Спустя два годапосле событий августа 2008 года будущее маленького и молодого кавказскогогосударства Грузия остается открытым. Любая реальная оценка его перспективдолжна начинаться с упоминания об этих событиях и их последствий – в частности,о том, как они повлияли на ситуацию в Тбилиси.
То, что РоналдАсмус назвал «маленькой войной, которая потрясла мир», имело различныеоснования. Произошедшее стало результатом двух факторов: возрастающегонапряжения в сложных отношениях между Грузией и Россией, включая и недовольствосо стороны России проявляемым Западом неуважением по отношению к ее интересам,и внезапным кризисом вокруг отделившейся от Грузии Южной Осетии.
В эти отчаянныедни 8-12 августа 2008 года российские войска подошли к столице Грузии; дажепосле прекращения огня 12 августа тысячи российских военных оставались встране, располагались и в Южной Осетии, и в другой отделившей территории -Абхазии – тех, которые Москва признала независимыми государствами.
Агрессивнаяпозиция во время и после «пятидневной войны» позволила Россия подтвердить(своим соседям и Западу) давно вынашиваемую политическую задачу: восстановлениегегемонии над, как минимум, частью «постсоветского пространства». Но наряду синформированием НАТО и Евросоюза о том, что она не допустит больше экспансии в восточном направлении, Россиянадеялась пойти дальше – сместить западно-ориентированного президента ГрузииМихаила Саакашвили и установить более послушную власть в Тбилиси; а такжеустановить эффективный контроль над Южным Кавказом, в том числе - над еговажными энергетическими направлениями.
Россия быласпособна установить военный контроль над тем, что Грузия все в большей степенистала называть «оккупированными регионами», - над Южной Осетией и Абхазией.Всего лишь три государства последовали за Россией в признании независимостиэтих территорий (Никарагуа, Венесуэла и Науру); и в своей цели сместитьненавидимого ею грузинского президента и изменить баланс сил на Южном КавказеРоссия, несомненно, потерпела неудачу.
Грузия вышла из войныповрежденной, но непокорившейся. Ее устройство выдержало разрушительноестолкновение, экономика выжила в глобальном экономическом кризисе благодаряинтенсивной финансовой поддержке международного сообщества.
Но последующие месяцы былитяжелыми. В ситуации политической турбулентности власти пытались в ограниченныхусловиях сгладить послевоенные экономические проблемы, такие, как безработица ибедность, которые оказывали влияние на грузинское население. Экономическая команда Михаила Саакашвилиосновывалась в своих планах развития на довоенном уровне иностранныхинвестиций, составлявшем почти 2 миллиарда долларов в год. Эта сумма упалаболее чем на четверть в ранний послевоенный период, что повлекло за собойсокращение экономики примерно на 4%; Хотя инвестиции постепенно снова растут, иофициальный прогноз состоит в том, что экономика в 2010 году вырастет на 5% .
Поиск иностранных инвесторовдля Саакашвили и его команды – ключ к будущему экономики Грузии. Правительствотаким образом прилагает большие усилия для того, чтобы Грузия выглядела какместо с привлекательным климатом и условиями для бизнеса – «странавозможностей» для бизнесменов. В то же время, частая смена экономическихминистров в правительстве Саакашвили всвоем роде отражает сильно затруднительное положение экономики страны.
Политическая сфера такжеподвергается испытаниям. Ожесточенные риторические дискуссии с Россией продолжились после войныавгуста 2008 года, дипломатические связи окончательно разрушены. Москвапродолжала надеяться на смещение Михаила Саакашвили. В Тбилиси политическаяоппозиция начала строить мобилизацию на уличных протестах вокруг того, чтопрезидент с сомнительной демократической биографией, ответственный за потерютерриторий, должен уйти в отставку.
Протесты в центре Тбилисипродолжались месяцами. Пика они достигли в конце мая 2009, но без видимогорезультата. Оппозиция, сталкивающаяся с серьезными разногласиями и объединеннаятолько позицией против Саакашвили, не убедила население Грузии в том, что онахочет больше, чем прийти к власти, или что (если она сделает это) она способнавосстановить социальную и экономическую ситуацию в стране. Более того,радикальное крыло оппозиции – то, которое доминировало в протестах, –взволновало многих грузин, которые боялись, что обострение внутреннегоконфликта приведет к повторению хаоса, коррупции и беззакония 1990-х гг..
Власти также проявили себя вкризисном менеджменте (включая терпение) лучше,чем во время сопоставимых бурных волнений в ноябре 2007 года, когда онииспользовали отряды полиции, слезоточивый газ и резиновые пули, чтобы рассеятьантиправительственные демонстрации в Тбилиси.
