Двагода назад, 7 мая 2008 г.Дмитрий Медведев официально вступил на президентский пост, сменив ВладимираПутина, возглавлявшего российское государство с самого начала десятилетия.Поскольку нынешний президент России должен отработать на своей должности четырегода, можно сказать, что Медведев преодолел экватор. Пора подводить промежуточныеитоги его деятельности.
Подведениеэтих итогов чрезвычайно важно, поскольку с момента выдвижения Медведева на постглавы государства и вплоть до настоящего времени многие в России надеются нато, что преемник Путина все же пересмотрит путинский политический курс, сделаетего более либеральным, более реформаторским и более дружественным по отношениюк США, Евросоюзу и государствам постсоветского пространства, стремящимся ксближению с Западом.
Увы,мало найдется сегодня в России экспертов, полагающих, будто Медведев и впрямьхоть сколько-нибудь серьезно продвинулся вперед по этому пути. Прошлой осенью,когда в Интернете вдруг появилась подписанная Медведевым статья «Россия,вперед!», казалось, будто политический процесс действительно трансформируется.Однако, сегодня уже видно, что дальше робких деклараций дело у российскогопрезидента не пошло. Более того, нынешние его декларации, пожалуй, даже болееробки, чем те, которые он позволял себе в этой статье. Как же можноинтерпретировать все происходящее в сегодняшней России?
Восновном эксперты в отношении Медведева делятся на три группы.
Первая,состоящая в основном из официальных и полуофициальных лиц, отражающих в своихоценках интересы Кремля, уверяет, что никакой перемены курса вообще быть недолжно, поскольку Путин делает именно то, что нужно России, а Медведев являетсяверным продолжателем дела своего предшественника.
Вторая,состоящая из наиболее твердых оппозиционеров, отмечает, что Медведев даже непытается ничего изменить, поскольку он является представителем той же самойгруппировки, что и Путин, а потому никакая либеральная риторика нынешнегопрезидента не может замаскировать общности их взглядов по принципиальнымполитическим вопросам.
Наконец,третья группа экспертов полагает, что в идеале Медведев бы, наверное, хотелперемен, однако Путин, занимающий сегодня пост премьер-министра, сохранил всвоих руках все рычаги власти. Соответственно, президент реальной властью необладает, а потому не может решиться на корректировку курса. Ведь в этом случаеон заведомо проиграет политическую борьбу.
Думается,что именно третья группа более других близка к истине. Однако проблема, стоящаясегодня перед Россией, не сводится лишь к тому, что Медведев по объективнымпричинам не может корректировать путинский курс.
Понятно,что и впрямь существует достаточно объективных оснований, по которым Медведевпослушно следует в фарватере Путина. Именно Путин пользуется уже на протяжениимногих лет высокой поддержкой российских граждан. Именно с Путиным онисвязывают начало экономического роста и, соответственно, роста реальныхдоходов. Именно нынешний премьер-министр ассоциируется в сознании широких массс твердостью и последовательностью в деле преодоления многочисленных проблем,существовавших в 90-е гг.
Ивсе же, думается, немало есть субъективного в деятельности Дмитрия Медведева ив той позиции, которую он занимает сегодня. Чем дольше президент находится насвоем посту, чем больше мы знакомимся с его деятельностью, тем четчепроясняется логика появления Медведева во главе российского государства. Рискнупредположить, что Путин с самого начала подбирал в качестве своего преемникаименно того человека, который не смог бы в силу своих личностных качествоспорить его претензии на политическое лидерство.
Длятого, чтобы разобраться в этом вопросе, я полагаю, нам следует внимательнеевзглянуть на кадровую политику Путина с самого начала его восхождения напрезидентский пост. Десять лет наблюдений позволяют выявить некоторые закономерности,которые не бросались в глаза по ходу развития процесса.
Как-тораз Путин в ответ на вопрос друга о том, что он по-настоящему умеет делать,признался: его профессия – это общение с людьми. Сей ответ зафиксирован в книге«От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным» (М. : Вагриус, 2000. С. 41).Иначе говоря, Путин хорошо умеет разбираться в людях, определять, на что ониспособны, и каковы их реакции на различного рода раздражители. Не экономика ине политика, не широкомасштабные реформы и не обеспечение долговременнойустойчивости российского государства, а способность подбирать кадры иманипулировать ими так, чтобы решалась совершенно конкретная задача текущегомомента, – вот главная отличительная черта нынешнего российского премьер-министра.
Возможно,этому неплохо учили в Комитете государственной безопасности, где Путинпроработал долгие годы, а, возможно, он от природы имеет талант к такого родавещам. Во всяком случае, Путин сто очков даст вперед своему предшественникуБорису Ельцину с его знаменитым чутьем, о котором так много рассуждалироссийские политики и политологи 90-х гг.
