Ох, и сложнаяэто тема «Оренбургское казачество»… уж я к ней и так и эдак… а что-то нерождается мысль или чуть зародившись сразу убегает. Вроде Оренбург и казаки - понятияв нашем местном сознании пару веков как неразделимы, вроде про казаков столькобаек и реальных историй существует, вроде не раз по роду профессии мне с нимиобщаться приходилось, а я все что-то тяну, все откладываю… Ух! Прибегну кстарому материнскому методу: обращусь за помощью к детям. Итак, кто такойказак? - вопрошаю я своего умного ребенка. «Это слово-перевертыш. По-научномуназывается «палиндром», - безошибочно следует ответ. Молодец, доча! Не зря тыпервое место на городской олимпиаде по русскому языку заняла. Правильно,перевертыш! Иначе как бы они все войны прошли, репрессии, раскулачивание ирасказачивание пережили! Идем дальше. Хватаю ребенка под мышку, по дорогецепляем дворовую подружку (официальная моя версия – дети не должны на каникулахболтаться без дела) и идем в музей оренбургского казачества.
Где бы выдумали, находится сия галерея исторических ценностей? На базаре! На «Славянскомбазаре», если быть точней. Место это совсем рядом с центром города располагается.Оренбуржцы из сразу нескольких районов любят сюда регулярно заглядывать. Мояподруга, живущая в двух шагах от центрального рынка, предпочитает потерятьлишние полчаса на дорогу, но съездить именно на «Славянский». Там, говорит,мясо от нашей доморощенной, а не привозной из Голландии, скотины по нормальнойцене продают, окорочка не американские, а сакмарские (Сакмарский район воренбургской области известен своей птицефабрикой), плюс деликатесы домашние,плюс масло подсолнечное без накруток посредников, плюс мед натуральный, ну ицены опять же радуют. А что нам, женщинам, надо для счастья?! Копейка рубльбережет. Кстати, полное название данного предприятия «Казачий славянскийбазар». Здесь свою сельскохозяйственную продукцию казаки и казачки продаютпокупателю без посредников. Или так считается, что без посредников, по крайнеймере, цены приемлемые. Оренбургские казаки своим умением работать на земле вовсе времена славились. Потомственная казачка бабушка Груня рассказывала мне,что в ее семье все всегда занимались сельским хозяйством. Своими руками сеяли,пахали, печи клали, дома строили, дрова рубили и обязательно баню топили. Вкаждом дворе баня была. По-черному. Глаз от дыма резало, а казак всепокряхтывал под дубовым веничком. «Только какие сейчас казаки..., - вздыхаетбабушка Груня. – Все смешалось, а коренные вымерли».
Прыгаем сдетьми через лужи, заглядываем в каждый торговый павильон, ищем музей. Впопыхахзалетаем в антикварную лавку. Ух ты! А она тоже казачьей тематики. Петлицы,кокарды, нашивки. Форма казачья с синими лампасами. Синими у оренбургскихказаков они стали после восстания Пугачева. Кстати, события эти привели потом внаш степной край великого Пушкина. А тот, пообщавшись с оренбуржцами –очевидцами тех событий, написал потом повесть «Капитанская дочка». Так вотЕмельку большая часть оренбургских казаков не признала, держала осаду отпугачевцев, а некоторые полки помогали усмирению непокорных в составе русскихотрядов. За верность государю императрица Екатерина пожаловала казакам синийцвет - символ российской государственности. С тех пор брюки и околыш фуражкиоренбургских казаков синего цвета. Отрываю детей от созерцания блестящихсамоваров и значков, тащу их дальше. Ура, кажется, нашли!!!
Нас сулыбкой встречает хранительница музея Людмила: «Это вы та мамочка, которая потелефону про работу музея интересовались?» Я, конечно. Сколько стоит входнойбилет? Бесплатно?! Конечно, во всех оренбургских музеях цены от 20 до 100рублей колеблются (в зависимости от выставки), но не бесплатно же?! Тем более,музей этот частный. Атаман Юрий Бельков без помощи местных чиновников создалего на базе своей собственной коллекции, собирать которую еще его отец начал. Омузее мечтали все казаки. Безусловно, в областном краеведческом музее естьэкспозиция, посвященная оренбургскому казачеству. Более того, в запасникахмузея хранится самая большая коллекция казачьих женских костюмов – единственнаяв мире. Но вольные оренбургские казаки всегда были самостийными, поэтому имузей у них должен быть свой. Первое время все охотно несли в него все, чтоосталось от далеких предков, элементы казачьего быта активно заполняли комнату.Сегодня тоже иногда что-то новенькое появляется. Но народ стал болеемеркантильным, бесплатно ничего не жертвует. Предприниматель атаман Бельковвсегда средства найдет. На сегодня «Славянское» объединяет более 1000 казаков иказачек и является крупнейшим во всём Оренбургском войсковом казачьем обществе.Сами «славянские» уверены, что они единственное общество конкретных дел. Ипамятники устанавливают, и книги с журналами печатают, и крестные ходы сказачьими иконами устраивают, и патриотов воспитывают.
