будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 3, 2014
Архив проектов

Эксперт: Создание специализированных центров реагирования на аварии на АЭС - это реакция США на Фукусиму

В США в штате Аризона введен в эксплуатацию первый региональный центр реагирования на аварийные ситуации на атомных станциях. Он оснащен пятью комплектами мобильного резервного оборудования, в которое входят насосы, дизель-генераторы, шланги и прожекторы. Резервное оборудование может быть перемещено в любую точку страны и развернуто в течение суток.

Рафаэль Арутюнян, заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН:

До строительства этих двух центров в Штатах была создана и в данное время работает Программа радиологической поддержки на случай радиационных аварий или чрезвычайных ситуаций. Она ориентирована на защиту населения и территорий и устроена по такому принципу – есть центральное звено (100 человек в Вашингтоне), а все штаты разбиты на 9 регионов, где есть свои региональные центры числом в 15-20 человек. Эти региональные центры обеспечивают мониторинг, прогноз, оценку и помогают всем федеральным ведомствам в части зашиты населения. Но все они рассчитаны не на работу на площадке АЭС, а на действия на территориях вокруг. Создание же таких специализированных региональных центров, как в Аризоне, с необходимым оборудованием и специально обученным персоналом для работы на площадках АЭС в случае аварии – это реакция американцев на Фукусиму.

Системы реагирования на аварийные ситуации на АЭС устроены у нас и в США несколько по-разному. У нас это устроено так – существуют территориальные системы радиационного мониторинга и реагирования, а также федеральные (ведомственные) системы – для защиты населения и территорий. В части, касающейся реагирования на площадках АЭС, есть Аварийно-технический центр в Санкт-Петербурге с филиалами. Санкт-Петербургский АТЦ и его филиалы оснащены специальным аварийным оборудованием, и обученным персоналом. В частности, Нововоронежский филиал ориентирован на оказание помощи при авариях на АЭС, и его персонал тренируется именно на случай аварий на атомных станциях. Также на каждой АЭС имеются аварийно-спасательные формирования (штатные и нештатные).

Напомню, что российские атомные станции находятся в руках одной эксплуатирующей организации, а в США – это частные компании. 100 энергоблоков управляются 30 эксплуатирующими организациями. То есть такой централизованной системы управления АЭС, в том числе и в случае возникновения аварии, как у нас под эгидой Росэнергоатома, в Соединенных Штатах нет. У нас она существовала изначально с появлением в стране атомных станций. После Фукусимы американцы, видимо, что-то поняли в этой разнице подходов, и решили построить такие региональные центры для работы по всей стране в случае необходимости. Это может быть дешевле по стоимости, чем наши аварийно-спасательные формирования при каждой станции, но не факт, что лучше в плане мобильности и скорости реагирования. Персонал каждой АЭС знает свою станцию лучше, чем сотрудники специализированных региональных центров. При этом надо понимать и учитывать, что блок блоку рознь. Думаю, что руководство российского концерна этот аспект принимало во внимание. При аварии большое значение имеет совместная отработка необходимых действий, сплоченность коллектива, управление всем процессом при поддержке кризисного центра концерна и всей системы в целом.

В Японии одна из серьезных проблем, которую выявили уже после аварии, заключалась в том, что эксплуатирующая организация оказалась один на один с этой аварией. Централизованной системы оказания помощи, поддержки, подключения и прочего там не было. А при возникновении экстремальных ситуаций оперативность и мобильности реагирования – это ключевой фактор. Как показала практика на Фукусиме, действовать надо быстро, грамотно и своевременно.

В силу того, что у нас в стране изначально централизованная система управления АЭС и такая же централизованная система реагирования на аварии, то из аварии на Фукусиме мы извлекли несколько другие уроки. В 2011-2013 годах концерн «Росэнергоатом» централизованно и повсеместно осуществил поставки дополнительного резервного оборудования – насосов, дизель-генераторов, прошли учения с этой техникой, была проработана возможность подключения дополнительных систем безопасности блоков извне.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).