будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Аналитика
Пулман Филип

Мы лучше

Мы публикуем выступление известного британского писателя Филипа Пулмана, произнесенное 28 февраля этого года на проходившей в Лондоне в openDemocracy конференции Convention on Modern Liberty (созданной в прошлом году общественной организации, занимающейся выявлением случаев и признаков нарушения гражданских свобод в Великобритании; основатели: Генри Портер, редактор журнала Vanity Fair, и Энтони Барнетт, один из основателей "Хартии-88" и редактор openDemocracy). Среди участников были политики, общественные деятели, деятели культуры.


Я хочу сказать кое-что о том, какой бы могла быть эта нация, и о тех добродетелях, которые поддерживают работоспособность народа. Я не буду тратить время на описание пороков, которые подрывают это, хотя каждый повествователь знает, насколько проще и веселее говорить о пороках, чем о добродетелях. О недостатках этой нации можно рассказать много. Но я сейчас буду говорить не об этом. Как это ни трудно, я сосредоточусь на добродетелях.

Итак, какими добродетелями должна обладать страна, чтобы быть пригодным для человека государством? Во-первых, мужеством. Мужество – это основная добродетель: оно нужно нам для того, чтобы вести себя великодушно, когда нам страшно; чтобы рассуждать здраво даже среди смуты и паники; чтобы в случае необходимости быть готовыми к долгому ожиданию, а не хвататься за временную выгоду. Мужественная нация не боится собственных газет: она будет действовать правильно, невзирая на громкие голоса, призывающие ее действовать неправильно.

Она может пренебречь интересами экономики, когда есть другие, более важные интересы. И да, бывают интересы поважнее краткосрочной экономической выгоды. Такая нация, например, полностью откажется от угольных электростанций. Ей хватит духу, чтобы сказать поддерживающим их финансовым интересам: «Нет, нельзя, и это не обсуждается. Поищите что-нибудь менее разрушительное и инвестируйте туда». А когда возникает угроза извне, мужественная нация здраво оценит ситуацию и предпримет реалистичные меры для ее предотвращения, - и не будет хвататься за пулемет при виде осы.

Вторая добродетель – это любознательность. Бдительность, так сказать. Нация, у которой есть эта добродетель, способна к рефлексии, осознаёт себя, свою историю и каждую нить, которая вплетается в ткань ее культуры. Она уверена, что самое глубокое знание о ней запечатлено в работах художников, писателей и поэтов, и она учит своих детей узнавать, понимать и любить их, потому что благодаря этому они – дети – смогут сыграть важную роль в самосознании и памяти нации.

Нация, у которой развита эта добродетель, будет интеллектуально активной и требовательной; она будет быстро воспринимать, сравнивать и осмыслять. Такая нация моментально распознает попытку правительства ограничить ее свободы. Она помнит, какой ценой она добилась этих свобод, потому что к каждой из них прилагается история. Любое покушение на них будет воспринято как личное оскорбление. В этом ценность бдительности. Когда я согласился выступить сегодня, я и не представлял себе, что я буду говорить о добродетелях; но это стало неизбежным, когда я задумался о том, что могла бы представлять собой эта нация – прежде и сейчас.

Следующая добродетель, которую я сейчас буду превозносить, еще менее очевидна в настоящий момент. Это скромность. Скромность, которую ни в коем случае нельзя отождествлять с приниженностью, ханжеством или самоуничижением. Скромность нации, в частности, состоит в том, что форма соответствует содержанию и стиль не смешивается с сущностью. Например, скромное королевство не сразу можно отличить от республики, потому что королевская семья невелика и ее члены могут проводить большую часть времени, занимаясь построением полезной и интересной карьеры, что не противоречит их царственности; и потому что их личная жизнь остается их частным делом; а люди всегда рады видеть, как члены королевской семьи проезжают на велосипедах.

Почему это важно? Двадцать один год назад Хартия 88 начала показывать нам, что каждый элемент нашей сложной и запутанной неписаной конституции связан со всеми прочими ее элементами. Чтобы исправить одно, нам приходилось менять другое. Чтобы направить поток информации в одном направлении, нам приходилось устранять препятствия в другом месте. Всё это взаимосвязано. Таким образом, культивируя скромность, адекватное понимание своих масштабов и своего положения в мире, мы бы шагнули вперед и снизили бы самомнение политиков, которые воображают, будто бы они противостоят угрозам и защищают западную цивилизацию, тогда как на самом деле они скорее напоминают уличного задиру, раскомандовавшегося на задворках гаражей.

Есть много различных добродетелей, которые я бы мог описать, но одну из них я должен рассмотреть обязательно: это честь. Кто заставил наш парламент считать, что брать деньги в уплату за нарушение закона – это почетно? Кто убедил министра короны, что благородно скрывать правду о том, как кабинет министров этой страны довел нас до войны? Кто внушил правительству, что благородно шпионить за собственным народом? Так происходит постоянно. Мелкие нарушители попадаются; крупные только ухмыляются, разглагольствуя о реализме, эффективности и чрезвычайных временах, требующих чрезвычайных мер.

