Массивное типовое четырехэтажное здание школы наодной из оживленных улиц Казани, какие строили по всему Советскому Союзу в30-50-е годы ХХ столетия. Почему-то у всех таких школ фасад выкрашен вбледно-желтый цвет яичного порошка. Высокое, большое крыльцо, большие окна идвери, высокие потолки. Классический образец «сталинской застройки». Сегодняздесь в выпускном 11 классе состоится урок истории. Тема – коллективизация населе.
Откровенно говоря, я ожидал достаточно лояльногоотношения к Сталину - как со стороны учителя, так и учеников. Мне казалось, чтов последнее время слишком часто можно было видеть попытки оправдать Сталина. ВКазани пресса, где публикуют мнения, отличные от официальной точки зрения, непродается. Здесь никогда не видели таких изданий, как «Новая газета» или журнал«NewTimes».А в тех газетах, что можно найти в киоске, иногда можно встретить публикации, вкоторых если и не оправдывают Сталина напрямую, то дают понять, что в его времявсе было не так уж и плохо. Во всяком случае, у обывателя могло появитьсявпечатление, что вождя начали потихоньку оправдывать. Но я ошибся.
У современного школьного учителя в России естьвозможность самому выбрать учебник, по которому он будет преподавать. Как мне рассказалаучительница, на чей урок я пришел, это обычно один из 6-7 учебников, которыерекомендует министерство образования. Сейчас она преподает по учебникуЛевандовского – Щетинова. Постепенно одни учебники заменяются другими. Сама онапродолжает преподавать историю советского периода примерно в том же русле что ив 90-е годы. Но при этом посетовала, что в учебниках, рекомендованных сейчас,стало заметно меньше документального материала, конкретные факты приводятсяреже. Но какого-либо давления со стороны – как и что преподавать - она неиспытывает.
Урок, какводится, начался с повторения пройденного материала.
- Коммунистическая доктрина предполагалараспространение идеологии по всему миру. Для этого в стране стали развиватьтяжелую промышленность как основу промышленности оборонной. Результаты былиположительные – экономический взлет, ликвидирована безработица, - докладывалпредыдущий урок бойкий юноша с первой парты.
Учительница предлагает найти отрицательные моменты всталинской индустриализации. После короткой паузы встает ученица:
- Крестьяне остались без средств к существованию.
Вот она, ключевая фраза в понимании коллективизации!Крестьяне остались без средств к существованию. Учительница рассказывает, что этона их деньги покупались станки и машины, это их зерно скупалось за гроши, акогда возникли трудности с его приобретением – сельчане попросту отказывалисьего продавать по низким ценам, - было решено отобрать зерно силой. Тогда же возниклаидея создания колхозов. Обо всем этом и стали рассказывать ученики класса. Куроку они явно подготовились.
… Антонина Петрова, в девичестве Воронина, родиласьв начале 1926 года. Когда в родном селе Песчаные Ковали, что в 20 км от Казани, началисоздавать колхоз, ей шел уже шестой годик. И коллективизацию она помнит. Помнитсобственным желудком – было голодно. Однажды в их дом пришли люди, представителивласти, искали не только зерно, а вообще любые продукты. В ящик стола, в самыйего угол закатилась маленькая луковка. Забрали и её…
По официальным данным ЗАГСа, которые мне легко удалосьнайти среди публикаций, в 32-33 годах, то есть времени коллективизации,смертность в Поволжье, куда относится и Татарстан, возросла в 3,4 раза. Какотмечают историки, такой скачок мог быть вызван лишь одной причиной – голодом. Из-заотсутствия нормальной пищи люди вынуждены были питаться суррогатами, есть травуи кору деревьев, которые добавляли в хлеб. Все это вызвало массовыезаболевания. В графе «причина смерти» появилисьзаписи: «от кровавого поноса», «от геморройного кровотечения вследствиеупотребления суррогата», «от отравления затирухой», «от отравления суррогатнымхлебом» - пишет Виктор Кондрашин в статье «Голод1932—1933 годов в деревнях Поволжья»,опубликованной в №6 журнала «Вопросы истории» ещё в 1991г.
Голодомор был не только на Украине, но ив Поволжье, и в Казахстане и в других частях страны. В России до сих пор прочеловека, который жадно ест, говорят: «Как с голодающего Поволжьяприехал».
