будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Аналитика
Стрельникова Елена

Урок истории

Я не была здесь 20 лет. Новая мебель,стены, проектор… и «наша» карта Курской битвы. Она тоже перекочевала в новуюстрану из прошлой жизни. И почему-то здесь схема Курской битвы, обороны,контратаки, немецкое кольцо четче и ярче, чем на современной компьютернойграфике. На изучение Великой Отечественной войны сегодня в 9 классеМинистерство образования России отводит 6 часов. В 80-е годы прошлого века мыэтой темой занимались два месяца.

В класс стремительно входит  историк, преподаватель высшей категории ЮрийНиколаевич Минакин. За плечами 33 года стажа. Его уроки – это дискуссии,общение, обсуждение. Как и нам 20 лет назад, он звонит в колокол (большойколокольчик возле доски)  три раза. Вече девятогокласса начинается.

Преподаватель: Здравствуйте! Присаживайтесь, привелив порядок свои рабочие места. Убрали все лишнее. И теперь давайте вспомнимсобытия Великой Отечественной войны до начала коренного перелома… до 2 февраля1943 года, когда капитуляцией Паулюса завершалась Сталинградская битва. Итак,внимание. Давайте вспомним важнейшие события Великой Отечественной войны.Девочки, я вам сказал убрать все лишнее. Когда началась война?

Весь класс почти хором: 22 июня.

П: Договорились: никто не выкрикивает.

Девочка: 22 июня 1941 года в 4 часа утра.

П: Итак, по каким направлениям наступалинемецко-фашистские войска?

Мальчик: Север, центр, юг.

П: Группа армии «Центр» наступала на …

М 1: на Москву.

П: «Север»…

М 1: на Ленинград.

П: «Юг»..

М 1: на Киев.

П: Далее. Мы отступали от Москвы. Какслучилось? Ведь мы так долго готовились. Помните годы индустриализации? Тяжелаяпромышленность – на оборону. Как случилось, что Красная Армия отступала сколоссальными потерями?

Д 1 и М 2 одновременно: Потому чтовнезапное нападение было.

П: Стоп. Стоп. Давайте сформулируем. Вашемнение.

Д 1: Все снаряды не были готовы. Танки,самолеты …

П: Стоп. Сядьте, пожалуйста. Кто ещесформулирует? Только четко.

Д 2: Сталин думал, что Гитлер сначалазахватит Англию, а потом пойдет на СССР…

М 2: А еще…

П: Стоп. Вы перебиваете. Не даете доконца довести мысль.

Д 2: Но получилось по-другому. Гитлер пошелсразу на СССР.

П: Да. Нападение оказалось внезапным.Сталин был убежден: Германия ни за что не рискнет напасть на Советский Союз, неразгромив и не разграбив перед этим Англию. В результате войска не былиприведены в боевую готовность. Да, верно. И что из этого вытекало?

Д 1: Не успели спрятать весь запас.

П: Да, не успели эвакуировать изугрожаемых районов. Все запасы Западного фронта достались гитлеровцам,фашистам. Еще?

М 1: Самолеты. Мы теряли самолеты..

П: Верно. Уже в первый день войны мыпотеряли 1200 самолетов. Большую часть прямо на аэродромах. Они даже не успеливзлететь. За неделю войны мы потеряли 5 тысяч самолетов. И в результате, чтополучилось? Немцы обеспечили себе …

М 2: Господство в воздухе. Попыткисконцентрировать силы для удара заканчивались тем, что налетала немецкаяавиация и уничтожала.

П: Правильно и все верно. Еще.

М 3: Мы опасались удара со стороны Японии.Держали на Дальнем Востоке 20 дивизий.

П: Это тоже причина без всякого сомнения.

М 4: Опыт Германии. Ее уверенность впобеде.

М 1: Мы воевали с коалицией.

П: Кто воевал на стороне фашисткойГермании?

М 1: Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия.

П: Тоже не малые силы, согласитесь. То,что против нас воевала Финляндия, здесь мы сами виноваты, согласны?