Просто представьте себе на минуту нацию, обладающую этими качествами – мужеством, скромностью и бдительной ясностью ума, - которые на самом деле у нас под рукой, которые так легко найти, если бы мы только знали это. Представьте себе правительство, которому доверяют избиратели. Представьте себе органы государственного управления, которые относятся к неприкосновенности частной жизни людей так, как если бы охранять ее было бы долгом государства, а не как к стоимости их денег, не как к исторической специфике городского центра и не как к возможности говорить и писать всё, что придет им в голову. Представьте себе нацию, которая лелеет эти качества как своего рода естественное достояние, как некое очевидное благо, которому не требуются никакие основания; как солнечный свет, или доброта, или чистая вода. Или честь.

Прежде чем закончить, я хочу сказать несколько слов о том, как добродетель заявляет о себе в повседневной жизни, в частной жизни. В последнее время я в нашей стране заметил три мелочи, которые позволяют мне надеяться, что дух добродетели – простой, общественной, гражданской добродетели – всё еще жив там, где люди могут действовать без постороннего вмешательства.

Вот один из примеров – я называю это «народным регулированием дорожного движения». На одной из жилых улиц города, в котором я живу, – на улице, где живет множество семей с детьми и где обычно невозможно пройти из-за постоянно шныряющих машин, – люди решили взять инициативу в свои руки и показать, что эта улица для всех, а не только для тех, кто ездит в большой, подвижной, тяжелой стальной штуке. Они устроили на улице гостиную: с диваном, ковриком, журнальным столиком – и стали устаивать чаепития. Они поставили на дороге горшки с небольшими кустиками и деревцами - не блокируя улицу, а просто ограничив скорость движения машин. Они устроили очень забавную клинику для страдающих бензиновой зависимостью. В результате машины могли проезжать, но водителям приходилось напрягать зрение, и они перестали думать, что эта улица предназначена для езды на скорости 30 миль в час. Пространство стало общим. Это была победа: изобретательность и остроумие послужили установлению подобающих стандартов человеческой жизни.

Второе, что я увидел, – это литейный цех промышленной зоны в Глостершире. Они устраивают кастинги скульптур – начиная с миниатюр и заканчивая монументальными произведениями. Компания была основана двадцать лет назад. Они начинали с нуля, а сейчас там вовсю работают более восьмидесяти мастеров; многие из них обучались внутри компании. Когда я там побывал пару месяцев назад, в каждом уголке кипела оживленная, энергичная, творческая работа. Это еще один пример того, что я считаю добродетелью: продуктивная работа. За счет нее повышается положение нации. Джон Рёскин согласился бы с этим; он также заметил бы экономическую угрозу, нависшую над этим.

Третье, что я видел, – это телевизионная передача. У нас в стране есть номинация «поэт-лауреат»; у нас также есть номинация «детский лауреат», и в настоящий момент этого звания удостоился Майкл Роузен, великий человек, по моему мнению. Передача была посвящена его проекту со школой в Южном Уэльсе, где почему-то недооценивалась важность чтения. Он показал детям, их родителям и учителям, что читать важно и что это может обогатить нашу жизнь и сделать нас более вдумчивыми. И он делал это не в соответствии с указаниями учебного плана, не стремясь к плановой цели и не для подготовки детей к тестам. Его выступление от начала и до конца было удовольствием. Волшебством. Радостью. Тамошние библиотекари едва не рыдали от облегчения и счастья, видя, как дети стали приходить в библиотеку, исследовать полки, сидеть там и читать, а также обсуждать книги, которые им понравились. Но библиотеки, конечно, до сих пор остаются под угрозой.

Итак, каким образом эти вещи связаны со свободой и с тем, что угрожает свободе, - с тем, чему была посвящена сегодняшняя конференция? Что общего между преимуществом удовольствия и преимуществом свободы? Всё. В стране, где законодательство выражает страх и подозрительность, не может быть места продолжительному удовольствию; радость не цветет в саду беспокойства. Кажется, что общество, на которое рассчитаны такие законы, должно характеризоваться институцинализированной паранойей, скрытой ненавистью и тихой паникой.

Каждый проблеск удовольствия и радости, который нам удается найти, - это удар по страху; каждое проявление вежливости и доброты, с которым мы сталкиваемся, - это дуновение чистого ветра, развеивающего зловонные испарения. Каждый лелеемый нами пример игры воображения, энергии создания, волшебства искусства и чуда науки – это оружие в нашем арсенале; и я нарочно употребил слово «оружие»: нам предстоит борьба. «Мой дух в борьбе несокрушим»1, - сказал Уильям Блейк, и сейчас у нас именно та борьба, о которой он говорил. Борьба с целью защитить, восстановить и поддержать добродетель, которая могла бы быть естественным поведением государства, хотя сейчас это и не так.

Мы лучше, чем считает наше правительство; мы лучше как нация.

1 Перевод С. Маршака. В оригинале: “I will not cease from mental fight”.

Пулман Филип
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).