будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 17, 2025
Аналитика
Корбой Денис Кортни Уильям Яловиц Кеннет

Опасайтесь трех российских очагов напряженности

В сфере безопасности Соединенные Штаты и Европа столкнулись сразу с тремя вызовами со стороны России: ее возрастающим давлением на Грузию и Украину и участившимися случаями терроризма и репрессий в принадлежащем ей северокавказском регионе, где преобладает мусульманское население. Во всех трех конфликтных областях российский силовой подход может подлить масла в огонь и в итоге привести к обострению нестабильности. Запад не в состоянии сделать так, чтобы Россия не вредила самой себе, но он должен быть готовым к тому, чтобы воспрепятствовать ее опасной экспансии. Приближающиеся саммиты ЕС и G20 должны быть, в частности, посвящены обсуждению безотлагательных мер для достижения этой цели.

В ближнем зарубежье самые серьезные вызовы России направлены на Грузию и Украину: эти страны стремятся к вступлению в ЕС и НАТО и представляют собой своего рода демократии.

  • Россия продолжает поддерживать конфликтную обстановку вдоль линии прекращения огня, установленной после войны в Грузии и ее отколовшихся в августе 2008 г. регионах – Абхазии и Южной Осетии (эти регионы де-факто откололись существенно раньше – «Полит.ру»). Москва отказывается соблюдать условия договора о прекращении огня и постепенно присваивает себе эти регионы. Премьер-министр Путин недавно побывал в Абхазии и пообещал дать ей сотни миллионов долларов на поддержание военных и пограничных сооружений.
  • Россия пытается спровоцировать украинское руководство – так же, как год назад она спровоцировала грузинских лидеров начать разрушительную войну. 11 августа президент Медведев написал украинскому президенту Ющенко письмо, в котором самодовольно предсказал наступление «новых времен», явно намекая на президентские выборы в Украине, которые должны состояться в январе. Медведев обвинил украинское правительство в искажении истории (идея о том, что голод в начале 1930-х гг. был инициативой Сталина) и в «осложнении практической деятельности» Черноморского флота России, расположенного в Севастополе, в Крыму, принадлежащем Украине. Любимый Кремлем патриарх Русской православной церкви недавно вызвал негодование украинцев, заявив, что они и русские – это «один народ». Россия также порицает украинскую политику за призывы использовать украинский язык вместо русского (изложение письма Медведева существенно искажает его смысл – «Полит.ру»).

Властная тактика России зачастую неэффективна. Ее соседи отказываются признавать «независимость» Абхазии и Южной Осетии. Белоруссия и Узбекистан отказались участвовать в создании региональных сил «быстрого реагирования», которые планируется разместить в Киргизии; Белоруссия, видимо, скорее расположена к улучшению отношений с США и ЕС. В апреле Туркменистан заявил о причастности России к таинственному взрыву газопровода и, наконец, пообещал переправлять газ в Европу через газопровод Nabucco – проект, инициированный западными странами.

Северный Кавказ

Третий вызов заключается в терроризме, репрессиях и клановом соперничестве на мусульманском Северном Кавказе. Грубое подавление Чечни в ходе двух сепаратистских войн (первая была в начале 1990-х гг. (в середине 1990-х гг. – «Полит.ру»)) вызвало сильное отчуждение. Правозащитников, журналистов и политических оппонентов чеченского лидера Рамзана Кадырова убивали с ужасающей регулярностью. Неизменно возрастает число столкновений с полицией, известной своей коррумпированностью и применением пыток к заключенным. Распространение насилия в Дагестане внушает особую тревогу. При населении в 2,5 млн. человек, представителей тридцати с лишним этнических групп, Дагестан гораздо более густонаселен, чем Чечня; кроме того, он на юге граничит с Азербайджаном.

Назначенный Москвой лидер Ингушетии, в прошлом генерал в парашютно-десантных войсках, неспособен прекратить насилие. В июне он сам пострадал от террористического акта. В июле в Назрани был взрыв, устроенный террористом-смертником; после этого Кремль отправил туда закаленного в боях ветерана КГБ, чтобы он восстановил порядок. Медведев призывал «ликвидировать террористов без эмоций» и без суда.

Тем не менее, он, вероятно, осознает, что одной силы недостаточно. Медведев с горечью сказал, что «некоторое время назад начало складываться впечатление, что ситуация на Кавказе, связанная с террористическими проявлениями, существенно улучшилась», и это прозвучало как открытый упрек бывшему президенту, а ныне премьер-министру Владимиру Путину, который был тайным инициатором второй войны в Чечне, начавшейся в 1999 г. (Владимир Путин был совершенно явным инициатором военного ответа на атаку сил Басаева и Хаттаба на Дагестан – «Полит.ру») На Северном Кавказе Россия поставила на правящие позиции местных военачальников, сотрудничавших с российскими спецслужбами; в результате регион стал неуправляем, а это чревато катастрофическими последствиями для самой Российской Федерации (местных военачальников в России не существует в силу федерального характера вооруженных сил; экс-военачальник возглавляет только один регион Северного Кавказа – Ингушетию, причем именно с его назначением были связаны серьезные общественные ожидания – «Полит.ру»).

