будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Аналитика
Травин Дмитрий

Надолго ли хватит России?

Помере разрастания текущего экономического кризиса все более остро встает вопросо тех последствиях, которые он будет иметь для России. Имеющиеся оценкиварьируют в довольно большом интервале, начиная с совершенно катастрофических,предрекающих гибель всего того, что было создано за время существованияроссийской рыночной экономики, и заканчивая крайне оптимистическими,основывающимися на представлении, будто мудрая власть имеет мудрый же пландействий на любой непредвиденный случай.

Насамом деле вероятность развития крайних сценариев не слишком велика. Истиналежит где-то посредине. Однако самое сложное во всей этой истории с кризисомто, что мы по двум причинам не можем дать однозначный ответ на вопрос, какглубоко рухнет российская экономика. Во-первых, слишком велика у насзависимость от такого почти не поддающегося воздействию властей фактора, какцены на нефть. Во-вторых, глубина проблем может оказаться различной в такихсферах, как динамика валового продукта, динамика реальных доходов населения изанятости, сбалансированность бюджета, обесценивание рублевых сбережений вследствиедевальвации, устойчивость банковской системы, состояние фондового рынка,платежеспособность крупных российских заемщиков и т.д. В каких-то из этих сферу России есть возможность долго отступать и собираться с силами длярешительного рывка вперед (как поступают, например, русские армии, отходящие вовремя крупных войн от западных границ до Москвы или даже до Волги). В других жесферах возможности маневрирования жестко ограничены имеющимися ресурсами, апотому отступление быстро превращается в разгром.

Попробуемрассмотреть по отдельности проблемы, стоящие перед российской экономикой вусловиях кризиса, определяя в каждом конкретном случае, надолго ли хватитРоссии, или, точнее, каков в данной сфере у России запас прочности.

Динамикавалового продукта

Напервый взгляд может показаться, что у России запас прочности довольно велик,поскольку в последние годы рост ВВП составлял примерно 7-8%, что намногопревышает показатели, имеющиеся в большинстве стран Европы и Северной Америки.Снижение темпов роста на два-три процентных пункта до 4-6% в год, бесспорно, небыло бы катастрофичным. Сегодня некоторые российские официальные лица стремятсясделать упор на то, что даже с учетом очевидных кризисных явлений ВВП по итогам2008 г. увеличится более чем на 6%.

Однакоконстатация данного факта уже мало что говорит о реальном состоянии дел вэкономике, поскольку усредняет итоги благоприятной первой половины года инеблагоприятной второй. Последние три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) могут,как ожидают некоторые эксперты, продемонстрировать даже падение валовогопродукта. Фактически специалисты на второй неделе декабря 2008 г. началиговорить о рецессии в российской экономике, ожидая, что и в первом квартале2009 г. положение дел будет весьма тяжелым (два квартала без роста ВВП считаютсяпризнаком рецессии).

Почемуже образуется такой гигантский разрыв между тем, что было вчера, и тем, чтоможно ожидать завтра? Понятно, что Россия слишком зависима от динамики цен нанефть, но ведь нефть не составляет всей российской экономики.

Данныйвывод, бесспорно, верен, но мы, тем не менее, должны учитывать, что именноприток нефтедолларов на российский рынок на протяжении ряда лет формировалплатежеспособный спрос на многие товары. Падение цен на нефть не толькосокращает темпы роста в топливно-энергетической сфере, но влияет также на всюостальную экономику, лишающуюся значительной доли спроса. При дешевой нефтиспрос «лопается как мыльный пузырь», а потому снижение темпов роста ВВП в 2009г. по сравнению с 2008 г. вполне может оказаться столь же резким, каким,скажем, было увеличение темпов в 2000 г. по сравнению с 1999 г.

Сбалансированностьбюджета

Последниегоды российский бюджет сводился с профицитом, что позволяло не толькообеспечивать регулярный рост социальных расходов, но и формировать резервныйфонд, который мог бы быть востребован при падении цен на нефть. Сейчас такоймомент как раз наступает. Однако нет никакой уверенности в том, что накопленныхрезервов правительству действительно хватит для затыкания дыр, образующихся вгосударственных финансах. Все зависит от того, до какого уровня упадут цены нанефть, а также от того, сможет ли правительство оптимизировать свои расходы.Если динамику цен на нефть анализировать чрезвычайно трудно, то факторы, откоторых зависит оптимизация расходов, указать можно.

