Тот факт, что за два года в Костромской области с населением в 800 тысяч человек собрано 4,5 тысячи подписей против строительства АЭС, говорит о том, что этот вопрос для населения области не очень актуален, считает Федор Веселов, заведующий лабораторией моделирования конъюнктуры и регулирования энергетических рынков Института энергетических исследований РАН. По мнению эксперта, если не строить атомную станцию в Костромской области, то для региона это будет потерей, в частности для бюджета. «При строительстве такого крупного инвестиционного объекта люди получат новые рабочие места, а местная стройиндустрия будет развиваться. Возможно, и наука бы там стала появляться какая-то специфическая. На территории России есть около десятка атомных городов, в Костромской области под Буем тоже уже построена инфраструктура, - напомнил Веселов. - Не будем строить, то уже потраченное, считайте, закопаем в землю. А если станция эта уйдет в Ярославскую область, то регион в экономическом плане много потеряет, а вместе с ним и местные жители».
Эксперт подчеркнул, что других проектов похожего масштаба в области нет, с точки зрения промышленности также рассчитывать особенно не на что. С Веселовым согласен и начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Энергокапитал» Александр Игнатюк, по мнению которого потенциальная возможность строительства Костромской АЭС смогла бы дать существенный прирост валового регионального продукта порядка 1-2% на этапе строительства. «Это означает существенный подъем для подрядных и строительных организаций, увеличение занятости населения на стадии строительства порядка 4-5 тысяч новых рабочих мест на этапе строительства, а в целом, по некоторым оценкам, до 14 тысяч. И это высоко оплачиваемые рабочие места», - обратил внимание экономист. Он напомнил, что средняя зарплата по Росатому в прошлом году была 40 тысяч рублей, в то время как средняя по Костромской области 17 тысяч рублей. «Увеличение среднего уровня зарплат можно ожидать порядка 2,2% по всему региону единовременно. Это, правда, относительная категория. Стоит еще учитывать и существенное улучшение инфраструктурной картины, так как большая масштабная стройка – это дороги, линии электропередач, за стройкой самой АЭС следует создание и социальной инфраструктуры – в области образования, здравоохранения и социального обеспечения. По сути, Костромская область получила бы рост среднего класса, который превысит те новые рабочие места, которые будут постоянно действовать на АЭС», - предположил Игнатюк.
По оценке эксперта из «Энергокапитала», для такого небольшого региона, как Костромская область, строительство атомной станции дало бы толчок, сопоставимый пусть не с Олимпиадой в Сочи, но с маленьким чемпионатом мира.
Веселов считает, что необходимо больше информировать население о проекте: «Люди должны знать, как все будет и чем им это улучшит жизнь. Сейчас же идет игра фактически в одни ворота – собираются местные активисты, приезжает какой-то эколог, который не понятно где в науке работает, и они начинают народу страшилки рассказывать. И вот тут нужно давать народу и другую точку зрения, а не навязывать мнение 4,5 тысяч остальным. Сейчас, по моим ощущениям, для населения в Костромской области – это совсем не актуальная тема».
Веселов признался, что в свое время сам голосовал против атомной станции в 1988 году. «С тех пор многое изменилось, в том числе и в плане технологий и безопасности. Сейчас важно более активно противодействовать этим попыткам дискредитировать идею строительства в принципе – на конференции либо на общественных слушаниях, сделать информацию о возможностях для региона от этого строительства более открытой. 4,5 тысячи, собери их противники за месяц, это было бы показательно, но не за 2,5 года. Это не тянет на референдум», - уверен ученый.