Концепция территорий опережающего развития (ТОР) - новая веха в экономической стратегии России, причем для России такая концепция уникальна. Об этом заявил директор исследовательского центра «Промышленность и общество» Игорь Рябов, комментируя содержащееся в послании Федеральному собранию предложение президента России Владимира Путина распространить режим территорий опережающего развития на новые проекты в ряде моногородов. В частности, по словам Путина, речь идет о тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная. Причем президент предложил не ждать три года, как это сейчас предусмотрено законопроектом о территориях опережающего развития, а внести в этот законопроект изменения и начать работу по моногородам уже сейчас.
Как отметил Игорь Рябов, подавляющее большинство стран мира развиваются как компактный инвестпроект, имеющий свой угол в глобальной экономике. «Россию ни в какой угол не поместить, она с большим скрипом встраивается в любой глобальный проект. Её экономика не ориентирована на сетевое присутствие в каждой стране мира, что является стратегией ведущих глобальных корпораций - они ищут ресурсы повсюду, испытывая их постоянный дефицит. Ключевая задача российской экономики и ее отдельных единиц - освоить имеющиеся в стране возможности для развития, внутренние ресурсы», - пояснил директор ИЦ «Промышленность и общество». Он добавил, что определяющими правилами развития сегодняшней российской экономики должны быть ставка на уникальность российских регионов, на точки роста, в зависимости от их промышленного потенциала, координация усилий бизнеса, как промышленного, так и финансового, и государства, а также общее видение будущего.
«Почему на это делает ставку президент России? Потому что это не просто теория, это зримые результаты развития ряда регионов и корпораций, которые там присутствуют. Государство не справляется с тяжелой ношей в виде ряда депрессивных моногородов и даже целых регионов, откуда уходит промышленность. И напротив, регионы, города и даже целые территориальные зоны (Екатеринбург-Челябинск, Череповец как крупный транспортно-индустриальный узел, весь Дальний Восток как экономический кластер), в которых активно развивается промышленность, не нуждаются в значительных социальных тратах и тем более масштабных инвестициях со стороны государства, справляясь с большинством задач самостоятельно. Позиция бизнеса в большинстве регионов по отношению к государству: не мешайте», - уточнил эксперт.
При этом он обратил внимание на то, что большую роль в успешных проектах развития играют крупные промышленные холдинги и госкорпорации, полностью забравшие под свою ответственность многие территории - моногорода и ЗАТО. Он привел в пример госкорпорацию «Росатом», взявшую под свою опеку социальное развитие территорий атомной отрасли - как ЗАТО, так и открытых моногородов: Снежинск, Железногорск, Саров, Обнинск и другие: «Стратегия развития Росатома фактически сверстана под интересы городов и ЗАТО ее присутствия».
«Большая часть моногородов металлургической и нефтегазовой областей промышленности (Череповец, Ревда, Норильск, Губкин, Магнитогорск, Верхняя Пышма, Серов, Новый Уренгой, Нижний Тагил и прочие) не испытывают никаких системных проблем, кроме, пожалуй, обременений от излишнего участия государства в их жизни. Об этом и говорится в послании президента - дать возможность пожить добропорядочным промышленным предприятиям, бизнесам вокруг них без излишнего пресса со стороны различных проверяющих структур», - уверен Рябов.
По его мнению, предложения по налоговым каникулам напрямую связаны с концепцией территорий опережающего роста, потому что макроэкономическая среда вокруг локомотивов этого роста (крупных предприятий) должна служить развитию и среднего и малого бизнеса. В число ключевых моногородов, на которые планируется распространить льготы, входят, в частности, оборонные ЗАТО Росатома, отметил он.
«Вместо того, чтобы закрыть депрессивные моногорода, президент предлагает создавать условия для мультиплицирования успешного опыта развития промышленных кластеров там, где есть задержки в развитии. Надеюсь, что многие масштабные проекты, которые промышленность и региональные власти пытаются осилить - от промышленного туризма до проектов освоения речных и морских транспортных путей (Волго-Балт, Северный морской путь, проект развития Прикамья и проч.) - также получат институциональную поддержку со стороны правительства. И тут, конечно, партнерство с крупными промышленными корпорациями является ключом к успеху: например, ледокольный, в том числе атомный, транспорт на Севморпути, новые танкеры на речных артериях, работы по развитию инфраструктуры - все это необходимый проектный объем, который надо реализовать российской промышленности», - заключил Игорь Рябов.