Правительстводолжно будет резко сократить расходы на инвестиционные проекты и по возможностисохранить финансирование социальных направлений. Насколько это удастся, зависитот силы лоббистов, которые наверняка захотят противостоять сворачиваниюгосударственных инвестиций.

Запоследние годы крупные суммы планировалось в России потратить на развитиежелезных дорог, которыми управляет чрезвычайно близкий Путину человек – ВладимирЯкунин. Амбициозным проектом стала зимняя олимпиада «Сочи-2014». Резко вырослипланирующиеся расходы на строительство нефтепровода в направлении ДальнегоВостока и Китая (ВСТО). Во многом издержки различных инвестиционных проектовопределяются масштабами российской коррупции. Если правительству удастсяпреодолеть сопротивление лоббистов, связанных с коррупционерами, бюджет удастсясбалансировать.

Думается,что сегодня политические позиции Путина достаточно крепки, а потому вероятностьсоставления грамотного (неподвластного давлению лоббистов) бюджета остаетсявелика, даже несмотря на кризис. Тем не менее, социальные расходы уже не смогутрасти так же, как раньше. И в этом кроется немалая опасность, посколькуобщество привыкло к тому, что жизнь каждый год хоть немного улучшается. Еслиожидания не совпадут с реалиями, авторитет Путина упадет, а это, в своюочередь, усилит позиции лоббистов, и бюджет может развалиться. А это будетозначать возврат к бюджету с дефицитом, покрываемым за счет размещениягосударственного займа (как было в середине 90-х гг.). В итоге возрастетопасность ускорения инфляции. Ведь в условиях бегства капиталов из Россииправительство может не справиться с размещением займа на рынке и прибегнуть к«услугам» Центробанка, что иными словами означает просто «печатание денег».

Динамиказанятости и реальных доходов населения

Какследует из сказанного выше, реальные доходы населения, зависящего от бюджета,могут не подвергнуться сильному сокращению, однако разрыв реалий с ожиданиямисоздаст серьезную проблему. Еще одна проблема – это занятость и реальные доходылюдей, работающих в негосударственном секторе экономики.

Насколькоширокие масштабы примет в России безработица, зависит от проанализированнойвыше динамики ВВП. Падение производства неизбежно приведет к сокращениюзанятости

Проблемыв этой сфере отмечаются уже сегодня, хотя по имеющимся данным осенью 2008 г.значительная часть людей, потерявших работу, находила новую достаточно быстро. Темне менее, в перспективе положение дел на рынке труда наверняка усугубится. Этосвязано, во-первых, с тем, что потеряют работу люди, которые уже сегодняпредупреждены об увольнении, во-вторых, с тем, что работодатели, которые покаеще настроены умеренно оптимистично и стремятся сохранить свои трудовыеколлективы, вскоре ударятся в пессимизм и начнут сокращать персонал, а,в-третьих, с тем, что кризис, сегодня в основном бьющий по промышленности,затронет торговлю и сферу услуг, которые являются трудоемкими отраслями (т.е.исчезнет сразу много рабочих мест).

ПрезидентМедведев на днях заявил о необходимости финансовой поддержки предприятий,испытывающих трудности в условиях кризиса, однако вероятность выделения на этицели значительных средств не слишком велика. Такого рода средства, как правило,получают лишь сильные лоббисты, о необходимости противодействия которым сказановыше. Поэтому, скорее всего, подавляющее большинство предприятий останется скризисом один на один. Здесь у России нет серьезных резервов, которые можнобыло бы пустить в ход.

Темне менее, проблема занятости вряд ли сильно повлияет на общее состояние дел вРоссии. До сих пор в крупных городах даже в кризисных условиях 90-х гг.нетрудно было найти работу, обеспечивающую сравнительно приемлемый заработок.Гораздо хуже обстоит дело в средних и малых городах (например, в Магнитогорске),где подавляющее большинство рабочих мест создается одним- двумя предприятиями.Если они закроются, безработица действительно вырастет. Однако при отсутствииреальной демократии голос бедствующей провинции вряд ли будет услышан в Москве.У людей из глубинки нет способа надавить на власть ни через депутатов, ни черезмасс-медиа, ни с помощью организации митингов и демонстраций. Таким образом,политического кризиса из-за проблем с занятостью в отдаленных от Москвырегионах ждать, скорее всего, не следует.