М 4: Война 39-40 годов. Мы начали этувойну. Это была агрессивная война, за которую нас исключили из Лиги Наций.

П: Все правильно. Хорошо. Еще причины. Вызабыли самую главную. Было потеряно управление войсками. Началось беспорядочноеотступление. В 1941 году в плен попали более 3 миллионов человек. Мы потеряливсю кадровую армию. Соотношение сил изменилось в пользу фашисткой Германии. Ещеодну причину вы все-таки не назвали. Кто сформулирует?

Д 3: Поиски виновных.

П: Правильно. Когда начались отступления,опять начались поиски виновных. Командующего Западным фронтом расстреляли. Да,Сталин нашел виноватых. Но мы сейчас говорим не об этом, а о том, чтопредшествовало войне. Что происходило накануне войны?

М 1: События в Польше?

П: Нет.

Д 2: Массовые репрессии?

П: Да. Что значит: массовые репрессииослабили армию?

М 4: Остались молодые офицеры, которые былинеопытны. 80 процентов командного состава было репрессировано. Три маршала изпяти.

П: Но ведь кого-то не успели расстрелять– Мерецкого, Рокосовского  - их жеотпустили и поставили в строй. Вот здесь я хотел бы обратить внимание на одинмомент. Дело даже не в том, что кого-то расстреляли. Повторяю, что кого нерасстреляли, многих вернули в строй. Дело было в другом. Страх! Страх сковывалинициативу. Командиры боялись брать на себя ответственность. В тоталитарнойсистеме, где нижестоящий беспрекословно выполняет волю вышестоящих командиров,никто не хотел брать на себя ответственность. Вы не представляете, какоеколичество больших и малых дел был вынужден решать лично Сталин! Потому что безнего боялись нести ответственность! Так вот, когда было потеряно управлениевойсками, оказалось, что самостоятельно действовать мы не можем. В той системетакой страх был понятен. Это тоже важный фактор.

         Хорошо. Теперь скажите еще одиннеприятный момент. Мы все знаем, что в странах Прибалтики, на Украине (теперьмы говорим «в Украине»), в Западной Украине происходит процесс героизации тех,кто сражался на стороне фашисткой Германии. Почему часть населения приняланемцев доброжелательно?

М 1(неуверенно): Те же репрессии.

Остальные даже не пытаются дать внятный ответ.

П : Ребята, как это не трагично, в этоммы сами виноваты, что какая-то часть населения в начале войны встретилафашистов доброжелательно. Ведь еще не было известно о тех страшных зверствах,которые они совершили и совершали. Но когда Западная Украина, Западная Белоруссия,Прибалтика вошли в состав СССР, здесь начались социалистические преобразования,и проводились они какими методами?

М: Агрессивными.

П: Нет. По-другому. Они проводились…

М 2: Сталинскими методами. Насильственнаяколлективизация и репрессии.

П: Правильно. Тем самым мы восстановилипротив себя немалую часть населения. И мы это должны понимать. Но это отнюдь недает право героизировать фашистских пособников. Идем дальше. Сжато – Московскаябитва.

Д 3: Немцы подошли вплотную в Москве.Оставалось 25 км.Правительство уже готовилось покинуть столицу. Дипкорпус перевезли в Самару.Настроились, что Москву мы сдадим. Ее заминировали, начали строить рвы.

П: Стоп. В детали не будем вдаваться.Московская битва делится на два этапа. 1 этап…

Д 4: Наступление немцев.

П: А второй?

Д 4: Наоборот, атака.

П: Контр…

Д 4: …наступление.

П: Советских войск. Когда наши перешли вконтрнаступление под Москвой?

Все почти хором: 5 декабря 41 года.

П: Значение Московской битвы. Ктосформулирует?

Д: Развеян миф о непобедимости фашисткойармии.

М: Сохранение столицы.

