будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Аналитика
Эллис Стивен

Мадагаскар: истоки хаоса

Свержение президента Мадагаскара Марка Раваломананы 17 марта 2009 г. – это самая недавняя из неудачных попыток стабилизировать политическую обстановку на этом острове в Индийском океане. Попытки предпринимались с 1972 года, когда в результате молодежных демонстраций в столице Антананариву и в других городах было свергнуто правительство Филибера Цирананы, первого президента страны после того, как она перестала быть французской колонией в 1960 г. Один из его преемников, Ричард Рацимандрава, был убит в 1975 г., пробыв в должности всего 6 дней.

Нестабильность на Мадагаскаре в большой степени объясняется сочетанием крайней бедности (удел почти 70% его населения) и того, что этот остров один из первых в мире по уровню рождаемости (в 1900 г. его население было меньше 3 млн. человек, к 1960 г. возросло до 6 млн. а на сегодняшний день насчитывает уже 20 млн.). Каждый год в поисках работы в столицу приезжает множество молодых людей; всё это создало в Антананариву атмосферу нестабильности.

Манипулирование городской беднотой и в самом деле долгое время было важным фактором национальной политики; одним из инструментов в процессе, приведшем к отставке Марка Раваломананы и к тому, что его место занял бывший мэр Антананариву Андри Раджоелина. За этим социальным явлением стоит фактор, о котором редко говорят открыто: многие представители городской бедноты в Антананариву – это потомки рабов. Формально институт рабства был уничтожен во время колониального господства Франции, но социальная и политическая жизнь всё еще носит на себе его отпечаток. Однако сам Андри Раджоелина происходит из семьи, занимающей высокое положение в мадагаскарском квази-кастовом обществе.

Переворот 17 марта – ему предшествовал всплеск насилия, из-за которого погибло более сотни человек, - получил резонанс далеко за пределами Мадагаскара. Это удар по Африканскому Союзу, который настаивает, что такие чудовищные неконституционные перемены в правительстве неприемлемы. За последний год (и даже меньше того) Мадагаскар стал уже четвертой африканской страной, в которой произошел военный переворот или что-то ему подобное: ему предшествовали перевороты в Мавритании и Гвинее, а также убийство президента Гвинеи-Бисау. Те политические проблемы, с которыми сталкивались Кения и Зимбабве с начала 2008 г., едва ли сравнятся с этим.

Африканский Союз отказался признавать Андри Раджоелину, вступившего в должность 21 марта, новым мадагаскарским президентом. Не признали его также Соединенные Штаты и Сообщество развития Юга Африки (местное объединение, куда входит Мадагаскар). По причине этого международного неприятия Раджоелине будет трудно удержать за собой власть. Недостаточная легитимность указывает на риск появления новой, более масштабной и деструктивной волны насилия.

Под действием перемен

На отстранение Марка Раваломананы повлиял ряд факторов, среди которых были как непосредственные, так и постепенно действовавшие. Его главный оппонент Андри Раджоелина был мэром Антананариву и мог обеспечить себе поддержку из молодых горожан. Это на данный момент последний случай кризиса, в котором ключевую роль сыграли демонстрации и насилие на улицах столицы; аналогичные события происходили в 1972 г., в середине 1980-х и в начале 1990-х гг.

На самом деле эта серия драматических событий включает в себя и тот момент, когда в 2001-2002 гг. резко возросла популярность самого Марка Раваломананы; он тоже использовал преимущества своей тогдашней должности – мэра Антананариву, – чтобы занять место президента Дидье Рацираки. На президентских выборах 2001 г. Раваломанана набрал меньше голосов, чем его оппонент, – из-за подтасовки результатов; но большинство населения острова с такой очевидностью его поддерживало, что в конечном итоге победил он. Это дало повод надеяться, что Мадагаскар перешел на новую стадию на пути к стабильности и конституционному порядку.

