Можно ли произвести анализ политической ситуации, не видя ее в естественной окружающей среде? Нет. Поэтому такую окружающую среду надо, во-первых, увидеть лично, а во-вторых – сфотографировать, чтобы между картинками сообщить о политических новостях и трендах. Данная история будет представлена в двух частях. В первой – о политике. Ну, если ли то, что будет ниже, можно считать имеющим отношение к политике. Но, с другой стороны, к чему еще это относится?
"С хвоста" это, понятно, нумерация состава. Вообще, странно – лето, а вагон заполнен только на половину. В смысле, на четверть – половина купе была пустых. В обратную сторону народу было чуть больше, совершенно пустовало только одно купе. Ну так это и пятница была.
Вообще, Киев я знаю так, что как-то специально относиться к нему нет никакой необходимости. Так что во всех этих словах и фотографиях не будет ровным счетом никакого эмоционального высказывания, а - чисто конкретно объективная реальность, какой она была в два последних июльских дня 2009 года.
Возвращаюсь к исходному посылу: понять, что происходит в Киеве без чисто конкретного ощущения окружающей среды никак нельзя. Что мы имеем в прессе? Там постоянно какие-то страсти, обострения внутриполитической жизни, а также внешнеполитические демарши, преимущественно – в адрес Российской Федерации. А на самом деле там лето и отпуска и, вообще, лето. Где именно происходят все эти новости? Вот, например, виды самого дорогого спального района Киева, Оболони.
А также в вечернем, интимном варианте
или так
В общем, спокойно там. Новости, дипломатические демарши, а также Ющенко-Тимошенко-Янукович и проблемы Черноморского флота совершенно не сказываются на ходе жизни. Тем более, что в Киеве и флота никакого нет. Даже нельзя сказать, что все эти новостные страсти не более, чем рябь на воде - на подсолнечном масле. Не более того.
По фактам. Что там было самым актуальным, судя по новостям? Визит Патриарха Кирилла, протесты части местного населения, требования немедленного признания украинской автокефалии и т.п.
Ну, 30 июля никаких протестов и акций уже не было, Кирилл поехал дальше, но остатки визуального противостояния сохранились. Билборды в пользу Кирилла имелись в центре города, в Липках и на Печерске – по дороге к Лавре висели баннерные растяжки с приветствиями в его адрес. Имелись также некие неформальные заявления:
Что такое этот "Киевский Иерусалим", я понятия не имею, и никто не знал. Другие части города, тот же центр, а также Львовская площадь и далее по Артема, а также Подол (да и не только там, понятно) заполняли билборды с другим патриархом – рекламно провозглашенным Филаретом.
Собственно, к чему были все эти протесты и прочие разговоры об автокефалии украинской церкви им.Филарета, когда все уже было просто решено через билборды? К слову, не такие уж киевляне богобоязненные, чему свидетельством лайтбокс, сообщающий о "наиболее влиятельных людях Украины".
Если о билбордах и политике дальше, то в киевском пространстве доминирует вот что:
Что это? Это молодой и перспективный (считается) политик Арсений Яценюк, который с билборда призывает спасти страну (врятувати краину). В принципе, билборды в Киеве не так уж и дороги, на окраинах примерно $300 в месяц, но их очень много – так что в сумме на эту радость ухлопали (приятели прикинули) $миллион. Некоторый приятный нюанс состоит в том, что билборды идут в общем ряду городской рекламы, отчего возникают вполне художественные моменты.
В чем тут пафос данных билбордов? Его, собственно, нет, а все дело в том, что когда А.Яценюку однажды замерили рейтинг, то он оказался большим, и тут все стали задумчивыми: что с этим делать? Экс-спикер Яценюк тоже задумался. 10 процентов, что с этим делать? А потом уже и 14%, как быть? Понятно, что цифры надо капитализировать, поскольку ведь иначе уйдут, как и не было. Таких случаев там хватало. Но как именно капитализировать? Ну что делать, надо создавать очередной политический проект, идти в президенты. Разумеется, в качестве принципиально нового политика, которого-то вся краина и ждала. Да, чтобы не потерять кадр - вот как выглядит подземный переход рядом с этим самым билбордом (это Контрактова площадь, Подол). Я этот переход в разные годы раз пять уже, наверное, пытался снять, вот только теперь хоть что-то получилось – очень уж он темный. Нравится мне это место, что поделаешь.
