будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Аналитика
Агирре Мариано

Продвижение демократии: доктрина против диалога

Кто лучше проявил себя в продвижении демократии: бывший президент Соединенных Штатов Джордж Буш-младший или его преемник Барак Обама? Недавняя волна критики со стороны США и Европы в адрес Обамы придала актуальность этому вопросу. Основанием для критики послужили два фактора: то, что Обама не осудил египетское правительство в своем каирском обращении к арабскому и мусульманскому миру 4 июня 2009 г., и его сдержанное отношение к серии протестов в Иране по итогам спорных выборов 12 июня.

В пользу этой критики выдвигаются следующие аргументы. Буш, конечно, совершал ошибки – в первую очередь, таковой была война в Ираке – и использовал неправильные методы, но его цели были верны, и он был подлинным борцом за демократию. На речь, произнесенную госсекретарем Кондолизой Райс в Каире в июне 2005 г. (это был уже второй срок президентства Буша), в которой она осудила авторитарные режимы в этом регионе, часто ссылаются как на свидетельство преданности администрации Буша ценностям демократии.

Позиция администрации Обамы официально представлена в речи нынешнего госсекретаря Хиллари Клинтон, произнесенной 13 января 2009 г. в Сенате на слушаниях по вопросу утверждения в должности. В этой речи она указала, что приоритетами нового правительства является следующее: защищать и укреплять безопасность США; обеспечивать безопасность союзников США; способствовать процветанию США и других стран; защищать права человека. Она подчеркнула, что для достижения этих целей важны, прежде всего, дипломатия и конструктивное развитие. То, что продвижение демократии даже не было упомянуто, вызвало разочарование у некоторых европейских и американских наблюдателей и особенно не понравилось неоконсерваторам, которые считают, что миссия Запада состоит в освобождении народов (в первую очередь, арабов) от их репрессивных правительств.

Веха

Для Джорджа Буша-младшего и Кондолизы Райс продвижение демократии было связано с «войной с терроризмом». С их точки зрения, это было отражением ситуации времен холодной войны, когда демократия и антикоммунизм считались синонимами. Из этого логически следует, что прекращение (или хотя бы дистанцирование от) войны с терроризмом подразумевает отказ от риторики продвижения демократии.

В этом смысле позиция Барака Обамы и Хиллари Клинтон может стать вехой в американской внешней политике. До последнего времени Вашингтон поддерживал любой режим до тех пор, пока это было в интересах Америки. Сейчас Вашингтон заявляет, что не хочет вмешиваться во внутренние дела других стран, но в то же время может критически относиться к репрессивным правительствам.

Утверждение, что администрация Джорджа Буша-младшего более эффективно отстаивала ценности демократии, чем его последователь, опрометчиво. В 2005 г. в Египте Кондолиза Райс отзывалась критически о диктатурах, в том числе о самом Египте, но потом о демократии забыла. Арабский мир помнит, как Вашингтон призывал людей в том регионе к восстанию, а затем внезапно перестал помогать им; точно так же он призывал палестинцев голосовать, а затем бойкотировал ХАМАС после того, как это движение победило на выборах в январе 2006 г.

Несомненно, есть признаки изменений в политике по сравнению с тем, что было еще полдесятилетия назад. Например, Вашингтон занял осторожную позицию в отношении умеренных социал-демократий в Латинской Америке, любящих критиковать США. Вероятной причиной такой перемены могут быть три фактора. Во-первых, уменьшение власти США в мире (сюда относится и то, что силу начали набирать региональные державы и организации) сказалось и в этом регионе. Во-вторых, некоторым странам удалось установить социал-демократический режим и добиться независимости, избежав при этом демагогии в духе Уго Чавеса. В-третьих, демократические избирательные практики распространились настолько, что это подорвало легитимность внешнего вмешательства во внутренние дела.

Смена динамики

Но в основе сдержанной реакции Барака Обамы на события в Иране лежат два более непосредственных и значимых политических соображения: поддержка гражданского общества и уважение к суверенности. Во-первых, президент критически отозвался об репрессивных действиях иранского правительства и поддержал общественность, напомнив, как граждане Соединенных Штатов боролись за свои права; этот политический нюанс был более эффективным, чем риторика продвижения демократии. Во-вторых, он настоял на невмешательстве в иранскую внутреннюю политику; иранцы ненавидят вмешательство со стороны (это относится к России и Британии как к бывшим оккупантам, а также к США – из-за той роли, которую они играли в перевороте 1953 г., и из-за того, как они позднее поддерживали шаха).

Если бы Обама открыто занял сторону Мир-Хусейна Мусави, у иранского правительства появился бы повод арестовать его как предателя. Тысячи иранцев, вышедших на улицы, были необыкновенно единодушны в нежелании обращаться к Соединенным Штатам за поддержкой. Однако, проявляя осторожность в отношении Ирана, Белый дом явно переусердствовал, говоря об оккупации Палестины Израилем и требуя, чтобы Израиль прекратил расширение своих поселений. Это было чрезмерным подтверждением будущей суверенности палестинского государства.

США и Европа слишком долго лицемерили: с одной стороны, они размахивали флагом демократии и прав человека, а с другой стороны, поддерживали таких деятелей, как Аугусто Пиночет и Мобуту Сесе Секо. Важно, что Вашингтон и Европа начали осознавать, что демократия строится на местах, а не навязывается извне. Президент должен постулировать невмешательство и при этом сделать акцент на диалоге и правах человека. Вступать в диалог и вести переговоры с диктаторами о гражданских свободах или о распространении ядерного оружия гораздо труднее, чем просто продвигать демократию как некий абстрактный принцип.

Вероятно, Обама потерпит неудачу: ему противостоит множество сил. Но уже то, что он предложил арабскому миру диалог, а не пошел на него с профилактическими войнами, дало неожиданные последствия: результаты выборов в Ливане, готовность ХАМАСа вести переговоры, беспрецедентное давление Вашингтона на Израиль. В Иране тысячи человек, невзирая на репрессии, проводили на улицах мирные демонстрации.

Всё это говорит о том, что в регионе начались политические перемены. Даже те принципы, которые администрация Буша хотела присвоить себе, под руководством Обамы действуют более эффективно.

Мариано Агирре – директор Норвежского миротворческого центра (Norwegian Peacebuilding Centre, NOREF) в Осло. Он также член Транснационального института (Transnational Institute) в Амстердаме; в прошлом был координатором по вопросам мира, безопасности и прав человека в Фонде международных отношений и диалога (Fundacion para las Relaciones Internacionales y el Dialogo Exterior, Fride) в Мадриде. Был директором Peace Research Center в Мадриде. Занимался программами в Фонде Форда в Нью-Йорке.

Агирре Мариано
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).