Генеральный контракт на сооружение в китайском городе Ляньюньган второй очереди Тяньваньской атомной электростанции вступил в силу. Соответствующий протокол подписали генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко и руководитель Агентства по атомной энергии КНР Чень Цюфа по итогам заседания российско-китайской подкомиссии по ядерным вопросам в рамках комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств РФ и Китая.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Продолжение строительства Тяньваньской АЭС - важный факт в мировой атомной отрасли и важный сигнал для всех мировых государств, имеющих или планирующих иметь собственную атомную энергетику. Он свидетельствует о том, что китайская атомная энергетика не стоит на месте, а развивается, несмотря на события на Фукусиме и тот «афтершок», который перенес после них весь мир в целом, и атомная энергетика в частности. КНР сделала свой выбор и считает, что развивать атомную энергетику не только можно, но и нужно.
Другой примечательный факт - Китай для продолжения строительства Тяньваньской АЭС выбрал Россию. Данный выбор говорит о многом: во-первых, Китай видит в России не только потребителя ширпотреба, но и потенциального поставщика высоких технологий, передовых решений. Во-вторых, Росатом своими высокотехнологичными проектами постепенно возвращает Россию в число ведущих мировых держав, занимающих передовые позиции не только в разработке высоких технологий, но и в их практическом применении, что гораздо важнее.
Очевидно, развитие атомной энергетики в мире не остановится. Вряд ли человечество в обозримом будущем сможет полностью отказаться от нее, а значит, будет стоять вопрос о ее сверхбезопасной работе, повышении мер надежности при эксплуатации всех ядерных объектов. Не зря же сразу после Фукусимы, страны, которые намерены развивать собственную атомную энергетику (Китай, Иран, Индия, Вьетнам, Болгария и ряд других) проводили очень строгий аудит тех продуктов и технологий атомной энергетики, которые им предлагают мировые лидеры в данной отрасли (США, Япония, Россия, Франция, Южная Корея). И то, первым крупный контракт заключила именно Россия, что свидетельствует о том, что наши идеи и разработки, их реализация в металле, получили самые высокие оценки. То есть Россия первой сдала «постфукусимский экзамен».
Если говорить о других важных аспектах этого соглашения, то можно отметить, что это важный прорыв в наших межгосударственных отношениях с Китаем. Ведь помимо того, что с заключением этого соглашения улучшается торгово-платежный баланс между нашими странами, оно позволяет укрепить наши политические взаимоотношения, придать новый импульс их развитию, что важно для всего общемирового устройства, так как и Россия и Китай – ключевые игроки в глобальной политике.
Важнейшим показателем особых отношений между Россией и Китаем в атомной сфере можно назвать условия нового контракта. Ведь если первый контракт на строительство первого и второго энергоблоков предусматривал выделение Россией кредита на их строительство, потому что лишь таким образом мы могли заинтересовать КНР, то нынешнее строительство будет осуществляться целиком на деньги Китая. Причем рыночные принципы касаются не только вопроса финансирования строительства. Многие параметры будущей стройки пришлось согласовывать весьма непросто. В первую очередь потому, что многие наши цены не устраивали китайскую сторону. Понятно, что китайское оборудование дешевле российского, но здесь ведь речь идет о безопасности, на которой нельзя экономить, что Росатом постоянно объясняет и доказывает своим партнерам. Положительную роль в переговорном процессе сыграла гибкость российской стороны и готовность к компромиссам.
Здесь стоит отметить особую роль комиссии по энергодиалогу под руководством вице-премьера Сечина, самого Росатома и, конечно же, самого Атомстройэкспорта. Усилия всех причастных российских специалистов и компаний позволили заключить это соглашение. Россия, по просьбе китайской стороны увеличившая локализацию, сосредоточит свои основные усилия на «ядерном острове», но при этом несёт ответственность за проект в целом. Но опасаться такой конфигурации соглашения не стоит, потому что уже построенные два энергоблока Тяньваньской АЭС зарекомендовали себя наилучшим образом, установив рекорд среди всех АЭС КНР по безаварийной работе в период топливного цикла. Новый проект обещает для наших стран новые вызовы, потому что придется интегрировать друг с другом большое количество различного китайского и российского оборудования. Но это еще и новые возможности, потому что китайское оборудование, которое будет изготавливаться с учетом всех наших требований и с российским же качеством, но по местным ценам, и опробованное затем на Тяньваньской АЭС, может стать основой для реализации совместных российско-китайских атомных проектов на территории третьих стран.