Нынешнее лето оказалось для Орла жарким и в прямомсмысле слова – стрелка термометра на протяжении двух месяцев упорно ползла к 48градусам по Цельсию, - и в переносном: обыватели едва успевали перевариватьинформацию о привлечении к уголовной ответственности представителей местнойэлиты. Бывшего депутата областного законодательного собрания осудили на 5,5 летколонии общего режима за мошенничество с федеральными субсидиями в особокрупном размере; к шести годам лишении свободы приговорен известный в Орлепредприниматель, оказавшийся организатором преступной группы по вовлечению кзанятию проституцией в том числе несовершеннолетних девочек - в гостиницах,банях и саунах областного центра; возвращена часть реки Речица в Дмитровскомрайоне, незаконно переданная местной властью предпринимателю в собственность;на восемь лет лишения свободы осужден первый заместитель губернатора Орловскойобласти, виновный в злоупотреблении служебными полномочиями и организациирастраты более чем на 11 млн. рублей… Возбуждены дела по взяткам в вузах, вмилиции, по преднамеренному банкротству… Для кого-то это было торжествомсправедливости. Но для кого-то, похоже, стало сигналом к действию.
16 июля около 3 часов 50 минут произошел взрыв самодельногобезоболочного взрывного устройства мощностью 50 грамм в тротиловомэквиваленте, заложенного между оконной рамой и решеткой наружной стороны зданияпрокуратуры Железнодорожного района города Орла, расположенной недалеко отцентра. В результате был выжжен один из кабинетов прокуратуры. Через три дня втом же районе ночью подожгли участковый пункт милиции, расположенный на первомэтаже жилого дома. Пожар был быстро потушен благодаря бдительности жильцов. Такчто огонь от двух бутылок с горючей жидкостью, брошенных в окно, успелповредить лишь подоконник да кресло. Но орловское УФСБ напряглось,так как на месте преступления были обнаружены листовки с призывом: «Делай какмы, делай лучше нас!", подписанные «WP/NS – "Белая сила.Национал-социалисты".
Население переполошилось. Звонилидруг другу, выспрашивая подробности. Сразу вспомнили и о происшествиидвухнедельной давности, когда пожилая орловчанка, которую, впрочем, призналидушевнобольной, ударила по голове гаечным ключом, завернутым в газету, главуЗаводского района г.Орла - за то, что больше месяца коммунальная служба немогла устранить течь трубы в квартире. «А что ж, довели народ – то ли ещебудет!» - говорили, большей частью злорадствуя. Однако в милиции и прокуратурени взрыв, ни поджог особой тревоги не вызвали – полагали, что этодело рук хулиганствующих подростков.
В среде ультраправыхпровели многочисленные обыски. Изымали петарды, охотничьи спички. Местныеаналитики посмеивались, полагая, что действует какая-то маленькая – два-тричеловека - группка молодых людей, «маящихся дурью» и не вполнепонимающих, что творят, с интересом ожидая результата: найдет милиция хулигановили нет. Хотя с появлением листовок стало очевидно: происшедшее - политические акции. Орловский правозащитник Дмитрий Краюхин был первым, ктообратил на это внимание: «Пока власть и подконтрольные ей местные средствамассовой информации искали экстремистов среди тех, кто открыто выражал своенесогласие с теми или иными решениями руководства области и города, среди независимыхжурналистов, в городе появились настоящие экстремисты». И по аналогии сПриморьем назвал их орловскими партизанами, за что его посчитали чуть несумасшедшим. Орел – тихий провинциальный городок. Жизнь здесь бедная, новялотекущая. Какие партизаны?!