В 2006 г. Раваломанана был избран на второй срок. Но даже будучи президентом, он продолжал преследовать свои интересы, как будто он был одним из главных бизнесменов страны; это, несомненно, стало важным фактором его последующего падения. Например, он назначал бывших менеджеров своих компаний на государственные должности; и конкурирующие бизнесмены оказывались отрезанными от прибыльных рынков. Иногда было трудно определить, почему начинали приводить в исполнение те или иные стратегии: потому ли, что они в самом деле были полезны для Мадагаскара, или просто потому что они были частью очередного президентского бизнес-проекта.

Раваломанана иногда почти с презрением обращался с политическим классом страны; он также давал понять, что считает содержание вооруженных сил ненужными расходом, поскольку острову не угрожает серьезное вторжение извне. Он допустил серьезную ошибку, затеяв переговоры с одной южнокорейской компанией, которая хотела добиться разрешения на огромный сельскохозяйственный проект для производства продуктов питания на экспорт. Это вызвало страх у землевладельцев, которые прочно держатся за свои родовые земли. От этой сделки отказались 19 марта – слишком поздно, чтобы спасти ее инициатора.

Эти эксцессы вызвали отторжение у многих малагасийцев, включая провинциальных политических лидеров, появившихся в 1980-х – 1990-х гг. и вытесненных на второй план за почти семь лет правления Раваломананы. В этом процессе присутствуют важные региональные и этнические аспекты. Хотя все малагасийцы говорят на одном и том же языке, у них есть отчетливая региональная идентификация. Провинциальные политики действовали в основном на этническом уровне, иногда обращаясь к федеральной конституции. Раваломанана попытался подавить эту склонность к этническому делению с помощью централизованного правительства и экономической политики, дружественной предпринимательству. Сейчас стало заметно, что он недооценивал мощь образовавшегося политического класса; а Андри Раджоелина смог заручиться поддержкой множества его представителей – в дополнение к своим сторонникам в столице.

В контексте истории мадагаскарских политических кризисов нынешний представляет собой тот редкий случай, когда жителей центральных горных районов (около трети всего населения) не стравливали с жителями прибрежных областей. Но если борьба за власть будет иметь продолжение (а это, вероятнее всего, произойдет), то этнический фактор вновь может всплыть. То, что сейчас происходит в деревнях и провинциях, может сыграть важную для общего исхода роль.

Рука власти

Сторонники Марка Раваломананы абсолютно уверены, что Франция, бывшая колониальная держава, сыграла значительную роль в перевороте 17 марта. В конце концов, имел же место ряд дискуссий, в итоге которых французский посол покинул страну в июле 2008 г. Действительно, существуют косвенные свидетельства, подтверждающие это обвинение. Андри Раджоелина получил убежище во французском посольстве в начале марта, когда его кампания оказалась под угрозой. Восстание армии в его поддержку, которое последовало почти сразу после этого – и привело его к власти, - шло под предводительством пониженных в звании военнослужащих, которые получали из неизвестного источника хорошее вознаграждение. Тем не менее, Франция отнеслась к перевороту отрицательно. Вероятно, французские политики не ожидали, что мировое сообщество с таким неодобрением отнесется к переменам на Мадагаскаре.

Андри Раджоелина принес присягу президента Мадагаскара и обещал, что через два года будут выборы; но сейчас у него будут проблемы со стабилизацией обстановки в стране. Число его подлинных сторонников не так уж велико; своей победой он обязан ненадежной армии и еще некоторым провинциальным политическим лидерам, более опытным, чем он, и набравшим у себя в провинции собственные группы поддержки. Местонахождение Марка Раваломананы сейчас неизвестно, но у него всё еще много сторонников, не в последнюю очередь из церковной среды, а церковь на Мадагаскаре – влиятельный институт. Кризис на беспокойном острове продолжается.


Стивен Эллис – профессор социальных наук Амстердамского свободного университета, старший научный сотрудник Центра изучения Африки в Лейденском университете. Соавтор книг “Madagascar: A Short History“ «Мадагаскар: краткая история» (вместе с Солофо Рандрианджа; C Hurst & C., 2009) и Worlds of Power: Religious Thought and Political Practice in Africa «Миры власти: религиозная мысль и политическая практика в Африке» (Джерри тер Хааром; C Hurst & Co, 2004).

Эллис Стивен
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).