Дети былив восторге: такое количество чучел животных! Ворона и лисица, рысь, орел, тетерев,куница и три огромных медведя. Последних в Оренбургской области только по весневстретить можно. Голодные медведи-шатуны могут заглянуть в наше малолесье изсоседней Башкирии. Лет пять назад был случай, когда мишка напал напрогуливающуюся по ночному Кувандыку пару. Ночь, фонари не горят, романтическиезвезды, рык сзади и мохнатая лапа на плечо. Спасли ребят проезжавшие мимомилиционеры, но мишка в ту ночь много припаркованных машин порушил, пока его непоймали. Впрочем, быть может, в эпоху создания казачества (его история вОренбургском крае насчитывает не менее четырёх столетий) медведи и впрямь у нассвободно прогуливались.
С момента основаниявойска главной задачей казаков была постоянная охрана приграничных территорийот набегов азиатских кочевников, при постоянной службе на редутах и пикетах. Вкаждой семье положено было иметь дополнительные шапку и пику. Это чтобы вслучае появления на горизонте врага видимую массовость создать. Рядом с собойпику поставить, а на нее шапку надеть. Как-то раз казаки станицы Каменно-Озернойушли ловить осетров. (Эх, была ведь когда-то эта рыба в Урале! Мечта несбыточнаямоего мужа – рыбака…) А в этот момент кочевники набег делали. Так казачкипереоделись в мужскую одежду и отбили станицу свою. Уже в современной Россииотбивать свои дома казакам пришлось от преступных элементов. В станицеКумакская на востоке Оренбургского края в конце 90-х прошлого века был сокращенучастковый. Хулиганы тут же распоясались, безобразничать начали. Один измужиков, что постарше, вспомнил свое казачье прошлое, позвал соратников,оделись они в форму, взяли по казачьей плетке и пришли на танцы в местный клуб.В общем, не сразу, конечно, но безобразничать в той станице перестали. Вказаков и народ, и власть местная поверили. Стали к ним относитьсяпо-серьезному, вроде бы даже ставки для них как для охранников правопорядканашлись. Охранная деятельность, кстати, - это то, к чему современные казакистремятся уже последние лет двадцать. На том же «Славянском базаре» охрана изказаков. Было время, когда казаки дачи от погромов сторожили. Только частенькосами же эти погромы и устраивали. Любит наш казак чарочку-то пригубить, датолько она самого казака частенько и губит... Да и армия сегодня другая – этоне конь и не пика.
«Мам, аэто что???» - возвращает меня к музейным экспонатам мой ребенок. Плетка,дочечка, плетка. По вашим попам она иногда ох, как плачет. Мне, бывало, тотапком, то веником, а то и ремнем за провинности доставалось. А я вас всежалею, все прощаю… Есть у нас атаман Софиевского станичного казачьего общества,казачий полковник Иван Жабин. Обычный глава администрации, на первый взгляд.Вот только по-необычному он с пьянством в своем селе боролся. Рассказывают, чтолюбовь к самогону из казаков плетьми выбивал. Мол, русские зады к этому ссамого детства приучены, и наука эта самая эффективная. А коль атаман порет,так за дело, без злобы. По старой казачьей традиции после порки казак ещедолжен штаны застегнуть и сказать: «Спасибо, станичники, за науку!» Длякрасного словца, наверное, в Софиевке эту байку придумали. Пиар по-казачьи.Атаман Жабин - личность характерная, в станице его побаиваются. Но в любомслучае пьянство здесь практически исчезло, рождаемость повысилась, анатуральные софиевские колбасы далеко за пределами области славятся.
