Американо-российская «перезагрузка», как это назвал вице-президент Байден в своей февральской речи, еще далека от завершения, хотя за последние шесть месяцев в этом направлении были сделаны большие шаги. 16 июля 22 государственных деятеля из Центральной и Восточной Европы написали письмо, где они утверждали, что интересы их стран и сотрудничество США с Россией несовместимы, так как в итоге приводят к ситуации с нулевой суммой. После этого сам Байден побывал в Украине и Грузии и, в частности, назвал российскую власть «выдыхающейся» (“withering”) – замечание, произведшее фурор. Всё это говорит о том, что неосторожных адептов «перезагрузочной» дипломатии ожидает множество подводных камней.
Возможно, даже недавно созданная двусторонняя президентская комиссия, символизирующая намерение Вашингтона и Москвы улучшить испортившиеся отношения, не приблизит наступление новой эры партнерства. Любая из сторон может сосредоточиться на своих частных конфликтах, и это воспрепятствует сотрудничеству на основании общих интересов. Но главная опасность, парадоксальным образом, состоит в том, что стороны могут просто забыть, почему сотрудничество имеет первостепенное значение. Перед Бараком Обамой и его командой сейчас стоит множество трудных проблем глобального масштаба: мировой экономический кризис, изменение климата, две войны, угроза терроризма, региональные кризисы в Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Россия может просто выпасть из этого списка, потому что на всё не будет хватать времени. Со своей стороны, новая волна благосклонности к США у России по большей части обусловлена ожиданием, что ее опять будут «воспринимать серьезно», как мировую великую державу; недостаток же пристального внимания к ней грозит подорвать достижения последних месяцев.
Чтобы поддержать отношения «перезагрузки» и взаимодействия, США и России нужна политика страхования, состоящая из двух частей. Во-первых, следует резко повысить уровень инвестирования с обеих сторон, чтобы у каждой была значительная финансовая заинтересованность в безопасности и благополучии другой и чтобы в обоих государствах сформировалось крепкое лобби, которому выгодны мирные отношения и которое бы открыто выступало против конфронтации. Во-вторых, надо создать новые возможности, чтобы граждане двух обществ могли взаимодействовать и чтобы между ними складывались отношения, которые бы поддерживали сотрудничество на правительственном уровне. Такой страховой подход к американо-российским отношениям отнюдь не уникален, но в этом случае особенно важен, потому что без него импульс к перезагрузке может пропасть, а это грозит плохо сказаться на глобальной безопасности.
Аргументы в пользу улучшения экономических отношений между США и Россией очевидны. Достаточно сравнить цифры: объем торговли между Америкой и Россией в своей наивысшей точке в 2008 г. составил 36 млрд. долларов, тогда как товарооборот США с Японией составил 204 млрд. долларов (притом, что население Японии меньше, чем население России), а с Францией – 73 млрд. долларов (притом, что экономика Франции меньше российской). Торговые связи США и Индии, которые в 2008 г. принесли всего 67 млрд. долларов, послужили мощным противовесом эскалации проблем с ядерными испытаниями, Кашмиром и изменением климата. А в отношениях между США и Китаем, при всех политических, идеологических и геостратегических противоречиях, экономическая взаимозависимость (408 млрд. долларов в двустороннем товарообороте) стала гарантией того, что обе стороны предпочтут мирное разрешение разногласий, а не вооруженную конфронтацию.
В случае с Россией, конечно, невозможен экономический симбиоз такого уровня, как в американо-китайских отношениях; но Россия богата природными ресурсами, ее пока недостаточно развитый рынок потребительских продуктов продолжает расти, российские работники квалифицированны и образованны; всё это обещает многочисленные перспективы для более тесного сотрудничества. Для этого от обеих сторон требуется готовность создать нормативно-правовую базу и политическая воля, чтобы снизить известные риски и издержки для ведущих предпринимателей, которые в таких делах проявляют большую осторожность. Если российская правовая среда станет более прозрачной и менее рискованной, а Кремль снова решит следовать правилам международной торговли (что необходимо для вступления в ВТО), ведущие крупнейшие компании (например, Walmart, Caterpillar, Microsoft) будут делать прямые инвестиции, привнесут свои изощренные бизнес-новации и создадут новые рабочие места. Одновременно с этим в обеих странах будет расти сильное бизнес-лобби, которое, боясь дестабилизации, будет противостоять конфликтам.