Москва стремится взять под контроль своих соседей и зачастую угрожает, что будет добиваться своего силой. Сейчас именно это представляет собой непосредственную угрозу безопасности Запада. Американские и европейские лидеры уже честно высказали своим российским коллегам эти опасения. Бездумное использование силы может привести к обострению ситуации. Россия может обвинить Грузию или Азербайджан в пособничестве терроризму на Северном Кавказе (сказав, что они не препятствуют поставкам оружия или предлагают террористам убежище) и пригрозить военными действиями на их территории; так было во время второй чеченской войны.

Что делать Западу

Чтобы разрядить обстановку, следует усовершенствовать институциональную структуру безопасности в Европе и Евразии. Главная проблема в том, что нынешняя архитектура безопасности не менялась с ельцинской эпохи, когда Россия была слабее и стремилась к равенству и демократической легитимности.

Теперь Россия окрепла и стала более агрессивной. Она пользовалась своим правом вето в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, мешая ей продвигать демократию на Восток и критиковать служебные злоупотребления на Северном Кавказе; Россия также вынудила ее прекратить миссию в Грузии. Кроме того, Москва пользовалась правом вето в Совете безопасности ООН, чтобы выгнать наблюдателей ООН из Абхазии.

В ходе диалога с российскими лидерами НАТО следует решить, как уменьшить давление России на ее соседей и как сделать так, чтобы Москва стремилась к мирному урегулированию ситуации на Северном Кавказе. Возможности Совета Россия-НАТО, скорее всего, будут здесь ограничены: контролируемые государством СМИ неизменно изображают НАТО и Америку в зловещем свете. Пусть Москва разрешила наземные перевозки невоенных грузов НАТО в Афганистан, но она и сама заинтересована в подавлении исламского экстремизма и в том, чтобы зависимость НАТО от России возрастала.

Как и в случае с Косово, ЕС в Грузии сейчас приняла на себя ту роль, которую раньше играла ОБСЕ, пока этому не воспрепятствовала Россия. Наблюдательную миссию ЕС в Абхазии и Южной Осетии следует расширить, чтобы в нее также участвовали США, Канада и прочие. Еще больше ресурсов следует вложить в наблюдение за ситуацией на Северном Кавказе и в оценивание рисков.

Грузии и другим соседям России нужно разработать стратегии обороны территории; для этого потребуются основательные учения и помощь советников. Решение о предоставлении военного оборудования будет приниматься в зависимости от степени военной опасности.

Наряду с этими мерами можно обсудить с Россией, что она имеет в виду под «привилегированными интересами» в соседних странах, как ее действия согласуются с ее обязательствами перед ОБСЕ и какую помощь НАТО может оказать соседним странам, если возникнет угроза их безопасности. Чтобы укрепить безопасность в будущем, необходима прозрачность в политических отношениях между Россией и ее соседями, с одной стороны, и Западом, с другой.

Чтобы создать прочную и эффективную архитектуру безопасности, ЕС и США следует вводить больше программ по построению демократии и содействовать развитию межэтнической толерантности. ЕС нужно установить отношения свободной торговли и безвизовый режим со своими ключевыми восточными партнерами. Северному Кавказу, российским соседям и самой России следует уделять больше внимания в международных СМИ.

Помочь России в решении ее собственных проблем на Северном Кавказе будет нелегко. Для решения основных проблем России потребуются новые политические, экономические и социальные стратегии. По поводу насилия на Северном Кавказе главы государств, как гласит декларация саммита ОБСЕ 1999 г., сошлись на том, что «важно облегчить страдания гражданского населения» и что для этого «важно найти политическое решение». Эти цели сегодня не менее актуальны, чем тогда. В ходе встреч ЕС и G20 следует решить, какую гуманитарную помощь Европа и США должны оказать Северному Кавказу и как они могут поддержать местные НПО.

Если всё это делать открыто, Россия и ее соседи смогут быстрее провести реформы и прийти к политическому урегулированию, которое обеспечит более безопасное будущее. Грузии и Украине также следует предпринять шаги к примирению. Они должны действовать осторожно, чтобы не спровоцировать агрессивный ответ со стороны России (иначе она может, например, запретить судам заходить в абхазские порты, или по крымским дорогам начнут ездить российские военные грузовики).

Когда в начале 1990-х гг. российские вооруженные силы вместе с чеченскими добровольцами вошли в Абхазию, грузинский лидер Эдуард Шеварднадзе предупредил президента России Ельцина, что разжигание сепаратистских настроений в Грузии в будущем ударит по России и по Северному Кавказу. Он был прав. Теперь безопасности Запада угрожают три очага напряжения. Для поддержания мира необходимы новые приоритеты и более широкий взгляд на вещи.

Денис Корбой (Denis Corboy) - директор Института кавказской политики Лондонского Королевского колледжа (Policy Institute at Kings College London). Был послом Еврокомиссии в Грузии и Армении.

Уильям Кортни (William Courtney) был послом США в Казахстане и Грузии.

Кеннет Яловиц (Kenneth Yalowitz) – директор Центра по укреплению взаимопонимания между народами им.  Дики (Dickey Center for International Understanding) в Дартмутском университете. Был послом США в Белоруссии и Грузии.

См. также:

  • Сергей Маркедонов. Угроза разобщения
Корбой Денис Кортни Уильям Яловиц Кеннет
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).