Но в конце июля в Интернетедействительно обнаружили текст под названием «Воззвание орловских партизан». Онбыл обнародован как комментарий к новости информационно-дискуссионного портала Newsland о том, чтопрезидент Д.Медведев расширил полномочия ФСБ. «Чекисты» получили правообъявлять официальное предостережение гражданам о недопустимости действий,создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительноеследствие по которым отнесено к ведению органов ФСБ, при отсутствии основанийдля привлечения этих граждан к уголовной ответственности. В ответ автор подником revolveros, заявил: «Мы, командование объединенных групп черноземногосектора оккупированной России — NS/WP «Центр», обращаемся к каждому русскомучеловеку, который испытывает на себе горечь угнетения. К каждому русскомучеловеку, который держит в сердце протест, но ему еще не хватает мужества и волиперейти к активным действиям, направленным на подавление машины тирании игеноцида. Мы подняли знамя открытого восстания в городе, который никогда несчитался каким-то особенным в плане коррупции, несправедливости, либомежэтнической напряженности. Орел всегда был тихим и уютным городком, которыйгрел сердце и пробуждал фонтан эмоций своей теплотой, простотой и чем-тонеобъяснимо близким и родным. Мы все росли в этом городе, мы наслаждалисьбезмятежным детством. Но сейчас, повзрослев, мы увидели совсем другую картину.Картину, ужасающую сознание и приводящую в шок. Наш город, как и, впрочем, нашастрана оказалась на грани полного морально-нравственного распада…
Проституция и наркомания, которая абсолютно никем не пресекается, сталинормой. Алкоголизация населения с каждым годом все ужаснее… Молодежьпревращается в рахитов и немощных….
Граждане-друзья, вам ненадоело жить в городе, стране, где ваша жизнь не находится в безопасности? …Вамне надоело жить, зная, что завтра, быть может, вашего сына обвинят в убийстве,которое он не совершал, просто потому, что жирному менту будет «влом» искатьнастоящих убийц?
…Мы не хотим, что мы наш народ, наш город инаша страна тонули в трясине деградации и морально-нравственного упадка. Ипоэтому мы поднялись на этот неравный бой. Бой, в котором мы, возможно, неодержим скорой Победы.
Но мы просто не можем жить иначе…»
«Бой» был дан 5 августа, в день празднования освобождения Орла отгитлеровской оккупации. В кафе «Индира», принадлежавшем дагестанцуАли Гасанову, сработала самодельная бомба, начиненная гвоздями, мощностью в 200 г тротила. Сработала, ксчастью, так же «неудачно», как и взрыв, и поджог, - пострадали только пятерочеловек, получив ранения, не опасные для жизни. Трое дагестанцев, двое русских…
На этот раз правоохранительные органы сработали быстро. Ужев ночь на 8 августа был задержан майор ФСО, преподаватель кафедры физкультурыАкадемии Федеральной службы охраны (ФСО) России Виктор Луконин, который, поверсии следствия, и возглавлял группу поджигателей и подрывников,назвавших себя «орловскими партизанами». В гараже, который он арендовал,обнаружили мини-лабораторию по производству легковоспламеняющихся жидкостей исамодельных взрывных устройств, несколько стволов оружия, готовые киспользованию бутылки с зажигательной смесью, националистическую литературу.Похоже, собирались взрывать еще не один «объект».
На сегодня«партизаны» обвиняются в экстремизме, совершении поджогов и взрывовадминистративных зданий в Орловской области, а также в убийстве и покушении наубийство. Задержаны уже одиннадцать человек. Самому младшему - 18,старшему – Виктору Луконину - 31 год. Публика разношерстная, но, как говорятоперативники, «идейная», вне зависимости от возраста и социальногостатуса. Здесь и студент юрфака, и рабочий, и сотрудник частного охранногопредприятия, но главное - четверо офицеров ФСО. Пока четверо. По словаморловских следователей, «список не окончательный», и поиск новых подозреваемыхможет увести далеко за пределы Орловщины и даже за границы России.
Наличие среди «партизан» военной элиты страны вызвало настоящий шок.Многие люди отказываются верить, что такое могло произойти в принципе, а те,кто верят, называют это полным развалом государственного управления. Дело втом, что именно ФСО (бывшее Девятое управление КГБ СССР) обеспечиваетличную безопасность руководства страны – от Д.Медведева, В.Путина до депутатовГосдумы, обеспечивает спецсвязь для государственных органов власти иинформационную безопасность страны. Очевидно, что попасть в такую структурунепросто: отбор – психологический, физический, нравственный – жесточайший.Внука репрессированного или сына диссидента вряд ли туда возьмут. О заработкахФСОшников любой орловец может только помечтать. И вдруг -«партизаны». Почему? Зачем?
Пиарщики власти наканунеподсуетились и распространили информацию, что называется, в свою пользу.Дескать, «орловские партизаны» - это наркоманы, алкоголики, выходцы изнеблагополучных семей, вербовка которых строилась на меркантильной основе«безбашенным» майором, начитавшимся оппозиционных местных газет. И фактическиобвинили независимых журналистов в том, что в Орле появилисьэкстремисты. Договорились до того, что «некоторые политические силы региона заинтересованы,в конечном счете, во взятии, как минимум, одного рубежа - смены областнойвласти. И не отсюда ли деньги, которыми расплачивались с"партизанами"-люмпенами?»
