В некоторых СМИ Приморья прошло сообщение о планах по строительству «ядерного могильника» на территории края, куда якобы будут свозиться отходы из-за рубежа. Как оказалось, шумиха была поднята в связи с тем, что госкорпорация «Росатом» опубликовала на сайте «Госзакупки.ру» документацию о конкурсе на проведение проектно-изыскательских работ объекта «Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов».
Игорь Линге, заместитель директора по информационно-аналитической поддержке комплексных проблем ядерной и радиационной безопасности, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН:
Информация о размещении Росатомом заказа на проведение проектно-изыскательских работ объекта под названием «Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов» в Приморье – это еще не проект. О проведении общественных слушаний пока рано говорить, им должны предшествовать хоть какие-то работы из обозначенных в заказе. Для начала необходимо посмотреть, какое количество площадок есть для рассмотрения, насколько они подходят. Поскольку нет проекта, то и материалов по оценке воздействия на окружающую среду быть не может – они делаются только на основе проектной или изыскательской документации. Пока ничего этого нет, не понятно, откуда паника – что же теперь слово «радиационный» вообще не произносить, чтобы не вызывать беспокойство?
Не секрет, что все отходы, в том числе и радиоактивные, необходимо собирать, перерабатывать, хранить. Но о «могильнике» в Приморье речь не идет – название «Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов» его не предполагает. Если бы там собирались строить «могильник», то использовали бы термин «пункт захоронения». В Дальневосточном регионе Российской Федерации в процессе эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания накоплено значительное количество радиоактивных отходов. И для всех будет лучше, если их утилизируют с соблюдением всех норм и правил, а не оставят, как есть. Кроме того, имеющиеся в этом регионе хранилища для размещения радиоактивных отходов, построенные в 60–70 годы прошлого века, исчерпали свой ресурс как по объемам хранения, так и по срокам эксплуатации. Их содержимое тоже необходимо привести в безопасное состояние для дальнейшего хранения или вывоза.
Это общемировая практика и требование МАГАТЭ. Таким образом во всем мире выполняются работы по переработке и кондиционированию (перевод РАО в форму, пригодную для транспортирования, хранения и захоронения) с последующей фиксацией в матрице (контейнере, бетоне, упаковке и т.д.). Подобный пункт был создан в рамках глобального партнерства на северо-западе. Строили его немецкие специалисты. Разработанный и воплощенный ими проект получил по безопасности оценку «отлично», и по условиям труда, кстати, тоже. Я имею в виду пункт долговременного хранения в бухте Сайда. Создание центра кондиционирования и долговременного хранения поможет улучшить ситуацию с условиями хранения, это необходимый и логичный шаг, направленный на повышение безопасности в регионе. Об умножении числа уже имеющихся «могильников» нельзя говорить. В этом случае цель как раз в том, чтобы снизить объемы хранящихся радиоактивных отходов и увеличить безопасность их размещения, а со временем и вывезти с территории Дальневосточного региона, то есть избавить от радиационной угрозы.
Ядерные отходы там перерабатываться не будут. Ведь ядерными отходами на Западе называют отработавшее ядерное топливо. Здесь речь идет не о топливе, а об отходах. Это разные вещи. И тем, кто говорит о ввозе чужих отходов в Приморье, могу напомнить про закон о РАО – там на этот счет совершенно ясно все прописано, и в законе об охране окружающей среды тоже – ввоз РАО в Россию для захоронения запрещен.