже позже. Но это значит, что мерыпо переходу к «низкоуглеродистой экономике» следует предпринять задолго донаступления 2020 года. Такого перехода самого по себе недостаточно, хотя егозначение трудно переоценить; он должен стать частью гораздо более масштабногопроцесса, включающего в себя экономические реформы, благодаря которым равенствастанет больше, а экономический рост перестанет быть единственнымконвенциональным путем к эмансипации.

В ходе такихпреобразований придется осознать, что лихорадочная нефтедобыча, сокращениебиоразнообразия и другие экологические крайности – это части единой проблемы,которая состоит в повсеместном истощении экосистемы. Людей на планетестановится всё больше, а господствующая в человеческом сообществе экономическаямодель способствует его саморазрушению.

Может показаться, что этаобщая проблема далека от внутриполитической повестки Эда Милибэнда. Но с ней неизбежнопридется столкнуться. Некоторые организации (например, New Economics Foundation и Oxford Research Group) разрабатывают инновационные способы ее решения.Но их идеи станут влиятельными только в том случае, если серьезные политическиелидеры включат их в свои программы.

               Смена парадигмы

Именно здесь у ЭдаМилибэнда главное преимущество. У него есть время как минимум до следующих парламентскихвыборов, чтобы занять ведущее положение в дискуссии (если только политическийкризис не приведет к распаду коалиции еще до этого срока). В течение этогопериода он и его команда смогут – помимо необходимого решения насущныхполитических проблем – поддерживать и поощрять новаторские идеи, а такжеспособствовать их развитию.

Во многом их вклад в этойобласти будет косвенным. Но его потенциал увеличится, если действия в этомнаправлении будут сочетаться с открытой борьбой за поддержание экологическойстабильности и социальную справедливость. В краткосрочной перспективе это неприведет ни к возрастанию, ни к потере избирательных симпатий, но году в2013-2015 (то есть к следующим выборам) этот подход, возможно, покажетсяизбирателям наиболее предусмотрительным, приемлемым и даже привлекательным.Вполне возможно, что к 2014 г. общественность осознает, какие угрозы длябиосферы таит в себе нынешняя экономическая система, особенно когда делокасается изменения климата.

В этом случае таполитическая команда, которая систематически обращается к радикальному ипрогрессивному анализу глобальной безопасности, станет одной из ведущихполитических партий в мире, потому что она сможет руководить так, как это будетнужно следующему поколению.

Трудно переоценить объемработы, необходимой для того, чтобы преодолеть нарастающую глобальную проблему.Конечно, в этом должны принимать участие далеко не только политические партии иистеблишмент. Огромный вклад здесь могут сделать активисты и представителисамых разнообразных движений, прогрессивные мозговые тресты, а также тенемногочисленные университеты, которые не культивируют интеллектуальнуюограниченность.

Но здесь также необходимосерьезное, целенаправленное и исключительно энергичное политическоеруководство. В этом отношении Эд Милибэнд еще себя не проявил. Но он ужепоказал себя с лучшей стороны во время Копенгагенского саммита, а его поведениево время борьбы за руководство партией свидетельствовало о такой решительностии смелости, которой большинство аналитиков от него не ожидало.

Сейчас его главноепреимущество состоит в том, что у него есть время и возможности, чтобыразработать новую политическую парадигму. Если его советники подойдут к этому сумом, результат может превзойти ожидания. Британия – это маленькая постимпериалистическаястрана, население которой составляет в лучшем случае 1% от численности людей вовсем мире. Но у нее есть некоторые полезные связи (с европейскими иатлантическими странами; кроме того, она входит в состав Совета безопасностиООН). Благодаря этому у нее есть такие рычаги воздействия, каких у большинствастран нет.

У Эда Милибэнда естьвремя, чтобы создать модель государственной программы, которая будетосновываться на принципах мировой экологической безопасности, а в XXI в. этонеобходимо. За следующие два года мы увидим, как далеко он и его партия смогутпродвинуться в этом жизненно важном направлении.

Пол Роджерс(Paul Rogers) – профессор факультета проблем мира Брэдфордскогоуниверситета в Северной Англии. Консультант Оксфордской исследовательскойгруппы. С 26 сентября 2001 ведет еженедельную колонку по мировойбезопасности на OpenDemocracy. Пол Роджерс также пишет ежемесячный брифингпо мировой безопасности для Оксфордской исследовательской группы. Автор книг Why We're Losing the War on Terror («Почему мы проигрываем войнупротив террора») (Polity, 2007), где он анализирует стратегическиеошибки эпохи после 11 сентября и обосновывает необходимость новойпарадигмы международной безопасности, и Losing Control: Global Security in the 21st Century («Потеря контроля: глобальная безопасностьв XXI веке») (Pluto Press, 2009). Редактор раздела помеждународной безопасности в интернет-издании openDemocracy.

 

Роджерс Пол
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).