Однако следствиеопровергло информацию о меркантильной основе деятельности группы, а задержаниечетырех офицеров ФСО вовсе спутало власти все карты. Впрочем, явно политическуюподоплеку «воззвания», да и самих действий «партизан» правоохранительные органы игнорируют, делая акцент на национализме. Аруководство области, города делает вид, что ничего не произошло.
Но не заметить странных совпадений просто нельзя: взрыв в прокуратуреЖелезнодорожного района прогремел 16 июля – в день, когда Госдума должна былапринять и приняла поправки в закон «О Федеральной службе безопасности» и Кодексоб административных правонарушениях, расширяющих полномочия ФСБ. А 19июля, в день одобрения этих поправок Советом Федерации, подожгли милицейскийучасток. Опять же: если верить «воззванию орловских партизан», то действовалиони не в одиночку.
Сколько их, этих отрядов? Гдерасположены? Кто их возглавляет? Какие задачи ставились перед задержаннымичленами группы - выпускниками АФСО, разъехавшимися по различным воинским частямв Подмосковье, Ярославскую область? Чего не хватало Виктору Луконину, офицеруФСО, при зарплате, втрое превышающей среднюю орловскую? «Орловские партизаны» -одно из звеньев некоего заговора против всесилья ФСБ или провокация ФСБ вборьбе за власть? Следствие говорит, что все задержанные «охотно даютпоказания» - зачем, если им грозит срок вплоть до пожизненного? Вопросы, накоторые пока нет ответов.
При этом на днях появиласьинформация о странной гибели полковника ФСО в Подмосковье: «В Воскресенскомрайоне Московской области следователи пытаются разрешить головоломку иустановить все обстоятельства смерти высокопоставленного офицера Федеральнойслужбы охраны (ФСО)…Пострадавший 52-летний сотрудник спецслужб Виктор Толкуновскончался в реанимации больницы после нескольких огнестрельных ранений,сообщает Life News. Стражам порядка Толкунов успел только сообщить, что"случайно выстрелил в себя из наградного пистолета". Однакооперативники не нашли в доме покойного ни гильз от пистолета, ни самого оружия,ни следов крови…Раненый полковник Толкунов не хотел называть имени убийцы,опасаясь каких-то последствий».
Если анализироватьпроисшествие само по себе – полный бред. А если соединить с «орловскимипартизанами», то вопрос - не убрали ли человека, знавшего гораздо большеарестованных лейтенантов и майора? - не покажется неуместным. О чем жепромолчал покойник?
Открыто комментировать появление в Орле«партизанского» феномена люди опасаются. Однако Интернет полон самых разныхмнений. «… Я не верю ни единому слову в прессе, как не верю ни единомураскрытому громкому делу российскими спецслужбами, я не верю в доказательства иобыски, я не верю в российское правосудие. … Ирония еще и в том, что еще 2 годаназад его чуть не побили в Москве скинхеды за красные шнурки в ботинках иарафатку вокруг шеи, известные атрибуты антифы. А теперь его же обвиняют внацизме. Это полный бред!» - сообщаетнекто dzuev
Ну а те, кто не знает участниковгруппы лично и принимает действия группы Луконина как факт, пожалуй,разделились на два лагеря: одни считают терроризм неприемлемой формой борьбы, анационализм - убежищем для негодяев, другие готовы принять и то, и другое, -лишь бы изменилась ситуация в стране.
Вот некоторыекомментарии к информации о появлении «орловских партизан», прозвучавшей нарадио «Свобода».Балк (Москва): «Не стоит забывать историю. Некоторые тоже немного поиграли в1933 году, а к 1945 десятки миллионов людей в трубу Дахау и Аушвица вылетели.Плюс "усатый" своих и чужих примерно такое же количество закопал. Чтовам, кровь людская, как водица? Не надоело людоедами жить? Жаль, телесныенаказания отменили, всыпать этим «защитникам" русского народа нагаек по 50на центральной площади г.Орла, а потом всей кодлой все сортиры в городе бывычистили. Все партизаны-Робин Гуды бы и окончились!»
