19 октября в Москве состоялось совместное заседание Общественного совета и Совета по повышению прозрачности деятельности Госкорпорации «Росатом», посвященное внедрению системы комплексного противодействия коррупционным угрозам на предприятиях госкорпорации. Как подчеркнул глава Росатома Сергей Кириенко, «Росатом рискует, предавая огласке выявленные нарушения и может столкнуться с мнением населения, что если столько правонарушений, значит, дела в отрасли обстоят плохо. Но мы для себя твердо решили, что если не будем выносить сор из избы, мы ничего не добьемся в борьбе с коррупционными проявлениями». На заседании также был представлен доклад начальника Управления защиты активов Госкорпорации «Росатом», генерал-лейтенанта милиции в отставке Виктора Братанова о работе, которая ведется в отрасли. Он сообщил, что по инициативе внутренних контролирующих служб Росатома с начала года к различным формам ответственности привлечено 48 руководителей предприятий госкорпорации. 12 человек из них уволены. В правоохранительные органы было передано 12 комплектов документов для возбуждения уголовных дел.
В ходе совместного заседания Общественного Совета и Совета по повышению прозрачности был представлен итоговый доклад директора Центра антикоррупционных исследований «Transparency International – Россия» Елены Панфиловой о мониторинге и анализе закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом» на предмет коррупционных рисков, анализ действующего «Единого отраслевого стандарта закупок», который внедрен на 278 предприятиях атомной отрасли. «Очень важно, что в госкорпорации стремятся создать нулевую коррупционную толерантность. И никакие репутационные риски в краткосрочной перспективе не перевесят важность работы, которую сейчас проводят в Росатоме. В ходе исследования мы установили, что активно развивается нормативная база госкорпорации, и если сравнивать с 2009 годом – это небо и земля. Повышается информационная прозрачность, теперь вся информация открыто демонстрируется на Интернет-сайте Росатома. Но проблемные зоны остаются и многое предстоит совершенствовать», - сказала Елена Панфилова. В ходе заседания специалистами «Transparency International – Россия» были высказаны рекомендации по совершенствованию внутренней нормативной базы и Единого отраслевого стандарта закупок, которые Госкорпорация «Росатом» планирует учесть в течение нескольких недель.
Валерий Меньщиков, член Совета Центра экологической политики России (ЦЭПР), член Общественного совета Росатома:
Я поддерживаю усилия Росатома по повышению прозрачности закупочной деятельности и борьбе с коррупционными проявлениями. Это относительно новое для России явление. К сожалению, кроме Госкорпорации «Росатом» существует много других госкорпораций и естественных монополий, о которых мы практически ничего не знаем: какие у них бюджеты, как они тратятся.
Здесь большую роль играет позиция руководства Росатома, которая не замалчивает проблемы, а наоборот, создает определенный механизм прозрачности. Я считаю, что такую модель работы, которую нарабатывает Росатом, нужно внедрять на уровне государства. Очень важно, что Росатом ведет работу с общественными организациями, например, Трансперенси Интернешнл, которые серьезно на теоретическом уровне обобщают международный опыт в сфере борьбы с коррупцией.
Справка
За три года наблюдается радикальное снижение числа допущенных руководством предприятий нарушений с признаками коррупционного поведения: количество фактов распоряжения имуществом без согласия собственника сократилось в 6 раз, количество действий, совершенных в интересах третьих лиц – в 8,5 раз, совершение сделок с заинтересованностью снизилось в 4,5 раза.
В сфере закупок госкорпорации также произошли существенные изменения: к июлю 2011 года единый отраслевой стандарт закупок внедрен на 278 предприятиях отрасли (91% от общего числа, до конца 2011 года планируется внедрение на 305 предприятиях), создан Арбитражный комитет для разрешения споров между заказчиками и поставщиками. Ключевыми элементами системы закупок Росатома являются публикация конкурсной документации в открытом доступе в Интернете, а также публикация годовой программы закупок, что позволяет поставщикам лучше планировать свою деятельность.
Достигнутая экономия от внедрения прозрачной системы закупок в 2010 году составила 19,7 млрд рублей (11% от общего объема открытых закупок), а за первое полугодие 2011 года – 11,6 млрд рублей. При этом количество открытых конкурентных процедур выросло с двух тысяч в 2009 году до почти 35 тысяч (34 879) – в 2011 году.