Торговые отношения имеют ключевое значение в предотвращении и разрешении политических конфликтов, потому что крупный бизнес строится на стабильности. Но в относительно спокойные времена рыночных связей США и России будет недостаточно, чтобы двусторонние отношения сохраняли свою приоритетность: как только компании получат неограниченный доступ на рынки, они перестанут стремиться к более тесному социально-политическому взаимодействию. Необходимо, чтобы в США возникло влиятельное сообщество граждан, у которых были бы тесные личные отношения с россиянами; в этом случае официальный американо-российский диалог и сотрудничество будут и дальше занимать заметное положение в правительственной повестке дня.
Здесь моделью должны послужить организации и лобби, которые способствуют сотрудничеству США с другими государствами. Американские евреи десятилетиями отстаивали безопасность Израиля и выступали поборниками тесных американо-израильских отношений. Произраильская лоббистская группа AIPAC (Американо-израильский комитет по общественным связям) традиционно возглавляет список наиболее влиятельных организаций в Вашингтоне. Как отмечают американцы индийского происхождения, сейчас несколько лоббистских групп работают над обеспечением безопасности в отношениях США и Индии и укреплением их экономических связей. В прошлом году они праздновали великую победу: было ратифицировано американо-индийское соглашение по мирному атому. Национальный совет La Raza, еще одна влиятельная группа, собрала в июне латиноамериканских лидеров, чтобы вместе продвигать всестороннюю реформу иммиграционного законодательства в Америке. Эта реформа важна не только для латиноамериканского населения США, но и для правительств Мексики, Сальвадора, Гватемалы и других государств. Конечно, в отношениях США и России проблемы совсем другие, но они не менее важны. Такие группы необходимы, чтобы перенести вопросы сотрудничества Америки с Россией во внутриполитическую сферу.
Чтобы укрепить связи между США и Россией, оба правительства должны облегчить условия пересечения границы; особенно это касается денежных затрат, задержек и неопределенности, которые отягощают нынешнюю визовую систему. Страны Западной Европы и даже многие государства бывшего СССР предоставляют американцам безвизовый въезд; в сравнении с этим получение российской визы представляется запутанным и тяжелым делом. Если увеличить свободу перемещения, будет больше программ по образовательному и профессиональному обмену – по образцу успешных программ Fulbright и Murrow для преподавателей и журналистов. Прямая гражданская дипломатия позволит сломать барьер цинизма и недоверия, созданный негативизмом и искаженной информацией, преподносимой СМИ в обеих странах.
Правительства США и России могут ориентироваться на успешное сотрудничество НАСА и Российского космического агентства и на работу программы Нанна-Лугара по совместному сокращению ядерной угрозы. Благодаря этой программе между ведущими исследователями в области ядерной физики и бактериологии установилось взаимопонимание и уважение. Конгрессмен Билл Делахант (демократ, представитель Массачусетса) уже предложил программу по спортивному обмену между США и Россией, чтобы «раскрыть тайну» России для среднестатистических американцев. Такие программы обмена и сотрудничества – очень стоящее поле для инвестиций: чем больше будет американцев с тесными, личными связями с Россией, тем больше голосов будут напоминать Конгрессу и Белому дому о том, что Россия значима не только во время кризиса, но и в качестве важного постоянного партнера на мировой арене.
«Перезагрузку» отношений между США и Россией неизбежно придется начать с устранения насущных проблем в сфере безопасности: Грузия, экспансия НАТО и размещение ПРО в Центральной Европе. Если совместить разрешение этих противоречий с сотрудничеством в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и распространением ядерного оружия, это создаст новые возможности для продуктивных двусторонних отношений. Но чтобы эти возможности оставались и в дальнейшем, необходима политика страхования, которая включает в себя двустороннюю экономическую заинтересованность в стабильности и формирование гражданских сообществ в обоих государствах, чтобы американо-российское сотрудничество продолжало занимать важное место в политической повестке дня.
Без новых гарантий стабильности и политической готовности американо-российские отношения рискуют застопориться на тех же противоречиях, которые препятствовали сотрудничеству и партнерству на протяжении двух прошедших десятилетий. В нынешнем сложном, взаимозависимом и опасном мире мы не можем позволить себе проиграть еще один раунд игры в русскую рулетку.
Мэтью Рожанский (Matthew Rojansky) – исполнительный директор «Партнерства за безопасную Америку» (Partnership for a Secure America). Эту группу создали высокопоставленные демократы и республиканцы, чтобы способствовать реорганизации двухпартийного центра в государственной безопасности и внешней политике.