Так вот, Яценюк решил идти в президенты. Не очень понятно, зачем он свои билборды развесил уже в июле, поскольку президентская кампания начнется только 17 сентября. И то, лишь в случае, если возникнут проблемы с недавно принятым новым законом о выборах - а если с законом все будет в порядке, то кампания начнется вообще 17 октября. Так или иначе, нарушением это не считается, другое дело, что пока суетятся только кандидаты второго эшелона. А.Гриценко (экс-министр обороны) на билборды тратиться не может, он только в лайтбоксах, где имеются его лицо и подпись: "Наилучший из неизбираемых". Такой креатив.
Еще кампанию начал Сергей Тигипко. Этот ведет себя лаконично и странно. Сначала заявил, что ради кампании начинает распродавать свой бизнес (во что никто не верит), а второе его заявление состояло в том, что его фамилию пишут неправильно, так исторически сложилось, но надо бы исправить. Потому что он не Тiгiпко (Тигипко), а Тигипко (Тыгыпко), от украинского – как сам напомнил – "тыгыпнуть", т.е. "сделать некое резкое движение", примерно кого-нибудь стукнуть. Звучит романтично, но люди с хорошей памятью настаивают на первом варианте, вспоминая как в конце 90-х С.Тигипко, как комсомольский работник, был в затруднении в связи с введением рынка, а его успокаивали, говоря "Ти ж хибкий, Сережа". Так или иначе, разместить свой облик на обложках и, далее, билбордах он в состоянии, на них он обещает все перекурочить.
Так что интригу пока поставляет Яценюк, он все-таки не второго эшелона, идет пока вторым за Януковичем. Интрига в том, что не очень понятно, что и как он собирается обновлять: за все время, в течение которого он производит пафос на тему своей принципиальной новизны и неизбежного президентства, от него было всего два конкретных заявления. Во-первых, он знает всю правду об УПА, но Восток страны до нее еще не созрел, поэтому он им ее пока не скажет. Во-вторых, он плохо относится к гомосексуалистам. Во всяком случае, сравнил возможную коалицию Партии регионов и Тимошенко с противоестественной связью. Других концепций у него пока не было. Вот, собственно, его предвыборный штаб на том же Подоле, на Валах (кажется, это Верхний).
Для полноты картины (имея в виду невозможность рассуждений об украинской политике вне ее природных обстоятельств), предъявим картину, которую каждый рабочий день видят сотрудники Яценюка (и он сам) из окон своего офиса. Это расположено ровно напротив.
Нет, я к Яценюку неплохо отношусь, мне ж даже сказали, что он умный. Но он такой самый активный, что и оказался почти главным персонажем очерка. Так вот, никто не знает, что он будет делать – он еще не сформулировал. Зато известно, кто это ему сформулирует самому – Тимофей Сергейцев, Дмитрий Куликов и Искандер Валитов. Факт данного контракта изрядно веселит местную политтехнологическую и медийную публику, поскольку все помнят о предыдущих действиях этой бригады по обслуживанию украинской политики. Есть предположения, что они, как и десять лет назад, сделают типа "Проект Украина-2010". Лицам, интересующимся деталями, рекомендую соответствующее исследование "Украинской правды". Так или иначе, пока Яценюк мается без конкретных слов, которых ждет от него потенциальный электорат, а вид билбордов порождает различные всплески юмора на тему рятувати краину, а также - кроликов. Не знаю, почему-то его все время сравнивают с кроликом. Вот и мой приятель тут же вспомнил о Яценюке, когда на улице Прозрезной увидел это:
Собственно, всем этим политические дискурс и контекст исчерпаны. Во второй части уже ближе к жизни в ее человеческом варианте. Нет, следующий кадр тоже можно как-то отнести к политике - выставив как аллегорию ручного управления процессами и адресной доставки мессиджей нуждающимся.