будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Аналитика

Игры патриотов

Главная хозяйственная тема предвыборной президентской кампании в Украине – вопрос об экономической независимости. Более того, именно  в этой теме настоящие, нелакированные позиции участников политической дискуссии видны наиболее ярко. Но для этого нужен минимальный анализ, потому что демагогии и «обмана трудящихся» в этой теме тоже больше всего. Политики скрывают от населения суть стоящего перед страной выбора: официальные лица говорят лишь нечто формальное «о развитии проекта «Единого экономического пространства», оппозиция – о предвыборной распродаже Родины в пользу России.

Типичный пример украинской политической дискуссии - заявление депутата Верховной Рады Алексея Гудима (от 18 августа) о якобы имеющихся планах правительства сдачи в долгосрочную аренду энергоблоков украинской Бурштынской ТЭС компаниям-сателлитам РАО «ЕЭС России» в партнерстве  с американскими фирмами под гарантии инвестиций в $80 млн. для реорганизации предприятия. Нас в данном случае интересует не конкретный проект, который невозможно оценивать вне стратегии государства в данной отрасли (и в этой рамке действительно можно дискутировать), а политическая риторика в этой связи.

«Упомянутые американские компании – это так, салом грудь помазать, чтобы никто не говорил, что речь идет о россиянах», - заявил депутат, тем самым, обозначив и свою принадлежность к одному из действительных предвыборных лагерей, - прозападному. При этом он называет и цену, за которую необходимо отказываться от инвестиционных контрактов: есть «сигналы, что если украинцы будут последовательными и будут осуществлять политику евроинтеграции, то в ближайшие 5 лет вся энергосистема Украины будет работать параллельно с энергосистемами Европы».

Иными словами в типичном украинском политическом вопле об экономической независимости никакой независимостью и не пахнет. Между тем, именно ее и стоило бы обсуждать кандидатам в президенты.

Кандидат в президенты Виктор Янукович, являясь при этом премьер-министром, объективно ассоциируется с ускорением российско-украинских контрактов в экономической сфере, имеющим место в последние месяцы.

Кандидат в президенты Виктор Ющенко поэтому вынужден разоблачать линию оппонента на очень неудобном материале. Критикуя российско-украинское долгосрочное соглашение о поставках туркменского газа на украинский рынок, он заявил: «Этот шаг, безусловно, идет в разрез с концепцией формирования внутренней безопасности Украины… Вопрос монополии поставок одной стороной – это объект угрозы стабильности национальных интересов, в том числе энергетических… газовый баланс должен состоять не только из российских поставок, но и украинских, а также третьей стороны».

Договор, напомним, предусматривает удаление всех посредников поставок любого газа на Украину и их централизацию во вновь созданной, более прозрачной для «Газпрома» «дочке» «Газпромбанка» и «Райффайзенбанка» - «РосУкрЭнерго».

Удивительно, но тяжесть риторики относительно «экономической независимости Украины» оказалась настолько сильной, что даже бывший премьер Украины (именно на премьерство Ющенко приходятся сработавшие «ультиматумы» о планах строительства газопровода в обход Украины, если украинское правительство не будет гарантировать бесперебойный транзит) здесь попал ровно пальцем в небо.

Дело в том, что в Украину «туркменский газ» никогда не поступал, а Туркмения не была и не могла быть «третьей» стороной и фактором дополнительной украинской независимости. Туркменский газ по пути на Украину перепродавался сначала на границе с Узбекистаном, потом – на границе с Казахстаном, потом – на границе с Россией. Так что в Украину он поступал, все равно, через российскую компанию, минуя множество посредников. 

Обилие посредников в постсоветской экономике всегда означало дополнительные издержки («откаты», скрытые прибыли и т.п.). Но кроме экономических издержек были еще и политические – на каждом этапе можно было и не договориться. В 2000 году после Виктора Ющенко к Туркменбаши пришлось ехать Леониду Кучме и была про этому поводу теперь уже забытая кутерьма, а критики и сторонники премьера набрасывались друг на друга как раз по поводу национальных интересов.

Настоящий интерес Украины и ее индустрии – это гарантии поставок нужного стране количества газа по фиксировано низкой на максимально большой период цене. И если эта цель достигнута, то все равно, сколько у тебя поставщиков. В принципе украинские переговорщики как раз это и получили, а «Газпром» в свою очередь удалил лишних посредников.

Можно было бы пытаться, конечно, найти «третью сторону», не российского поставщика энергоресурсов в Украину. В какой-то момент казалось, что первым инструментом похожей диверсификации может стать нефтепровод «Одесса-Броды», изначально рассчитанный на каспийскую нефть. Но беда в том, что он был построен в 2001 году под неопределенные «сигналы» и до недавнего договора с ТНК о его реверсном использовании вообще простаивал. Если бы диверсификация импорта энергоресурсов было бы самоцелью, тогда бы можно было пофантазировать насчет поставок, скажем, из Ближнего Востока или Норвегии, но такого рода «маниловщина» никакого отношения к независимости украинской экономики не имеет.

В случае откровенной дискуссии относительно экономической независимости Украины кандидатам в президенты следовало бы исходить из реалистичного выбора. Можно, скажем, понимать экономическую независимость как рост национальных капиталов и национальной промышленности. На этом пути в энергетических, энергоемких секторах и в машиностроении, завязанном на советские циклы производства, объективно нельзя не ориентироваться на Россию, а в приватизации и поиске инвесторов давать «зеленый свет» прежде всего национальному капиталу во всех случаях, когда он способен «потянуть» задачу модернизации производства. Вообще же украинская экономика недоинвестирована, нужно бороться и за российские нефтедоллары и за западные инвестиции везде, где они могут привести к развитию производства.

Можно понимать национальные интересы и как независимость прежде всего от России и от крупнейшего украинского капитала, но в этом случае нужно объяснять населению и последствия такой стратегии: мировые цены на энергоносители, остановка практически всего производства социалистического времени и надежды на скорейшее размещение на своей территории филиалов иностранных производств.

Любые другие разговоры об экономической независимости Украины - либо лоббирование интересов отдельных компаний, либо вранье.

читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).