будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Аналитика

Смена власти по-британски

Президент Путин уступил место президенту Медведеву и занял пост премьер-министра. Мы побеседовали с ведущим политическим комментатором The Times Питером Ридделлом о том, как реализуется преемственность ведущих политических постов в Великобритании.

Что может помешать действующему премьер-министру вновь и вновь занимать эту должность?

Премьер-министр в Великобритании занимает свою должность только пока его партии принадлежит большинство в палате общин.  Как правило, он покидает пост, когда его партия проигрывает выборы, и тогда лидер выигравшей партии занимает должность премьер-министра – как это было в 1945, 1951, 1964, 1970, 1974, 1979 и 1997 годах.

Очень редко, только дважды за все двадцатое столетие палата общин выражала вотум недоверия премьер-министру. Последний раз это случилось в марте 1979 года. Тогда правящая лейбористская партия  оказалась в меньшинстве и другие партии не поддержали ее в выражении доверия правительству. Занимавший в то время пост премьер-министра Джеймс Каллаген сразу же объявил парламентские выборы, которые состоялись через пять недель. На них выиграли консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер, которая и стала премьер-министром.

Еще один случай, когда между парламентскими выборами премьер-министр уходит с должности либо по собственному желанию, либо если он теряет доверие своей собственной партии. Уинстон Черчилль покинул пост в 1955 в основном из-за своего возраста и растущей враждебности со стороны собственного кабинета. Энтони Иден ушел в 1957 году, во-первых, по состоянию здоровья, а во-вторых, из-за потери доверия после Суэцкого кризиса. Гарольд Макмиллан ушел в 1963 из-за болезни. Гарольд Вильсон ушел в отставку в 1976, неожиданно для всех, из-за внезапной болезни. Тэтчер была вынуждена уйти в 1990. Тони Блэр покинул свой пост в 2007 сразу по нескольким причинам. Он обещал не добиваться четвертого срока. Кроме того, внутри партии лейбористов возникли разногласия, и его преемник Гордон Браун фактически заставил Блэра уйти. Попытка переворота, предпринятая сторонниками Брауна в сентябре 2006, заставила Блэра пообещать, что ровно через год покинет пост, что он и сделал.

В общем, в Великобритании переход от одного премьер-министра к другому происходит безболезненно, даже в тех случаях, когда меняется правящая партия.

Каков механизм смещения действующего премьер-министра?

Помимо проигрыша на выборах и вотума недоверия, может быть также произведен переворот внутри партии. Он может произойти как неофициально, через действия членов кабинета (как это было в случае с Черчиллей, Иденом и до определенной степени Блэром), так и официально, как в случае с Тэтчер.

У каждой из основных партий свои собственные правила относительно того, как можно заявить претензии на пост премьер-министра. В обычной ситуации есть строгие ограничения, не допускающие появления малозначащих претензий. Осенью 1990 года протест высказал Майкл Хезелтайн, бывший член кабинета Тэтчер, который в 1986 году ушел из состава правительства в связи с несогласием с ее политикой. По действовавшим тогда правилам партии консерваторов, кандидат должен был получить не просто большинство, но и определенное дополнительное преимущество.  Тэтчер получила больше голосов, чем Хезелтайн, но не получила необходимого превосходства. В связи с этим потребовалось дополнительное голосование, и тогда правительство Тэтчер убедило ее, что лучше отступить, чем рисковать оказаться в унизительной ситуации проигрыша во втором туре. Это открыло путь Джону Мэйджору, который тогда занимал должность канцлера казначейства (министра финансов). Он выиграл у Хезелтайна и Дугласа Херда, министра иностранных дел. Таким образом, Тэтчер была вынуждена уйти в результате комбинации, разыгранной консерваторами-членами парламента и членами ее собственного кабинета. Как она часто упоминала, она никогда не проигрывали ни на выборах в палате общин, ни на всеобщих парламентских выборах.

Может ли парламент снять с должности премьер-министра?

Да, как я уже говорил. Но это может сделать только Палата общин (выборная палата), не Палата лордов (которая по большей части не выборная) на голосовании о вотуме доверия. Как правило, это приводит к всеобщим выборам.

Мог ли Блэр, покинув пост премьер-министра, назначить себя на какую-либо другую ключевую должность в правительстве?

Нет. Когда премьер-министр уходит в оставку, он становится «заднескамеечником» (то есть рядовым членом Палаты общин). Хотя Блэр, например, ушел из парламента на следующий день после отставки с поста премьера. Распределение постов в новом правительстве полностью зависит от нового премьер-министра. В большинстве случаев уходящий в отставку премьер-министр, даже если он ушел вынужденно, как это было в случае с Тэтчер, не хочет работать в правительстве своего преемника и часто покидает парламент после парламенских выборов, когда партия уступает свои позиции. Было только несколько случаев возвращения в кабинет бывших премьер-министров, правда, после перерыва на службу в кабинет, как когда лорд Бальфур и лорд Хоум стали министрами иностранных дел. Редкие исключения имеют место в коалиционных правительствах или в случаях чрезвычайного положения в военное время. Например, Невилл Чемберлен  оставался в кабинете военного времени в течение четырех месяцев (до своей смерти) после того, как пост премьер-министра перешел к Уинстону Черчиллю в мае 1940 года.

Как развивалась ситуация с Черчиллем?

Черчилль на протяжении 1930-х годов был на втором плане и не располагал симпатиями со стороны собственной партии. Но в сентябре 1939 году, когда началась война, он вернулся в кабинет министров и весной 1940-го года, после военных неудач, когда Невилл Чемберлен попал под огонь обвинений, даже со стороны своих же консервативных членов парламента во время знаменитого переворота в палате общин, Черчилль оказался очевидным преемником. Сперва он стал премьер-министром, но не лидером консерваторов. Лидером же партии он стал через год после смерти Чемберлена.

Как я уже упоминал выше, он покинул пост в 1945 году, когда лейбористы победили на всеобщих парламентских выборах (к удивлению Сталина, который считал, что результаты выборов предопределены). Затем, вернувшиьс к власти в 1951, он окончательно ушел в оставку в апреле 1955, когда уже его возраст и состояние здоровья очевидно не позволяли ему занимать должность, его снял его собственный кабинет.

См. также:

  • Дмитрий Фурман. Малые альтернативы 2008 года и большие альтернативы неопределённого будущего
  • Алексей Макаркин. Современная Россия и европейский фактор
  • Генри Е. Хейл. Несомненная неопределенность: какое наследство оставит 2008 год
  • Дмитрий Тренин. Внешняя политика России: самоутверждение или модернизационный ресурс?
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).