Учительница, чтобы подтвердить верностьслов о голоде, также была вынуждена приводить цитаты из дополнительныхисточников, не из учебника. Как она уже говорила, предыдущие учебники,выпущенные в 90-е годы, более полно раскрывали эту тему, содержали рассказыочевидцев.
Учительница рассказывала, что первые прообразыколхозов появились ещё в 1918 году, так называемые ТОЗы – товариществаобработки земли. Тогда в них вступили примерно 1% от крестьянства. Подавляющеебольшинство предпочитало вести единоличное хозяйство. Деревня в то времяделилась на три категории: кулаки – середняки – бедняки. Кулаки – этофактически крупные фермеры.
В этой части урока учитель предложила вспомнить ПетраСтолыпина и его реформы. «Дайте 20 лет свободы, и крестьяне превратятся вхозяев», - привела она слова императорского премьер-министра. У Столыпина этих20 лет не оказалось. Но даже в этом случае результат был – кулаки, которых такненавидела советская власть, - это и были те самые состоявшиеся хозяева. Вклассе вспомнили и Прибалтику, из предыдущих уроков ученики уже знали, что столыпинскийэксперимент начался там. И именно в Прибалтике к моменту революции оказалосьбольше всего фермеров, и именно они впоследствии оказали такое упорноесопротивление советской власти – было, что терять. В остальной России реформаначалась позже, но даже тех немногих лет вполне хватило, чтобы появиласьопределенная прослойка крестьян-капиталистов – людей инициативных и работящих.
Но основную массу среди крестьян в 20-е годысоставляли так называемые середняки. Я помню, как в наших учебниках приводилислова Ленина о необходимости привлечь на сторону большевиков данную многочисленнуюкатегорию населения. Это уже были вполне крепкие, достаточно обеспеченныекрестьяне, которые могли прокормить свою, часто многочисленную, семью, и еслибы развитие села в России продолжилось по столыпинскому пути, то можно былоожидать, что и они превратились бы в состоятельных фермеров.
…Семья Антонины Петровой относилась к середнякам. Еёглава – Михаил Карпович Воронин - имел лошадь, на которой обрабатывал свойучасток земли. В хозяйстве держали мелкий скот и птицу и, конечно же, корову.Без коровы – никуда. Именно она кормила многочисленное семейство, давая молоко,масло, сыр. Антонина была старшей, у нее были еще две сестренки и два братика. Мамузвали Анной, дети и домашнее хозяйство держались на ней, отец семейства большуючасть времени проводил в поле…
Учительница вела урок дальше. Она рассказывала, чтобедняки составляли не самую большую прослойку среди сельского населения. Ноочень активную. По воспоминаниям очевидцев, которые приводила педагог, почтивсе они были людьми в той или иной степени ленивыми. Про таких говорят:деятельные бездельники. Я с ней согласен - ведь тому есть подтверждения.Созданию колхозов предшествовал процесс «раскулачивания» - это когда у богатыхкрестьян отбирали все их имущество, а самих кулаков репрессировали как враговсоветской власти, часто целыми семьями. Логика властей понятна: состоятельный иуспешный собственник не видел причин отдавать плоды своего труда за гроши.Имущество кулаков частью переходило в собственность государства, а частьюраздавалось беднякам. Но такие «материальные вливания» не сделали последнихбогаче, никак не помогли им встать на ноги. Ученики в классе вспомнили дедаЩукаря из романа нобелевского лауреата Михаила Шолохова «Поднятая целина». Этотдед, самый наибеднейший член сельской общины, получил после раскулачиваниядеревенского «богатея» Тита некоторые его вещи, но фактически распорядился имикрайне бесхозяйственно. Одним словом, бедняки стояли за коллективизацию – ведьв толпе можно и не работать, за тебя все равно кто-то сделает, но свою долюпотребовать. Во всяком случае, рассуждения учеников привели их к такому выводу.
Так оно на деле впоследствии и вышло. Моя пожилаяколлега, редактор информагентства, вспомнила, как ее дедушка подорвал здоровьена колхозной работе – привычка работать добросовестно никуда не делась, и смотретьбезучастно на запустение такие люди не могли. Поэтому часто надрывались иумирали ещё не старыми людьми. Середняки, так же, как и кулаки, вступать вколхоз не торопились. Тогда в колхозы стали загонять силой.