«А я былкак-то у казака Михаила Голодникова, - делится впечатлением мой коллега. -Праздник большой. А на столе квас, да и только. Почему, спрашиваю. А и безспиртного веселиться можно, отвечают сельчане. И, правда, весело было». Нахутор Голодникова съезжаются все, кто решил завязать с пагубными привычками. Почтипятьсот мужиков, больных наркоманией и алкоголизмом, здесь уже вернули кздоровому образу жизни. Труд сделал из обезьяны человека, а из наркомана иалкоголика - личность. Фермер с казачьими погонами имеет на хуторском подворьеи крупный рогатый скот, и свиней, и лошадей (как казаку без коня?!). К тому жедве с половиной тысячи гектаров полей обрабатывать надо и о рыбке в пруду незабывать. В казаки вступать никого из вновь прибывших не заставляют, но многиепосле нескольких месяцев работы сами проявляют инициативу. Никого помимо воли недержат, но народ любит потом наведываться к Голодникову в гости. Видимо, дляподдержания боевого духа.
«Мам, какиешахматы огромные и книги…» Среди 13 казачьих войск дореволюционной РоссииОренбургское было третьим по численности после Донского и Кубанского, в нём к1916 году насчитывалось 630 тысяч казаков. Войско занимало земли площадью в7,44 миллиона десятин. В начале ХХ столетия 86,8% оренбургских казаков былиграмотными. Атаман Дутов считался самым интеллигентным атаманом в России. Егомогилу оренбургские казаки совсем недавно нашли в Китае. Журналист КонстантинАртемьев, который написал книгу о Дутове, рассказывал мне, что хорошо быперезахоронить останки атамана на родной земле в Оренбурге да памятник емупоставить, да улицу имени революционера Володарского (она упирается в корпусанекогда казачьего, а сейчас кадетского училища, а сам Володарский об Оренбургеи не слышал ничего) в честь казака Дутова переименовать. Власть отмалчивается.Отреагировал один известный в городе адвокат, чья контора находится как раз наэтой улице. «Я не против, - сказал он. – Но ведь это ж как затратно будет!» Ну,так оно и понятно… память, она затрат требует.
«Раз внеделю мой отец с братьями ходили учиться, - вспоминает казачка бабушка Груня.– Неделю – за учебниками, неделю – с конями». Сегодня оренбургские казакиорганизовывают в школах казачьи классы. Больше похоже это на советские школьныеобщественные организации октябрят и пионеров. Хотя в принципе ничем от обычныхклассов они не отличаются, ну, может, чуть больше внимания к казачьимпраздникам да песням. А еще их принимают в казаки, чему многие потомственныеказаки активно противятся, называя это балаганом. Кстати, по всей России казакиуж очень любят эти показательные посвящения: когда известному человеку шашку срюмкой водки подносят и «Любо!» кричат. Детям не наливают, конечно, но прием ихв казачьи ряды у старшин улыбку вызывает. Ведь по традиции для этого надо предъявитьрекомендацию трёх членов «казачества», год пробыть кандидатом, потом на Кругу надотрижды плюнуть через левое плечо, обернуться вокруг себя пять раз, присесть и подпрыгнутьс оборотом, крикнуть "Люба", услышать в ответ - "Люба, Люба, Люба!"- и тогда ты казак. Смешной ритуал взрослых здоровых дядек. Но ведь они святоверят в него!
«А посубботам у нас чаепития проходят. Казаки собираются, насущные проблемыобсуждают», - заканчивает свой рассказ смотрительница музея. «Казаки онидружные», - делает вывод подружка моей дочери. «Да какие мы дружные, - сетует вразговоре один атаман. – Что тогда, что сейчас. В гражданскую разрознились.Сегодня сплошной разброд и шатания». «Мой сын гордится своими казачьими корнями(мама его из коренных казачек). Интересуется ими, - рассказывает мой коллега. –Мы были с сыном у разных казаков, он смотрел на них, он с ними общался. Исказал мне: «Да, пап, я казак, я это чувствую. Но вступать в эти казачьиорганизации не буду. Как-то несерьезно все это». Увы, нынешние оренбургскиеказаки постоянно грызутся между собой, каждый хочет быть самым атаманистыматаманом - вот и тянет одеяло на себя. Раскол доводил оренбургских казаков дажедо судебных разбирательств.
Так что местныежители в большинстве своем с улыбкой смотрят на этих мужиков, воспринимают ихскорее не как защитников, воинов и хозяйственников, а как ряженых. Чудаков,одним словом. «Мама, я вспомнила, я знаю одного казака. Мы с классом к нему вгости ездили!» Дед Мастрюков из Вязовки своими силами из подручных материалов,пустых пластиковых бутылок и всего того, что можно было найти на местнойсвалке, построил фрегат «Паллада», подводную лодку, карусель для детворы. Исегодня к нему не зарастает детская тропа. Вот только хорошо бы деду финансовопомочь, стар казак стал, да пенсии не хватает. А то, как бы не получилось поформуле самого известного оренбургского казака Виктора СтепановичаЧерномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Оренбург