будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 27, 2001
Архив проектов
Рогов Кирилл

Бизнес Геростратов. Ликвидация ТВ-6 как зеркало русского экономического порядка

скромный бизнес Алекперова

Подошедшая к апогею история с ликвидацией ТВ-6 в социологическом измерении выглядит темой неинтересной и мало волнующей население. И даже несмотря на тот факт, что телешоу "За стеклом" стало крупнейшим общенациональным переживанием нынешней осени в области масс-культуры. Это безразличие с удовлетворением отмечается противниками ТВ-6, Киселева, Гусинского и Березовского как еще один признак того, что механизмы "демократической мобилизации", активно эксплуатируемые партией медиа-олигархии первой волны, больше не работают. Масс-медиа радикально поменяли свой статус в общественном мнении, небогато буржуазном по своей внутренней природе на сегодняшний момент. "Чума на оба ваши дома, а "За стеклом" нам все равно покажут, не эти - так другие, потому что - это рейтинги и деньги".

Политическая подоплека событий также всем очевидна и привычна: Кремль хочет лишить Березовского ТВ-6 и рычагов влияния. Для этого младший акционер - "ЛУКойл" (с 15% акций) - инициирует крах компании. Не все, кстати, помнят, что это уже второй аналогичный медиа-скандал с участием Алекперова. Предыдущий был связан со старой редакцией газеты "Известия": ранее не вмешивавшийся в деятельность газеты, "ЛУКойл" после публикации "Известий" о личных миллиардах Черномырдина инициировал разгром и смену редакции. Иными словами, "ЛУКойл", не имеющий собственных стратегических интересов в медиа-бизнесе, но зато имеющий вполне внятные интересы в нефтяной сфере, держит довольно значительные медиа-активы, которые в нужный момент "сдает" власти по сходной цене. Цена эта вполне понятна: основная стратегия "ЛУКойла" сегодня - экспансия в сопредельные российской территории рынки, а таковая стратегия нуждается в мощной и постоянной поддержке на правительственном уровне. Тоже то есть люди придумали себе своеобразный медиа-бизнес. Оно, может, и без размаха Гусинского, но - с пониманием основ и внятным механизмом утилизации.

пятно

В отличие от истории с отниманием "Медиа-Моста" у Гусинского, когда свежий после выборов Кремль еще питался идейным пафосом предыдущей эпохи и пытался вполне серьезно противопоставить объявленной НТВ "демократической мобилизации на защиту прессы" своеобразный бизнес-легитимизм ("должен деньги - отдай!"), в отличие от той истории теперь все выглядит совсем дежурно и беспафосно. Слова о "споре хозяйствующих субъектов" произносятся той скороговоркой, какой обычно и говорится очевидная, но необходимая ложь, а некогда произнесенное Путиным "диктатура закона" стало общеизвестной языковой шуткой, отсылающей к образу особо наглой властной демагогии, а также к смысловой трансформации легитимистского клише в духе русского ерничества: не "сила закона", а "закон силы". Вошедшее таким образом в язык, это выражение скорее всего навечно останется одним из тех родимых пятен, которые закрепятся в российской исторической памяти за словом "Путин".

Все это выглядит буднично и тривиально, и именно будничность и тривиальность свидетельствуют о том, что речь идет не об эксцессе, а об укладе. Укладе, формировавшемся еще в 90-х и основанном на том фундаментальном и общем представлении элиты, что институты государства и права суть лишь механизмы перераспределения собственности, которая вся в основе своей незаконна, а потому и не может быть защищена никаким правом. Собственность - все, право - ничто.

экономика дряни

Однако в истории ТВ-6 и "ЛУКойла" есть одно исключительно примечательное и важное обстоятельство. Итак, "ЛУКойл" является младшим акционером компании и в течение нескольких лет наблюдает у нее отрицательный баланс. После смены команды дела канала резко идут вверх: в считанные месяцы с периферии телебизнеса он переходит в центр, получая статус одного из общефедеральных, бурно развивающихся, рейтинги которого растут как на дрожжах. Все это, собственно, видно воочию: вам может нравиться или не нравиться мелкобуржуазный стиль НТВ, отчасти воспроизведенный на ТВ-6, но факт в том, что на сегодня именно ТВ-6 - едва ли не единственный канал, имеющий внятную стилевую и редакционную стратегию, причем - очевидно успешную. Факт этот особенно впечатляет на фоне эволюции канала N4 (бывшего НТВ), который после прихода на него "нормальных менеджеров" все более сливается с общим невнятным стилем российского огосударствленного телевидения и о рейтингах стремится не упоминать.

