Правительство Литвы одобрило концессионное соглашение по строительству Висагинской АЭС. Согласно документу, стратегическому инвестору - компании Hitachi должно будет принадлежать 20%, Литве – 38%, Эстонии – 22%, Латвии – 20% акций новой атомной станции. Общий имущественный взнос Литвы в проект более чем за 10 лет, по подсчетам министерства финансов республики, составит около 2,6 млрд. евро (около 9 млрд. литов). Концессионное соглашение и связанный с ним пакет документов отправлены в парламент республики на утверждение. Стоимость проекта оценивается в диапазоне от 4,6 млрд. евро (16 млрд. литов) до 5,2 млрд. евро (18 млрд. литов). Как утверждается, Литва, доля которой в проекте составит 6-6,8 млрд. литов, может взять в кредит 45-55% этой суммы под госгарантию. По словам министра энергетики Литвы Арвидаса Сякмокаса, себестоимость производства электроэнергии без затрат на погашение кредитов в течение всего периода работы станции – 60 лет – должна будет составлять 7-10 центов, между тем, затраты на погашение кредитов, которые намечается погасить за 18 лет, – еще 10-15 центов. Таким образом, до 2040 года цена электроэнергии новой АЭС будет 17-25 центов. По расчетам правительства Литвы, производимая на ВАЭС электроэнергия должна быть дешевле энергии, полученной с помощью ветроустановок (около 30 центов за киловатт-час), при этом стоимость электроэнергии, вырабатываемой новым энергоблоком комбинированного цикла электростанции Lietuvos elektrine, строительство которого сейчас заканчивается, составят 35,5 цента. По прогнозу ассоциации ENTSO-E (The European Network of Transmission System Operators for Electricity), после 2020 года рыночная цена электроэнергии в регионе Балтийского моря составит около 30 центов по пессимистичному сценарию и около 15 центов - по оптимистичному.
Константин Доценко, аналитик Baltic Energy Services OÜ:
Национальная энергокомпания Eesti Energia ведет переговоры о своем участии в Висагинской АЭС (мощностью в 1350 МВт) уже порядка 10 лет – с того момента как стали известны первые планы о ее строительстве на базе законсервированной Игналинской атомной станции. Однако переговоры продолжаются до сих пор, а конкретных результатов они пока не принесли. Главными причинами нерешительности представителей компании Eesti Energia являются те многочисленным риски, которые связаны с реализацией проекта, его высокая стоимость (5 тыс. евро за кВт установленной мощности) и слабые гарантии в отношении сбыта вырабатываемой в будущем электроэнергии. В соседней Калининградской области Россия уже начала строительство первого блока Балтийской АЭС нетто-мощностью в 1082 МВт. Расходы на ее строительство будут примерно вдвое меньше, чем в Висагинасе, а значительная часть вырабатываемой электроэнергии после запланированного запуска в 2017 году пойдет на экспорт в страны Балтии. К тому же после прокладки кабеля NordBalt в 2016 году, который соединит энергосистемы Швеции и Литвы, влияние дешевой гидроэлектроэнергии Норвегии и Швеции на биржевые цены в Литве только усилится.
На данный момент энергопортфель Эстонии на 85% (1718 из 2002 МВт) составляют мощности двух Нарвских тепловых электростанций, использующих в качестве топлива горючие сланцы. В 2016 году вследствие ужесточения норм Европейского союза по выбросам в атмосферу серных соединений выработка электроэнергии на Нарвских станциях может быть снижена предположительно до активных 950 МВт. С учетом строящегося 300 мегаваттного блока новой теплоэлектростанции в Нарве, которая заменит амортизированные блоки, общий объем мощности сланцевых станций к концу 2015 года, вероятно, будет составлять около 1250 МВт.
Учитывая, что максимальная годовая пиковая мощность в Эстонии к тому моменту по разным оценкам будет находиться в районе 1800 МВт, ожидаемый дефицит в стране составит порядка 500-750 МВт, часть из которых (до 250 МВт) будет предположительно покрыта за счет ветряных парков, другая часть - до 200 МВт, за счет новых ТЭЦ и газовых турбин. После прокладки второго морского кабеля EstLink 2 (650 МВт) между Эстонией и Финляндией в дополнение к уже действующему EstLink1 (350 МВт) пропускная способность соединения между двумя странами достигнет 1000 МВт, что полностью покроет будущий дефицит и ощутимо повысит надежность всей энергосистемы. Таким образом, острой необходимости в дополнительных энергомощностях в стране не намечается.
Еще одним фактором, снижающим привлекательность участия в проекте Висагинской АЭС, является то, что все три прибалтийских страны уже вложили немалые средства в строительство и реконструкцию своих электростанций на углеводородах, окупаемость которых в случае строительства АЭС также резко снизится. Свое критическое мнение относительно проекта высказало и агентство Moody’s, которое пригрозило понизить кредитный рейтинг Eesti Energia в случае принятия положительного решения о покупке 22% доли, которую выделило для нее литовское правительство в одобренной 9-го мая этого года стратегии энергонезависимости. Поскольку будущая атомная электростанция, скорее всего, не будет находиться на территории Эстонии (ранее обсуждался вариант строительства собственной АЭС), то участие в литовском проекте полностью сведется к оценке показателей инвестиционного плана, ценовых гарантий продажи электроэнергии, точности прогноза многочисленных сопутствующих рисков, а также его конкурентоспособности относительно других альтернативных проектов АЭС в Финляндии. Эта задача пока что ставит эстонскую компанию перед нелегким выбором и принятием огромного груза ответственности, который она пока что брать на себя не торопится.