6-7 октября в Швеции состоялись 25 пленарное заседание контактной экспертной группы (КЭГ) МАГАТЭ и семинар «Экономика обращения с ОЯТ: переработка и непосредственная изоляция».
В мероприятии приняли участие представители Швеции, Норвегии, Италии, Соединенных Штатов, Японии и других стран-участниц Глобального договора. Главой российской делегации был директор проектного офиса по утилизации атомных подводных лодок госкорпорации «Росатом» Анатолий Захарчев.
«Как показывают наши результаты и достижения на протяжении более чем 15 лет, охватывающих весь комплекс работ по обращению с ОЯТ и РАО, механизм, который был выработан, действительно эффективен», – заявил в приветственном слове Анатолий Захарчев.
Собравшиеся подвели итоги реализации подпрограммы комплексной утилизации атомных подводных лодок, которая была рассчитана на период с 2005 по 2010 год и высоко оценили усилия российской стороны по ликвидации ядерного наследия.
Анатолий Захарчев, директор проектного офиса по утилизации атомных подводных лодок госкорпорации «Росатом»:
Главным итогом является завершение подпрограммы комплексной утилизации атомных подводных лодок, которая была рассчитана с 2005 по 2010 год, и которая, как признала военно-промышленная комиссия, успешно решена. Не все, конечно, успели до конца завершить с учетом финансовых проблем и трудностей, но в целом программа признана выполненной успешно. И была принята новая программа на период до 2020 года. Самое главное из достигнутого – то, что задача освобождения министерства обороны от несвойственных ему функций по содержанию кораблей, выведенных из боевого состава, решена. На сегодняшний день на Северо-Западе нет выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, которые находятся в базах ВМФ. Все они или утилизированы, или находятся в стадии утилизации.
С тех лодок, которые остались, было выгружено отработанное ядерное топливо, и сейчас они не несут никакой радиационной опасности для окружающей среды и населения, поэтому главной задачей новой федеральной программы будет вывоз выгруженного с АПЛ отработанного ядерного топлива, которое находится сейчас на Дальнем Востоке и в губе Андреева. Эта задача перенесена в новую федеральную целевую программу.
Российская сторона могла бы решить эту проблему самостоятельно, но учитывая, что международная общественность настроена ликвидировать ядерное наследие как можно быстрее, за 10 лет, потребовалось дополнительное финансирование с развитием инфраструктуры. Если бы решали самостоятельно, все бы это растянулось на гораздо более длинные сроки. Что касается технологий утилизации атомных подводных лодок, все они разработаны в наших конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах. И комиссариат по атомной энергии Франции, к примеру, только проводит аналитику наших вариантов обращения с топливом, с кораблями в целях безопасности проведения операций. А так все это, конечно, за нашими учеными. И вот эти корабли по выгрузке топлива с жидкометаллическими реакторами – это в чистом виде разработка наших институтов.
Сейчас перед нами стоит целый ряд задач. Во-первых, не допустить накопления атомных подводных лодок, которые будут выводиться по истечению срока эксплуатации. Чтобы они не стояли, не ждали, а сразу уходили на выгрузку и утилизацию. И второе – главная задача этой подпрограммы – зачистить все бывшие технические базы Военно-Морского флота от топлива и радиоактивных отходов до «коричневой лужайки». То есть чтобы можно было безопасно по этой земле ходить и в дальнейшем сделать их пригодными к другому использованию. В концепции госкорпорации «Росатом» прописано завершить все это к 2025 году. Речь идет обо всех площадках. Если мы в 2014 году начнем активный вывоз отработавшего ядерного топлива, я думаю, что за 5-6 лет мы его вывезем, а дальше все будем зачищать от радиоактивных отходов, как жидких, так и твердых. Единственное, что по концепции, создаваемая сейчас инфраструктура в принципе, должна быть утилизирована. Все должно быть потом зачищено. Задача стоит – до 2025 года завершить полную зачистку всей территории.