Французскийморской курорт Довиль стал известен в конце XIX в. – это было время гранд-отелей и роскошных казино.Кроме того, это было время, когда великие державы разделили Европу на части, икаждая ревниво охраняла свой собственный кусочек. Соответственно, Довиль –подходящее место для нынешней встречи на высшем уровне (назначенной напонедельник, 18 октября), в которой будут участвовать три неизменно великиедержавы континента – Германия, Россия и Франция. Причем всё это происходит вэпоху, когда Европа снова становится многополярным континентом.
АнгелаМеркель и Николя Саркози обращаются к России, потому что поддержание европейскойбезопасности перестало быть исключительно делом НАТО и ЕС. Они правы.Соединенные Штаты дали понять, что они не так уж заинтересованы во внутреннейбезопасности Европы – показательным стал эпизод, когда президент Обама решил неприезжать на двадцатилетнюю годовщину падения Берлинской стены. Кроме того,нынешний порядок неэффективен – он не может справиться с войнами в Косово иГрузии, с недавним инцидентом в Киргизии и рядом так называемых «замороженных»конфликтов по всему континенту. Масштабный проект экспансии ЕС на Восток впоследнее время стал давать сбои. Если Турция и Западные Балканы войдут всостав ЕС (на что мы очень надеемся), НАТО и ЕС даже тогда не смогут статьглавными институтами безопасности Европы, которые бы действовали во всехевропейских государствах. Таким образом, европейцам необходимо как можно скорееприступить к переосмыслению принципов своей безопасности. Программа у саммитаправильная, но участники подобраны неверно.
Необходимо,чтобы в переговорах участвовала Россия. Порядок, установившийся после холоднойвойны, ей никогда не нравился, а теперь она достаточно окрепла, чтобы открытовыражать свое несогласие с ним. Но она готова к вовлечению в процесс – пару летназад Медведев сам предложил разработку нового договора о европейскойбезопасности.
Ещеодно кресло за столом переговоров должна занять Турция, из которой формируетсяновый полюс европейского континента. Как говорит Ахмет Давутоглу, турецкийминистр иностранных дел, Турция – это деятельный участник событий, а непроблема. Турецкая сфера влияния начинается с Центральной Азии, проходит черезКавказ и Ближний Восток и доходит до Западных Балкан. У Европы есть своязаинтересованность в этом конфликтогенном районе, а также в тех областях,которые Россия считает своим «ближним зарубежьем». Это значит, что каждый будетотстаивать свои интересы; вопрос только в том, будет ли это проходить в форматевзаимодействия или соперничества.
ЕСтам представлен, но многим его государствам-участникам не нравится, чтопредставлять их будут Париж и Берлин. Пожалуй, разумнее было бы предоставитьпредставительские полномочия баронессе Эштон. С одной стороны, это отвечало быЛиссабонскому договору, а с другой, позволило бы Евросоюзу наконец избавитьсяот аномальной ситуации, в которой ЕС – важнейшая организация, отвечающая забезопасность в Европе, – не представлен ни в одном из европейских институтовбезопасности.
Вместотщетных попыток залатать прорехи в уже существующих институтах, можно было быпривести их в движение снизу вверх. Можно было бы вовлечь Россию в созданиепротиворакетного щита, инициатором которого выступили США, и тогдаСевероатлантический альянс смог бы, опираясь на начатую Обамой «перезагрузку»,установить общеконтинентальную идентичность в вопросах безопасности. Большаячасть внимания была бы тогда сосредоточена на внешних по отношению к Европеугрозах. Но наряду с этим ЕС должен договориться со своими соседями, чтобы онивсе вместе повышали внутреннюю безопасность в Европе. Ему нужно установитьдоверительные отношения между европейскими державами и побуждать их к тому,чтобы они показали свою готовность к сотрудничеству. Например, можно было быпривлечь Россию к разрешению замороженных конфликтов в Приднестровье иподдержать вовлечение Турции в решение проблем Боснии. Регулярный неформальный«триалог» (trialogue), в ходе которого обсуждалась бы работа с этими проблемами, способствовалбы сближению ЕС, России и Турции; то же относится к другим заинтересованнымгосударствам.
Ивстреча в Довиле, и ноябрьский саммит НАТО, задача которого состоит в выработкеновой стратегической концепции НАТО, подтверждают ощущение, что настала порапереосмыслить понятие европейской безопасности. В прошлом десятилетии ЕС восновном защищал европейский порядок, который больше не работает, и надеялся нанаступление мирового порядка, основанного на многостороннем сотрудничестве(чего, вероятно, вообще никогда не произойдет). Европейский совет помеждународным отношениям только что опубликовал доклад «Призрак многополярнойЕвропы» (The spectre of a multipolar Europe). Он призывает выработатьтворческий и взвешенный подход к изменяющимся условиям и разумно ответить натребования России и Турции, которые хотят, чтобы их воспринимали серьезно иотносились к ним как к полноценным участникам игры. Перефразируя лорда Исмэя, переосмыслениеконцепции безопасности должно вести к тому, чтобы сделать ЕС объединенным,Россию – постимперской, а Турцию – европеизированной.
Марк Леонард (Mark Leonard) – исполнительный директорЕвропейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations).
[1]Имеется в виду афоризм лорда Гастингса Исмэя (Lord Ismay),первого генерального секретаря НАТО: «Держать русских вовне, американцев – внутри,а немцев – внизу» (to keep the Russians out, the Americans in, and the Germans down).