будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Канны-2011
Май 5, 2011
Архив проектов

Богатство киноприроды

Богатство киноприроды
cannes
Иллюстрация: festival-cannes.com

Спецпроект «Канны-2011»

В преддверии 64-го Международного Каннского фестиваля, который пройдет с 11 по 22 мая 2011 года, не грех вспомнить фестивальное прошлое Канн. Случалось, что и скандальное. Как, например, в 2009 году, когда публика, журналисты и критики выступили вдруг поборниками «разумного, доброго, вечного» и обрушились на посвященного Андрею Тарковскому (в титрах) и его «Зеркалу» (визуально) «Антихриста» (Antichrist) Ларса фон Триера (Lars von Trier). Хотя его же «Танцующая в темноте» (Dancer in the Dark) с исландской певицей Бьорк (Björk) в главной роли получила в 2000-м в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». А еще один триеровский фильм — «Рассекая волны» (Breaking the Waves) — стал в 1996 году обладателем Гран-при (с 1955-го — второй по престижности награды Каннского фестиваля).

Но, как бы там ни было прежде, в 2009-м Триер остался в Каннах ни с чем, зато была награждена за лучшую женскую роль Шарлотта Гензбур (Charlotte Gainsbourg), сыгравшая в «Антихристе» недюжинную (как выясняется ближе к концу фильма) насильницу.

Победителем же Каннского фестиваля 2009 года стала «Белая лента» (Das weisse Band) Михаэля Ханеке (Michael Haneke) — как и всегда у режиссера, ставящая под вопрос благостность человеческой природы. А Гран-при тогда получила гангстерская сага Жака Одияра (Jacques Audiard) «Пророк» (Un prophete).

Началось все, впрочем, сильно раньше (некоторый экскурс в историю). Первый Каннский фестиваль должен был пройти в 1939-м. Годом ранее на Венецианском фестивале победили пронацистская «Олимпия» (Olympia) Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) и «Пилот Лучано Серра» (Luciano Serra pilota) Гоффредо Алессандрини (Goffredo Alessandrini) — «идеологически правильный» фильм эпохи Бенито Муссолини, креативным директором ленты выступил сын фашистского диктатора — Витторио Муссолини.

Независимой альтернативой оказавшемуся «под властями» Венецианскому фестивалю и замышлялся Каннский фестиваль.

Инициатором стал директор французской ассоциации артистического действия Филип Эрланже, идею поддержал министр образования в правительстве Народного фронта Жан Зэй. Почетным председателем жюри Каннского фестиваля назначили изобретателя кинематографа Луи Люмьера (Louis Jean Lumière), в программу включили «Волшебника страны Оз» (The Wizard of Oz) Виктора Флеминга (Victor Fleming) и «Ленина в 1918 году» Михаила Ромма. Но фестиваль пришлось отложить из-за начавшейся Второй мировой войны, и впервые Каннские награды вручались в сентябре 1946 года. Победителями тогда стали, в частности, Роберто Росселини (Roberto Rossellini) с фильмом «Рим, открытый город» (Roma, città aperta), Дэвид Лин (David Lean) с «Короткой встречей» (Brief Encounter), Михаил Ромм с картиной «Человек № 217» и Фридрих Эрмлер с «Великим переломом».

С 1946-го Каннский фестиваль решили проводить ежегодно, но эти планы нарушила нехватка денег — в 1948 и 1950 годах. С 1952-го фестиваль неизменно проводится в мае.

В 1955 году главной наградой Каннского фестиваля была утверждена «Золотая пальмовая ветвь» (Palme d’Or), ее получил Дэлберт Манн (Delbert Mann) за фильм «Марти» (Marty). А в 1958-м Palme d’Or досталась Михаилу Калатозову за киноленту «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», что по-прежнему остается непревзойденным — далее советским и российским кинорежиссерам присуждали в Каннах, в лучшем фестивальном случае, Гран-при.

В 1972-м и 1986-м он достался Андрею Тарковскому за «Солярис» и «Жертвоприношение», в 1979-м — Андрею Кончаловскому за «Сибириаду», в 1987-м — Тенгизу Абуладзе за «Покаяние», в 1994-м — Никите Михалкову за «Утомленных солнцем».

Интересным нововведением в истории Каннского фестиваля отмечен 1959 год: тогда появились пресс-показы. Памятен, в совершенно ином ключе, и 1968-й, когда из-за «красного мая» (приведшего в итоге к отставке президента Франции Шарля де Голля) фестиваль в Каннах был отменен. В 1969-м программа Каннского фестиваля была дополнена «Двухнедельником режиссеров» — параллельной секцией, открывающей публике новые режиссерские имена и подчас радикальный киноязык. В разные годы в «Двухнедельниках» показывались картины Райнера Вернера Фассбиндера (Rainer Werner Fassbinder), Вернера Херцога (Werner Herzog), Джима Джармуша (Jim Jarmusch), братьев Дарденн (Jean-Pierre Dardenne, Luc Dardenne).

