Атомный регулятор Японии NRA (Nuclear Regulation Authority) выдал окончательное разрешение на возобновление работы двух атомных реакторов, сообщают японские СМИ. Речь идет о реакторах АЭС «Сендай», которую эксплуатирует компания Kyushu Electric Power. Оператору атомной станции предстоит заручиться поддержкой местных властей в вопросе возобновления работы реакторов, остановленных в рамках проверки соответствия АЭС Японии требованиям безопасности после аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году.
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов»:
Япония уже довольно давно заявляла о том, что она не планирует отказываться от атомной энергетики. На протяжении последнего года шли очень сложные консультации, проработки повышенных регламентов безопасности и проведение инспекций. Решение о возобновлении работы атомных реакторов ожидалось даже несколько ранее, потому что Японии с очень большим трудом удалось пройти летний пик нагрузки. До аварии атомная генерация составляла значительную долю от всего вырабатываемого объема электроэнергии. Полный отказ от нее привел к тому, что летом уровень резерва в отдельных региональных энергосистемах упал до менее чем 2%, что, конечно, стало тяжелым испытанием для страны. Только за счет того, что спрос на электроэнергию в последние месяцы несколько снизился, удалось пройти летний пик без введения каких-либо серьезных ограничений для потребителей.
Разрешение регулятора на возобновление эксплуатации двух атомных реакторов – важное и знаковое событие еще и потому, что Япония сейчас очень серьезно нуждается в дешевых энергоресурсах. Получилось, что сейчас в Японии после резкого повышения налоговой нагрузки резко замедлились темпы экономического роста. Снижение стоимости электроэнергии для крупных промышленных потребителей могло бы стать одной из стимулирующих мер для наращивания выпуска своей продукции и для укрепления своей позиции на экспортных рынках.
Я думаю, что данное решение именно в этой связи было принято очень вовремя. Ведь с одной стороны приближается зима, а с другой – перед Японией стоит проблема снижения зависимости от импорта, в первую очередь, сжиженного природного газа и угля, т.е. необходимо увеличение собственной генерации. Кроме того, Япония является одним из лидеров по выработке экологически чистой энергии. В последние годы из-за того, что ей пришлось нарастить выработку энергии на угольных и газовых электростанциях, там резко выросли выбросы вредных веществ и парниковых газов. Поэтому возобновление работы АЭС поможет также улучшить экологическую ситуацию в стране.
Я считаю, что если и дальше проверки и соблюдение мер безопасности пойдет такими темпами, то у Японии есть хорошие шансы до конца этого года вернуть в строй 12 энергоблоков – тех, которые находились в высокой степени готовности и где прошли мероприятия по повышению мер безопасности. Напомню, что в последние два года японские компании вложили миллиарды долларов в повышение надежности и улучшение систем безопасности на АЭС. В этом плане, я думаю, Япония вернется к полномасштабному использованию мирного атома. Они не должны ограничиваться двумя или пятью энергоблоками, я ожидаю в перспективе эксплуатации как минимум 20 и даже больше. Потому что в Японии достаточно большой процент новых энергоблоков, построенных в 1980-1990-е годы и в начале 2000-х. И отказываться от этих энергоблоков спустя 15-20 лет работы нет ни экономической, ни какой-либо другой целесообразности, потому что они современные и надежные. Даже в момент аварии на АЭС «Фукусима» они кардинально отличались по уровню и качеству от того, что было на аварийной станции. Сейчас, после проведения всех дополнительных мероприятий в плане безопасности, они стали отличаться еще сильнее, и такого рода аварии на них вряд ли возможны. Поэтому я думаю, что в ближайшие месяцы процесс выдачи новых разрешений может ускориться, и мы увидим еще больше работающих японских атомных электростанций. Правда, еще предстоит получить одобрение местных властей. Но они в большинстве своем все-таки поддерживают возобновление работы АЭС, так как это и рабочие места, и налоги, и определенная социальная инфраструктура. Есть проблемы с общественным мнением, потому что часть населения по-прежнему настроена негативно, но это та часть, которая живет не в непосредственной близости к станциям и не в префектурах, где расположены АЭС, а в крупных мегаполисах – например, в Токио, где сильно антиатомное движение.
Я думаю, что стоит продолжить работу с общественным мнением и напомнить, что, несмотря на неторопливость процесса принятия решения управляющей компанией, последствия аварии были все-таки не ужасающими для населения, особенно тех городов, где сильны протестные настроения. Сейчас стоит пояснять, в чем именно заключаются современные системы безопасности и чем они отличаются от старых, а также говорить об экономических причинах возобновления работы атомной энергетики.
На самом деле, в Японии сейчас розничные цены на электроэнергию – одни из самых высоких в мире, причем и для промышленных потребителей, и для населения. Это очень серьезный груз, который приходится нести японской экономике. Японские власти и в первую очередь Федерация японских электроэнергетических компаний ведут разъяснительную работу, и это протестное движение, на мой взгляд, не будет непреодолимым препятствием, так как люди в большинстве своем настроены конструктивно. Разумеется, часть старых блоков в силу возраста придется вывести окончательно из эксплуатации, но нет причин, почему бы не дать возможность работать остальным – более современным блокам, которые прошли массу проверок и доказали свою надежность.