… Отца Антонины, Михаила Воронина, забрали в НКВД.Маленькая испуганная девочка запомнила фанерный чемоданчик, обшитый дерматином,куда разрешили сложить некоторые личные вещи. Однажды в кругу односельчан отецвысказал сомнение в необходимости вступления в колхоз. Кто-то об этом донес, иза ним пришли. Михаилу Воронину повезло, в начале тридцатых годов иногда ещеискали доказательства, и их, очевидно, не обнаружили. Через три месяцавыпустили. Антонина Петрова помнит рассказ отца: вышел он из тюрьмы, поставилна дорогу этот свой чемоданчик, оглянулся посмотреть еще раз на место своегозаключения - и невольно ноги сами понесли от страшного места. Да так, что онспоткнулся об этот чемоданчик…
- Уйти добровольно из колхоза было нельзя. Человекавтоматически становился изгоем, - объясняла учительница урок. Действовалпринцип: «Раз ты не с нами, значит, против нас».
Да, уйти самостоятельно никто не мог. Крестьянам невыдавались личные документы, а без паспорта в Советском Союзе дажепередвигаться было нельзя. Молодые люди не могли самостоятельно поступить научебу в университет или иное специальное учебное заведение – только понаправлению колхоза и с обязательным условием возвращения в родную деревню.Фактически на селе было восстановлено крепостное право, отмененное в 1861 году.Только теперь в качестве «барина» выступал не помещик, а государство. Кстати, язаметил, что учительница, рассказывая урок, избегала слова «государство». Оназаменяла его словом «партия». Впрочем, так оно в то время и было –коммунистическая партия стала орудием государственного управления в СССР.
… Михаилу Воронину после освобождения из тюрьмыпришлось вступить в колхоз. Он передал туда свою землю и скот. Денег в колхозене платили, лишь осенью выделяя небольшую часть урожая для прокорма семьи.Антонина Петрова хорошо помнит, как ставили «палочки» за так называемыетрудодни. Наличие «палочек» ничего не давало, а вот если их не хватало длянормы, то за это наказывали…
Сейчас, спустя 70 лет, ученики, на уроке историидавая оценку эпохе коллективизации, так и говорили, что колхозников держали как«рабочий скот». Если кто-то от голода прихватывал стакан зерна, то за это моглине только арестовать, но и расстрелять на месте. Вся страна на многие поколениявперед запомнила, как сажали «за колоски».
После смерти Сталина положение крестьян в деревнестало не таким невыносимым. Им стали выдавать паспорта и даже начислять небольшуюпенсию. Но, как мне представляется, было уже поздно. Именно в это времяначинается массовый отток молодежи из деревень в города, где было несравнимобольше свободы. Село опустело. За 20 лет, с момента начала коллективизации и до1953 года, совсем исчез слой людей, умеющих и любящих работать на земле.
Учительница вспомнила, как их студентами в советскоевремя отправляли осенью в колхозы собирать урожай. Действительно, в колхозыездил и я. У нас с ней одинаковые наблюдения – на поле, где работали студенты,колхозников встретить было невозможно. Они пользовались моментом и убираликартошку на своих огородах.
В конце урока учительница предложила самим ученикамсделать вывод: кто был прав, чья реформа села была правильной - Сталина илиСтолыпина? Ребята решили, что прав был Столыпин.
…Родительский дом Антонины Петровой в ПесчаныхКовалях простоял до середины 90-х годов ХХ столетия, пока его не сожгли местныеалкоголики. Бревенчатый, в три окна, выкрашенный коричневой краской домпостроил еще её дедушка Карп Несторович Воронин. На верхнем венце была вырезанадата – 1897 г. Большой крытый двор с хозяйственными постройками. В детстве явсегда недоумевал – вот конюшня, вот хлев, вот амбар. Но ни лошадей, ни коров,ни зерна в амбаре не было. Пусто. И только в курятнике бегало несколькоголенастых кур. Всё это я помню. Ведь Антонина Михайловна Петрова – моя роднаябабушка…
Урок окончен.