Вкадровой политике Путина интересно не столько то, как он сепарировался от такназываемой ельцинской «семьи» (клана особо приближенных лиц), удаляя от властитаких влиятельных в недавнем прошлом людей, как Борис Березовский, Михаил Касьянови Александр Волошин, а то, как он подбирал собственных назначенцев. Экспертыобычно отмечают, что он брал к себе на работу в правительство и в президентскиеструктуры лишь людей, с которыми уже был знаком в прошлом. В петербургской мэрии,в сообществе сотрудников государственной безопасности или в дачном кооперативе«Озеро» под Петербургом. Это все, конечно, верно, но еще вернее осуществленноеПутиным четкое распределение каждого члена правящей корпорации по тем точкам, вкоторых тот сможет принести пользу лидеру и – самое главное – не сможет нанестивреда.
Основнойпринцип, с помощью которого действовал Путин, – поднимать на политическуюповерхность людей поверхностных, а тех, кто профессионально выполняет своюработу, держать в стороне от взоров толпы, желающей сотворить себе новогокумира.
Вотсписок людей, выдвинутых Путиным на самый верх публичной политики, – Михаил Фрадков,Виктор Зубков, Сергей Миронов, Борис Грызлов. Два бывших премьер-министра и двапарламентских спикера, которые по совместительству еще являются лидерами двухосновных прокремлевских партий – «Единой России» и «Справедливой России». Все четвероподняты ниоткуда и в любой момент могут быть низринуты в никуда. Эти люди небыли известны народу до тех пор, пока их не взял к себе Путин, и их авторитетцеликом зависит от авторитета Путина.
Спикерывполне внешне презентабельны, поскольку требуется, чтобы народ смотрел на нихчерез телевизор, а после голосовал за ту или иную прокремлевскую партию. Носамостоятельной политики ни Миронов, ни Грызлов вести не смогут. Они не будутопасны для Путина, если вдруг выйдут из-под контроля. Если кто-нибудь в этомсомневается, он может собрать «шедевры» их интеллектуального творчества заминувшее десятилетие. Немало весьма странных вещей наговорили и Миронов, иГрызлов в те минуты, когда рядом с ними не было опытных спичрайтеров иискушенных политтехнологов.
Премьерыв отличие от спикеров подбирались так, чтобы не только не привлекать, но даже,скорее, отталкивать широкие массы. Внешние данные Фрадкова и Зубкова, мягкоговоря, не слишком подходят для публичной политики. Это вообще были абсолютнономинальные фигуры, которые лишь маскировали тот факт, что Путин всегданапрямую работал с ключевыми министрами. Фрадков и Зубков были своеобразнымиместоблюстителями премьерского поста, который Путин сохранял до того времени,пока он не понадобился ему самому.
Авот список людей, которые делали реальную политику в минувшее десятилетие, – ИгорьСечин, Вячеслав Сурков, Сергей Иванов, Алексей Кудрин. Каждый из них вел однуиз сфер, важных для функционирования государства в целом или для правящейкорпорации, в частности. Каждый из них жестко отсекался Путиным от кругавопросов, не имеющих отношения к его узкой сфере деятельности. Координацию всехсфер в бытность свою президентом осуществлял только Путин, но непремьер-министр и не глава кремлевской администрации.
Люди,делавшие реальную политику, находились часто в конфликте друг с другом. Иногда– остром. Иногда – антагонистическом. Соответственно, для Путина они были также неопасны, как и люди, поднятые на поверхность политики публичной. Сечин,Сурков, Иванов и Кудрин в отличие от Фрадкова, Зубкова, Миронова и Грызловаобладали колоссальным влиянием в определенных кругах. Но обладать влиянием вовсех кругах сразу никто из них не мог. Объединиться же ради повышения своегосовместного политического веса они не были способны.
Подобнаячеткая работа с кадрами – одна из главных причин (наряду с нефтедолларами иавторитарным сознанием масс) политического долголетия Путина. Если в этомконтексте рассмотреть вопрос о подборе Медведева на пост преемника, то многоестановится ясно.
Университетскийдоцент, не обладающий яркой внешностью, мало авторитетный как среди силовиков,так и среди крепких хозяйственников, не говоря уже о широких массах, – это неслучайность. Это результат тщательного выбора. В своем окружении Путин нашелчеловека, который в наименьшей степени способен проводить самостоятельнуюполитику, даже при наличии президентских полномочий.
Нынеразличные приближенные Медведева будоражат его призывами совершить великиедела. Спичрайтеры, наверное, пишут ему яркие тексты на манер статьи «Россия,вперед!». Сам Михаил Горбачев – отец российских преобразований – говорит о необходимостисоздать медведевскую политическую партию. Но нет, увы, ни великих дел, нидвижения вперед, ни политической партии. Поскольку слишком велик разрыв междуформальными полномочиями, которые есть у президента Медведева, и реальнымивозможностями, вытекающими из особенностей личности и биографии Медведева.
Путинхорошо просчитал комбинацию. А потому никакой смены путинского политическогокурса у нас в России не будет.
Автор – научный руководитель Центра исследований модернизацииЕвропейского университета в Санкт-Петербурге