будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 20, 2003
Архив проектов

Бюджет застоя: выступление Михаила Задорнова («Яблоко») в Государственной Думе, 19 сентября 2003 г

Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги!

Для «ЯБЛОКА» есть три критерия в оценке бюджета: стабильность, экономический рост и модернизация страны. Обеспечивает ли этот проект бюджета стабильность? Для Федерации v да: низкий прогноз цен на нефть v 22 доллара, создается Стабилизационный фонд. Мы об этом говорили два года. Более или менее консервативная, проще говоря, заниженная оценка доходов. Поэтому на федеральном уровне, что бы ни было, стабильность будет обеспечена.

Но посмотрим на уровень регионов. Сегодня Алексей Леонидович [Кудрин] сказал: «Некоторые, 15-20 регионов, в следующем году идут на разрыв v это как бы мелочь, что в целом сбалансировано». Почему они идут на разрыв? Фонд трансфертов номинально равен текущему году, то есть он так посчитан, что по существу он рубль в рубль v сегодняшний год. В реальности v 10 процентов минус. Заработная плата v 33 процента рост. Считайте. И некоторые, вот эти 15-20 регионов, в результате налоговых изменений, теряют доходы. В результате, я уже называл пять регионов, могу назвать еще 10, они в следующем году идут на разрыв. Если мы не увеличим и не закроем полностью компенсацию налоговых потерь, вновь будет заработная плата задерживаться. Это совершенно очевидно, и это может начаться прямо с начала 2004 года.

Экономический рост. Что предлагается в бюджете? Снижение налога, два процента НДС. Я абсолютно уверен, что это не даст никакого эффекта, с точки зрения экономического роста. Потому что НДС v это косвенный налог. Мы здесь говорили год назад, говорили два года назад: надо снизить единый социальный налог. Снизить налог на заработную плату, она пойдет в «белую». И это даст толчок, это понимает любой предприниматель: средний предприниматель, крупный предприниматель.

Об этом говорят все. Правительство не слышит. Проще снизить на 2 процента НДС и сказать: вот мы снижаем налоги. 100 миллиардов рублей потерь, движения не будет никакого.

И второй маленький шажок. Новые гарантии по экспортным кредитам, что мы будем кредитовать экспорт. Гарантии в бюджет заложили, а сумм, которые бы субсидировали ставки, или что-то в виде механизма для этих предприятий-экспортеров сделалось, в бюджете этого нет. Вот два полушага, с точки зрения экономического роста в бюджете 2004 года.

Транспорт, сельское хозяйство, связь, инвестиции. Все эти разделы сокращаются в номинале по сравнению с текущим годом. Ни одного крупного инвестиционного проекта. А откуда мы будем ждать экономический рост? Бюджет на самом деле v это же один из инструментов немногих, которые есть у государства для стимулирования экономического роста: через снижение налогов, через прямые расходы, через поддержку инфраструктуры.

Поэтому, увы, 2004 год v это просто будет топтание на месте. Последние три года страна во многом растет за счет роста расходов людей, за счет роста потребления.

Касьянов сегодня выступал и говорит: следующий год v это бюджет социального прогресса. Замечательно. 70 рублей детское пособие v это социальный прогресс? 52 доллара, я сейчас взял последние данные, средняя пенсия по стране в августе после повышения. Это социальный прогресс? Пенсии индексируются в следующий год в темпы инфляции... То есть говорить, что этот бюджет v это бюджет социального прогресса... но это просто не уважать аудиторию, перед которой ты выступаешь. Это бюджет, по сути, при перераспределении в пользу силовых структур, с точки зрения социальной политики v это антисоциальный бюджет, он консервирует абсолютно все социальные расходы, которые есть в этом году, которые будут вот сейчас, в четвертом квартале.

И последнее. Модернизация. Мы четвертый год живем с высокими ценами на нефть. У нас в стране только два периода, я имею в виду Советский Союз, было в восьмидесятых годах и в середине семидесятых, после Ближневосточного кризиса, тогда, когда мы три-четыре года имели вот такую, можно сказать, лафу, когда цены на нефть несколько лет подряд были высокими. Тогда известно, так сказать, как мы использовали эти возможности. Что мы сейчас сделали за вот эти три-четыре года и что следующий год нам предлагает?

Судебная реформа. Вот я одно вижу, на 30 процентов растут расходы на суды, есть законы о судебной системе. Вот здесь есть какая-то логика.

Армия. Вроде бы рост расходов. Но военная реформа v практически никаких реальных изменений в армии нет. И я абсолютно уверен: не будет реформы армии, да хоть мы в два раза увеличим оборонный заказ, хоть в три раза увеличим, все равно отдачи от этого не будет. И будут падать вертолеты, будут падать ТУ-166, поскольку ясно, что если организация не изменилась, если система не изменилась, да хоть давайте туда дополнительные деньги, они не дадут результата.

Что обидно? Вот есть некоторое движение в отдельных сферах, например, образование. Три-четыре года есть подвижки. Казалось бы, давайте хотя бы одну эту сферу доведем до конца. Смотрю бюджет, программа «Информатизация образования». Правительство утвердило лимит на следующий год в федеральной целевой программе 7,5 миллиардов рублей, в бюджете v 1,5 миллиарда. Но говорил Путин: миллиард v сельские школы, миллиард v городские школы. Поставили компьютеры. Значит, теперь программа закрывается, значит, фактически это железо можно будет через год выкинуть, не обучив ни учеников, ни самих преподавателей. Почему не довести хотя бы ту линию, которая уже несколько лет ведется? И, казалось бы, что для этого надо-то? Для этого надо при существующем профиците бюджета одно маленькое усилие.

Поэтому, уважаемые коллеги, нам такая стабильность не нужна. Стабильность при таких высоких ценах и при отсутствии каких-либо подвижек v это застой. И «ЯБЛОКО» не готово голосовать за бюджет застоя. «ЯБЛОКО» не готово голосовать за бюджет, который не содержит никаких продвижений вперед. Мы не готовы голосовать за слабый экономический рост и за консервацию социальных расходов. Мы будем голосовать против бюджета 2004 года.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).