П: В последнем мифа нет. Миф –окончательно был разрушен план молниеносной воны. Хорошо. Ответьте мне только:разве Московская битва не способствовала подъему освободительного движения впокоренных фашистами странах? (Детитеряются…) Безусловно! И к этому времени окончательно сложиласьантигитлеровская коалиция. Какие страны входили в состав антигитлеровскойкоалиции, воевали с фашисткой Германией?

М: Англия!

П: Не выкрикивайте. Скажите вы.

Д: США и Англия.

П: И еще ряд других стран, но преждевсего Англия и США. Все правильно. Однако когда будет открыт второй фронт?

М 1: В 44-м.

П: Молодец. Мы еще об этом не говорили науроках, а ты знаешь. Да, только в 44-м. Союзники тянули с открытием второгофронта. Черчилль объяснял это тем, что не было плавсредств. Я думаю…

М: Он берег своих солдат.

П: Берег своих солдат… Согласен. Но, ядумаю, они все-таки боялись немцев. Они боялись немцев. Так… следующее.Сталинградская битва. Когда была?

М 3: Какая?

П: Сталинградская.

Д: В мае…

М 3: Сентябрь 42-го. Бои в городе начались.

П: Контрнаступление наших войск когданачалось?

Д и М одновременно: 19 ноября.

П: И завершилась битва …

Д: 27 ноября.

П: Неправда.

Д: Ой, 2 февраля 43 года.

П: Что произошло 2 февраля 1943 года?

Практически хором: Была капитуляция.

П: Теперь несколько вопросов к вам,ребята. Свое мнение сформулируйте. В 42 году мы испытали горечь отступления.Еще на сотни километров Красная Армия откатилась назад к Волге. Чем выобъясните, что немцы вновь прорвали нашу оборону и продвинулись до Волги? Послеблестящей победы под Москвой как эта трагедия могла произойти?

М: Большинство наших сил былососредоточено на центральном фронте. А Гитлер бросил свои силы на юг кСталинграду.

П: Почему так случилось? Кто объяснитуспех немцев?

М 1: Страх советских войск перед Гитлером.

П: Неправда. Вот здесь это уже неправда.

М 2: Это стратегическая ошибка нашегокомандования. И прежде всего Сталина. Сталин решил, что немцы продолжатнаступать на Москву. А немцы подготовили наступление на юге страны.

П: Это была страшная трагическая ошибка,которая стоила нам сотни тысяч жизней. В ходе отступления Сталин издает приказ227.

Д: Ни шагу назад.

П: Приказ, который впервые в нашей странебыл опубликован в военно-историческом журнале только в 1989 году. Что вы знаетео знаменитом приказе 227? Пожалуйста.

Д: То, что всех трусов, предателейрасстреливали.

М: Можно я? При отступлении назад безприказа…

Д: А… да, да, да!

М: … разрешалось стрелять в своих солдат.

М 1: Делали окопы еще за нашей армией.

М 3: Особисты наших расстреливали.

П: Ни шагу назад. Трусов, паникеровкомандиры могли расстреливать на месте. Если командиры, политработникидопускали отступление без приказа, куда их направляли?

М: В «горячие точки».

П: В «горячие точки»… В штрафные роты иштрафные батальоны, которые бросали…

М: …в самое пекло.

П: Да, в самое пекло. На прорывукрепленных позиций противников. Еще один момент вы упустили. Позади нашихчастей …

М 1: Стояли особисты.

П: Не особисты. А как они назывались… (Тишина в классе). Заградотряды.

М 1: У них было еще назначение, когдапрорывали 1-ю линию обороны, они заполняли эту брешь своими силами.

П: Я спрашивал отца, как они относились кзаградотрядам. Он говорил: «Нормально. Мы теперь знали: ни справа, ни слева неотступят без приказа». Может быть, на войне нужна была такая встряска,конечно…. Хотя это страшно. Как и вообще война – страшная вещь.