И вот в этот самый момент "ЛУКойл", мирно спавший в совете директоров ТВ-6 до того, начинает процедуру судебного уничтожения собственного бизнеса. То есть просто-напросто мы наблюдаем очевидно успешную телекомпанию, которую ее миноритарные акционеры пытаются закрыть как неуспешную. Вот такой удивительный "спор двух хозяйствующих субъектов". Совершенно абсурдная с точки зрения нормального рынка ситуация объясняется очень легко. Дело в том, что дивиденды, получаемые компанией от своего успешного телебизнеса, ничтожны по сравнению с дивидендами, получаемыми на бизнесе государственных преференций и покровительств. В результате в этой экономической системе хорошая (конкурентная) вещь оказывается совершенно нерентабельной и невыгодной, а плохая - наоборот. Ибо плохая вещь создается априори как часть системы неконкурентного рынка со всеми его сочинскими прокурорами, кремлевскими коридорами и пиар-менеджерами, а затраты на качество, напротив, автоматически попадают в разряд избыточных, дополнительных издержек.

Наиболее впечатляющим в истории с закрытием ТВ-6 является отнюдь даже не традиционная кремлевская интрига, прикрытая фиговыми листочками судов и арбитражей. Но именно совершенное равнодушие общества (от Путина и Алекперова до последнего зрителя "За стеклом") к хорошей, или - скажем осторожнее - успешной вещи и совершенная привычка к экономической системе, которая не может обеспечить ее, этой хорошей вещи, конкурентное преимущество. И разворачивающаяся история с закрытием ТВ-6 есть какое-то впечатляюще позорное событие с точки зрения именно экономической и деловой морали. Вот так взяли и объявили успешную вещь неуспешной, через суд, а потом откроют какую-нибудь дрянь - канал-не канал, а так - сегмент рекламного рынка.

P.S. Еще о презрении к хорошим вещам и об эффективном менеджменте

Вот, кстати, история с меньшим общественным звучанием, но с той же этикой внутри. В издательстве "Российская энциклопедия" уже почти двадцать лет идет работа над словарем "Русские писатели", представляющем собой полный свод биографических и библиографических сведений обо всех русских писателях XIX-XX веков. Изданы четыре тома, по 100 печатных листов убористого текста каждый; предпоследний - пятый - тоже готов. Действительно и без преувеличения - есть, может быть, одна-две страны на свете, которые имеют хоть что-нибудь подобное. Именно так - ничего более значительного и масштабного российская филологическая наука последних лет тридцати (а то и больше) не производила!

Но тут в издательстве начинаются времена нового менеджмента. Новый директор объявляет о роспуске технического и библиографического персонала, выводит за штат редакцию Словаря, а параллельно объявляет и о закрытии финансирования всех прочих отраслевых энциклопедий. И все-то не от самодурства какого, а ввиду государственной задачи: издательство получило от государства заказ на создание "Большой российской энциклопедии". Великой России - Великую Энциклопедию. Канешна.

Любому, кто мало-мальски знаком со стилем успешного российского менеджмента, смысл проекта совершенно очевиден. Что такое издание Большой российской энциклопедии при роспуске всех отраслевых? Это вот что. Садятся (на бюджетном финансировании) несколько бойких перьев и переправляют Большую советскую, не умеряя прыти; затем - естественно, с золотым тиснением - соответствующие моменту и национальному величию корешки. И дальше - по 60 баксов за том (итого - 3 штуки), чтоб все политики, банкиры и прочие официальные любители России оформили свои офисные кабинеты этим национальным добром. Считайте прибыль того АО, которому будут переданы права на тираж и распространение.

Дешево сделать и бодро впендюрить - вот это эффективность! Вот это рынок! А потом ехать в Англию от всего этого дерьма. Сладкое слово - менеджмент.

Рогов Кирилл
читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).