В 1972 году на фестивале в Каннах изменился принцип отбора конкурсных лент — их стали выбирать руководители кинофорума, а не страны-участники, как было прежде.

В 1978-м появилась внеконкурсная программа «Особый взгляд» (Un Certain Regard), ориентированная на киноэксперименты, — фильмы-победители получают поддержку во французском прокате. Из российских кинолент в «Особый взгляд» попадали,  в частности, «Чекист» Александра Рогожкина, «Брат» Алексея Балабанова и его же «Счастливые дни», «Царь» Павла Лунгина. Призерами же программы становились, помимо прочих, Апичатпонг Вирасетакул (Apichatpong "Joe" Weerasethakul) с картиной «Благословенно Ваш» (Blisfully Yours), Кристи Пую (Cristi Puiu) со «Смертью господина Лазареску» (Moartea domnului Lăzărescu), Сергей Дворцевой с фильмом «Тюльпан».

В том же 1978-м на Каннском фестивале была учреждена премия «Золотая камера» (Caméra d'Or) — за лучший кинодебют. В 1984-м ее получил Джим Джармуш за ленту «Более странно, чем в раю» (Stranger Than Paradise), в 1990-м — Виталий Каневский за фильм «Замри, умри, воскресни!», в 1995-м — Джафар Панахи (Jafar Panahi) за «Белый шар» (The White Balloon), в 2006-м — Корнелиу Порумбою (Corneliu Porumboiu) за свою картину «12:08 к востоку от Бухареста» (12:08 East of Bucharest, румынское название — A fost sau n-a fost?).

В 1998 году в рамках Каннского фестиваля была создана программа студенческого кино «Синефондасьон» (Cinéfondation).

Возвращаясь же к начальной теме скандалов в Каннах, нельзя не отметить получение в 1961-м «Золотой пальмовой ветви» Луисом Бунюэлем (Luis Buñuel Portolés) за фильм «Виридиана» (Viridiana), снятый в Испании времен диктаторства Франсиско Франко, затрагивающий — помимо прочего — тему святотатства, жестко раскритикованный Ватиканом.

В 1979 году зрители Каннского фестиваля встретили жесточайшим негодованием картину «Оккупация в 26 эпизодах» (Оkupacija u 26 slika) Лордана Зафрановича (Lordan Zafranovich), рассказывающую о зверствах хорватов-фашистов. В кадре — разбиваемая молотом голова, выдавливаемые глаза и прочий садизм.

Иного плана скандал случился в Каннах в 1999-м. Тогда жюри под председательством канадца Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) — режиссера, в частности, «Мертвой зоны» (The Dead Zone), «Мухи» (The Fly) и «Автокатастрофы» (Crash) — отдало «Золотую пальмовую ветвь» бельгийской социальной драме «Розетта» (Rosetta) братьев Дарденн, а Гран-при получила «Человечность» (L'Humanité) Брюно Дюмона (Bruno Dumont) — о расследовании зверского убийства 11-летней девочки во французской глуши, приведшем к неожиданному результату. В свою очередь, американцы Дэвид Линч (David Lynch) и Джим Джармуш, канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян (Atom Egoyan), британец Питер Гринуэй (Peter John Greenaway) уехали в 1999 году из Канн без наград.

Что же касается Каннского фестиваля 2010 года (в завершение — информативно — и о нем), то «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула «Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни» (Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives)

— о последних живых моментах, видениях тяжелобольного человека. Гран-при достался Ксавье Бовуа (Xavier Beauvois) — за фильм «Люди и боги» (Des hommes et des dieux) о восьми монахах-христианах, чью мирную жизнь в алжирских горах нарушил исламистский террор.

«Золотой пальмовой ветвью» за лучший короткометражный фильм был награжден в 2010-м Серж Аведикян (Serge Avédikian), представивший на Каннский фестиваль свои анимационные «Собачьи истории» (Chienne d'histoire)

— метафоричный авторский взгляд на судьбу армян во времена Османской империи: правительство в мультфильме Аведикяна решает вывезти всех бродячих собак из Константинополя на мертвый остров в Мраморном море.

Лучшим режиссером был признан в Каннах-2010 Матье Амальрик (Mathieu Amalric) за фильм «Турне» (Tournée): парижский телепродюсер бросает все и всех, уезжает в Америку и становится там директором кабаре-труппы.

В номинации «лучшая актриса» победила в 2010 году Жюльетт Бинош (Juliette Binoche) за главную роль в картине «Копия верна» (Copie Conforme) Аббаса Киаростами (Abbas Kiarostami). Лучшим же актером жюри прошлогоднего Каннского фестиваля признало Хавьера Бардема (Javier Bardem) — за фильм «Бьютифул» (Biutiful) Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Alejandro González Iñárritu). 

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).