         Итак, начинаем новую тему. Курскаябитва. Запишите, пожалуйста: завершение коренного перелома. Запишите сразухроникальные рамки: с 5 июля 1943 года по 23 августа 1943 года. Итак, внимание!Все приготовились слушать? Весной на советско-германском фронте наступилозатишье. Сводки Совинформбюро постоянно сообщали: на фронте ничегосущественного не произошло.

         Оставшиеся15 минут урока идет больше в форме монолога преподавателя. Юрий Николаевич всевремя пытается вовлечь ребят в беседу, заставить размышлять, прогнозировать,анализировать. Реагируют по большей части мальчики. Наши мальчики во всевремена историей интересовались больше, особенно военными событиями, чемдевочки. Правда, и здесь заметно, что из почти 20 девятиклассников тех, комуреально интересно, на уроке не больше 10 человек. Работают на уроке еще меньше.Человек семь, не больше.  «Я думаю, чтоони воспринимают историю более равнодушно, чем мне хотелось бы, - говорит ЮрийМинакин. – Всплеск интереса к истории приходится на 90-е годы».

И напоследок: мини-диалог, который получился у нас сребятами сразу по окончании урока.

Я: Можно было бы избежать Второй мировойвойны?

Девочка: Фашизмпроцветал, и это должно было произойти.

Мальчик: Дватоталитарных режима России и Германии дали повод к войне. Режимы Сталина иГитлера столкнулись.

М 2: А, на мойвзгляд, фашистская идеология привела к войне. Настроения в обществе.

Я: Сегодня вмире часто звучит точка зрения, что войну выиграл не СССР. Что думаете вы?

М: Это клевета.Союзники присоединились к нам только в 44-м, когда мы уже фактически победиливсю армию Гитлера.

 Д: Повторилась 1-я мировая.

М 2: ПобедилСоветский Союз, ведь мы столько сил потеряли в этой войне!

Я: Как выоцениваете фигуру Сталина?

М: Весьмапротиворечивая натура, на мой взгляд. С одной стороны этот человек был жесток,было очень много просчетов стратегических. Но нельзя не оценить его вклад, чтоон выиграл эту войну и провел много успешных операций. Также этоколлективизация, которая сильно подняла нашу промышленность. То есть у негоесть много плюсов и минусов, мы не можем говорить однозначно.

Д: Но егорепрессии довоенные простить нельзя!

М: В современномобществе наши политические силы пытаются привить нам ненависть к сталинскомурежиму. Идет антиагитация. Мы видим это и в учебниках. Авторы выставляют егоявным диктатором, очень жестоким человеком.

Д: Он на самомделе таким и был!

М 2: Все-таки яне соглашусь с Александром. В моем понимании Сталин – фигура очень неприятная вистории. Сколько было репрессировано наших граждан, которые на самом деле небыли предателями и попадали в плен не по собственной инициативе, но все равноих репрессировали. Тот вклад, что был сделан, это был вклад всего советскогонарода. И победы добивались всем командованием, а не только одной фигуройСталина. Списывать победу в Великой Отечественной войне на одного человека –это неверно. Здесь много противоречий в этой победе, но это победа всегонарода.

М: Но ведь врепрессиях можно винить не только Сталина, но и Берию.

М 3: Россиинужна тогда была твердая рука, и она пришла в виде Сталина.

Я: Сегодня такоевозможно?

Д: Нет, нет тойстраны, нет того единства, которое было.

Д 1: Сейчассвобода слова. Демократия. Только каждый сам за себя.

М 1: Мыпочувствовали, что мы можем говорить практически свободно.

М: Нет, Паш.

М 1: Еслисравнивать с тем временем.

М: Ну, да.

М 1: Мы вкусили,что такое демократия, и мы не придем к тому сталинскому режиму.

М 3: То, что мывидим сейчас, – это повторение того же авторитарного режима. Есть много сферсвободных для общества, но в политику не суйся.

Стрельникова Елена
читайте также
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День второй
Ноябрь 17, 2014
Руссо Максим
Аналитика
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый
Ноябрь 8, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).