Девальвация

Центральныйбанк России (ЦБР) уже более месяца осуществляет медленную девальвацию рубля.Связано это с тем, что валютные резервы, которые он тратит на поддержаниекурса, расходуются очень быстро. Уже потеряно более 150 млрд. долларов.Девальвация позволяет на каждый потраченный доллар резервов приобретать большерублей. Таким образом, весомость валютных интервенций становится с каждойнеделей все большей. Тем не менее, последние данные о размерах резервовпоказывают, что они по-прежнему тратятся очень быстро. Таким образом, ЦБРвынужден будет, по всей видимости, ускорить девальвацию. Тем более, что своивалютные резервы он вынужден тратить еще и на кредитование некоторыхгосударственных компаний (например, «Роснефти»), имеющих крупную задолженностьперед зарубежными кредиторами.

Накаком уровне валютный рынок достигнет равновесия (т.е. спрос на валюту будетпокрыт предложением без помощи ЦБР), спрогнозировать сегодня невозможно,поскольку мы не знаем, в какой степени граждане ударятся в валютные спекуляции,играя на падении рубля, а в какой согласятся оставить свои средства на рублевыхдепозитах в банках. Неясность связана с тем, что, во-первых, это – вопрос нестолько экономики, сколько психологии. Во-вторых, информация о глубине кризисав неравной мере затрагивает различные слои населения. Однако с уверенностьюможно сказать, что денежные власти не станут доводить дело до полной потерисвоих резервов, как это было в августе 1998 г.

Девальвациябудет иметь для России двоякие последствия.

Содной стороны, она приведет к обесцениванию рубля не только по отношению киностранной валюте, но и по отношению к товарной массе, поскольку удорожитимпортные товары. В то же время мы не можем сказать, ускорится ли инфляция вцелом. Ведь одновременно происходит снижение издержек по причине падения цен нанефть. Кроме того, темпы инфляции будет определять кредитно-денежная политикаЦБР. Она может оказаться в обозримой перспективе как жесткой, так и мягкой.Поэтому некоторые российские эксперты ждут ускорения инфляции в 2009 г., тогдакак другие, скорее, говорят об ожидающейся дефляции.

Сдругой стороны, девальвация может, как и в 1998 г., стать важнейшим факторомпостепенного выхода из кризиса, поскольку она повышает конкурентоспособностьроссийских товаров на фоне дорожающего импорта. Правда, пока темпы девальвациимедленны, эффекта, аналогичного тому, который имел место после августа 1998 г.,ожидать не следует. Ведь десять лет назад рубль подешевел за несколько месяцевв пять с лишним раз.

Устойчивостьбанковской системы

Девальвацияуже сейчас активно способствует оттоку средств с рублевых депозитовкоммерческих банков. Частично они возвращаются на валютные депозиты, но другаяих часть оседает в кошельках, в чулках и в тумбочках граждан, опасающихсяпадения банковской системы.

Сегоднядля спасения падающих банков используется два способа. Либо их покупаеткакой-то из крупных государственных банков, пользующихся легкодоступнымикредитами правительства и ЦБР, либо их берет под свое покровительство Агентствопо страхованию вкладов (АСВ). Если кризис не затронет большое количествобанков, этих мер хватит. Но если потребуется спасать сотни финансовыхинститутов одновременно, станут неизбежны массовые банкротства. Реальна липодобная перспектива? Это зависит от масштабов разворачивающейся средивкладчиков паники и от того, до какого уровня пойдет девальвации рубля.

Еслидело дойдет до этого, вкладчики погибающих малых банков получат компенсацию изсредств АСВ. Государство же постарается сохранить несколько десятков крупныхфинансовых институтов, через которые осуществляются многочисленные платежикомпаний реального сектора экономики. Если же и это сделать будет трудно, тоусилия властей окажутся сосредоточены на спасении ведущих государственныхбанков, в которых лежат сбережения основной массы населения. Их банкротствомаловероятно, поскольку российские денежные власти осуществят их спасение дажеценой серьезных инфляционных последствий.

Инымисловами в случае краха банковской системы у нас появляется еще один фактор,ускоряющий инфляцию. Он может стать для России определяющим. Однако на данныймомент вероятность развития событий по такому сценарию нельзя считать высокой.

Травин Дмитрий
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).