Неспособность оппозициидостичь своих целей при помощи уличных акций, кроме того, в конечном счете разбилаее на составляющие. Выборы - местные и мэра в Тбилиси в 2010 году - сталиследующим полем боя, с требованием реформирования грузинского выборного права,чтобы сделать его справедливым, открытым и демократичным.
Правительство предоставилосвои собственные изменения в выборное право, и некоторые оппозиционные партии(христианские демократы и национал-демократы, в том числе) согласилисьскооперироваться по этому вопросу под руководством Объединенного НациональногоДвижения; но более радикальные партии отказались принимать участие в работе,обвиняя правительство в стремлении обезопасить свою власть и гарантироватьобманный исход выборов.
Так 2010 год оказался важнымгодом для Грузии и на внутреннем, и на внешнем фронте. До настоящего времени Единое национальное движение не испытывалонеудобств: пользовалось успехом на местных выборах, а его кандидат выиграл напервых всенародных выборах мэра Тбилиси (широко расцененных как репетицияследующих президентских выборов 2013 года). Победителем в столице стал ГигиУгулава, сторонник президента Саакашвили, который получил 55% голосов (противменее 20% у его соперника – Ираклия Аласании), что гарантировало ему второйсрок.
Результаты выборов позволили извлечь двойной урок:во-первых, большинство грузин почувствовало, что правительство добиваетсявидимых улучшений в обновлении инфраструктуры Тбилиси и других городов;во-вторых, кандидаты, которые сконцентрировались на занятости, здравоохранениии социальных пособиях, были вознаграждены. Эта более «практическая» ориентация,в отличие от лозунгов уличных протестов «всё или ничего», демонстрируетразвитие политической культуры Грузии.
Победа на выборах правящей партии прояснила политическуюситуацию в стране. Она также положила начало последующей полемике опрезидентстве. Ираклий Аласания, известный в Тбилиси как более умеренныйполитик, чем Михаил Саакашвили, объявил о намерении трансформировать свойАльянс за Грузию в эффективную политическую силу, способную достичь победы в2013 году.
Основным предметом борьбы за будущее Грузии является формановой конституции. Проект, созданный правительством, предполагает значительныеограничения власти следующего президента в следующих сферах: определениекандидатов в премьер-министры, отставка министров без утверждения парламентом,процедура импичмента, власть местных органов.
Опасения оппонентов Михаила Саакашвили состоят в том, чтоон планирует расширить свою власть с помощью усиления должностипремьер-министра после окончания его двух президентских сроков (всё, что емупозволено по существующей конституции Грузии), с возможным возвращением кпрезидентству впоследствии. Поэтому некоторые из них добиваются прекращениярассмотрения какой-либо новой конституции Парламентом, выбранным в мае 2008года, в котором преобладают приверженцы Саакашвили.
Война в августе не изменила прозападную ориентацию Грузии.Выборы в мае 2010 года дали знак ее усиления, что подтвердили визитывысокопоставленных западных политиков, возобновивших таким образом своюподдержку. Самым заметным из гостей стала госсекретарь США Хиллари Клинтон, чьяпоездка в Армению, Азербайджан и Грузию закончилась в Тбилиси, где 5 июля 2010года она выказала несомненную солидарность и неоднократно использовала понятие «оккупация»применительно к присутствию российских войск в Абхазии и Южной Осетии.
Клинтон сказала, что администрация Барака Обамы«категорически не одобряет» российские притязания на сферу влияния в странах, скоторыми она граничит. Также она заверила власти и население Грузии, чтонамерение Америки «перезагрузить» отношения с Россией не повлечет за собойпопытки пожертвовать чьими-то другими интересами.
Этотвизит, как и визит в Грузию главы внешней политики Евросоюза Кэтрин Эштон, атакже французского министра иностранных дел Бернара Кушнера, былм восприняты встране как критически значимые жесты поддержки в преддверии второй годовщинывойны – особенно ввиду того, что Россия до сих пор не выполнила обязательств посоглашению из шести пунктов, которое завершило войну (известный как планСаркози - Медведева по именам двух подписавших его президентов).
ОтношенияГрузии с Россией остаются для нее экзистенциальной проблемой. Любая маленькаястрана, расположенная рядом с гигантским соседом, предпочтет иметь с нимнормальные, если не хорошие отношения. События августа 2008 года сделали этосейчас невозможным, превратив уже существовавшую отчужденность в ситуациюглухого тупика. В этом смысле, и учитывая судьбу Абхазии и Южной Осетии, Грузияспустя два года продолжает жить последствиями войны. Однако, с другой стороны,страна выжила и развивается после самого опасного момента в ее новейшейистории. Будущее, несомненно, остается открытым.
АлександрРондели (Alexander Rondeli) – президентГрузинского Фонда Стратегических и Международных Исследований.