Елена (Санкт-Петербург): «Какой тут фашизм? Большая проблема в стране. Кругомбеззаконие, взятки и лица кавказской национальности. Ситуацию раздули. Как жекто-то осмелился власть покритиковать, сразу окрестили врагом народа. Человекатолько задержали, а уже приговор вынесли. Во всех блогах одни и те же статьи назаказ. А о своих детях подумайте, в какой стране растут: не заплатишь - непоедешь».
На сайте Клуба выпускниковВИПС-Академия ФАПСИ-Академия ФСО офицеры пытаются разобраться вфеномене Луконина-партизана:
Александр441:
«Все мы люди))) Ничего удивительного) Просто решил взять инициативу всвои руки и наказать своим кулаком, что называется....»
an_: «Если мы спрячем голову в песок и сделаем вид, что ничего не происходит - этиявления всё равно никуда не улетучатся, а только будут нарастать. В СВР (службавнешней разведки – Е.Г.) сливают своих шпионов-разведчиков, в ФСО взрываютпрокуратуры и ментов, в ФСБ тоже свои процессы идут (действующие сотрудникиидут в криминал), чиновники воруют по-черному. На Кавказе 20 лет идет война.Видимо, "Не всё в порядке в датском королевстве?»
Фонарев: «Мы все даем присягу Родине… Родина надеется нанас, потому что больше не на кого. Больше никто ей не присягает - толькобалаболят и поэтому не обязаны... Время пришло такое, что нужно думать каждомуи все время. Потому что свой выбор приходится делать уже ежемоментно. Так вотэти ребята сделали свой выбор, несмотря на присягу. Но жизнь продолжается, ивокруг нас еще много таких и не очень, но это НАШИ ребята. Увидишь - потолкуй,чего они хотят, и подскажи, что нужно делать, чтобы страна неразвалилась…»
Скорее всего, главный вопрос, поставленныйперед обществом «орловскими партизанами», - почему российская военная элитаоказалась под знаменами «народной войны», которой считается любое партизанскоедвижение, - не найдет официального ответа. С так называемыми «приморскимипартизанами» было проще – дескать, обиженные милицией граждане объявили войну.Неуклюжее, но объяснение. А здесь никто никем лично не обижен. Опять же - людиобразованные, готовившиеся служить своей родине совсем на иных принципах.Этнически Орловщина – можно сказать, монорусская область, здесь нет каких-тосерьезных национальных конфликтов и противоречий. Вот разве что нищета кругом,из-за отсутствия работы молодежь уезжает в сопредельные области, населениестареет, областной центр – кажется, единственный в России, численность которогодо сих пор сокращается с каждым годом…
Молодая учительницарусского языка и литературы Ирина М., зарплата которой ниже зарплаты школьнойуборщицы, – не «партизанка» и пока не оппозиционерка. Но едва скрываетраздражение: «Я в эти дни отдыхала в Подмосковье и ничего не слышала об«орловских партизанах». Зато по телевизору - Путин, Медведев. Медведев, Путин.И опять Путин, Медведев. И в голове - Шекспир: «Чума на оба вашидома!»
«А что вы хотели? - возмущается полковникмилиции в отставке, попросивший не называть его имени. – Пол-области неработает, так как просто негде, деревня спилась, заводы закрылись. Ненависть,озлобление на все и вся должны были рано или поздно во что-то вылиться. Внормальном демократическом обществе для выхода «пара» предусмотреныопределенные процедуры – свободные выборы, свободное выражение мнения,независимый суд. У нас нет ничего из этого. Зато много озлобленных. Они даже неищут виновных – ну в чем виноват участковый милиционер, чье место работыпопытались сжечь, если он со своей смешной зарплатой в пять тысяч рублей самунижен этой же властью? Чем виноваты пострадавшие от взрыва в кафе «Индира»?Ничем. Но ненависть ищет выход. Сейчас она большей частью выплескивается намилицию, на приезжих. Она еще не дозрела до главного виновника бед. Власти,которая за последние десять лет не приняла ни одного закона, облегчающего илиулучшающего жизнь простого человека. И если она не изменит отношения к своимгражданам, завтра ненависть неминуемо подойдет к ее порогу. Причем сразу вомногих городах – вот увидите».
Говорят, тяжелее всего житьв эпоху перемен, которые так и не происходят. И трудно не согласиться с бывшимвыпускником АФСО an_ : «Достала уже коррупция, беспредел властей. В результатепоявляются приморские партизаны, майоры ФСО и, видимо, не только майоры и нетолько в ФСО».