1. Введение
Что бы ни утверждали многочисленные исследователи,главная проблема России не с властью. Главная проблема нашей страны с еенародом. Не может быть случайностью, что в России при любой идеологиивоспроизводится один и тот же тип власти и тип государства: это полная централизация и концентрациясоциально-экономической жизни; это всесилие государства, его безусловныйприоритет перед человеком, пренебрежение реальными интересами граждан, дажетех, ради кого будто бы создавался «новый» мир; это бюрократический характергосударства, отмеченный всевластием и безответственностью чиновничества.
Большевики в своем гимне пели: «Весь мирнасилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…», однаковесьма скоро выявилась удивительная похожесть многих черт этого «нового» мирана прежний, свергнутый. Глубинную преемственностьсоветской России по отношению к Российской империи ужев 1920 году отметил известный монархист, один из лидеров фракциинационалистов в IV Государственной думе и один из создателей Добровольческойармии Василий Витальевич Шульгин. Как писал Шульгин, что бы ни думали и ниговорили большевики, они восстанавливают могущество, единство и границы России«до естественных пределов» и «подготавливают пришествие самодержцавсероссийского.» Вслед за Шульгиным сходство старого и нового, выстроенногобольшевиками государства отметили многие, включая Бердяева. Социолог АлександрГофман в опубликованном в 2008 году обширном исследовании «Традиции и инновациив современной России» писал: «… несмотря на радикализм большевистского проекта,полную смену социокультурной и политической символики и море крови, пролитой вреволюции и гражданской войне, 25 октября 1917 г. система традиционныхсоциальных институтов, существовавшая до февраля этого же года, себявосстановила. Произошел поворот на 360 градусов, и новые люди, большевики,самоотверженно и беспощадно боровшиеся с царским режимом, продолжили его жестарую генеральную линию.»
Если обратиться ко дню сегодняшнему, томногие историки, социологи, публицисты отмечали схожесть современной России иСССР. Это в первую очередь ничтожность человека перед государством, упованиезначительной части граждан на государство, бюрократический характергосударства, оборачивающийся всесилием и безответственностью чиновничества инезащищенностью граждан, неистовое чинопочитание. И все та же полнаяцентрализация и концентрация социально-экономической жизни. Можно сказать, чтомарксизм и либерализм дали в нашей стране сходный результат.
Но если мы с таким выдающимся упорством при любойидеологии и самых разных людях, пришедших к руководству страной, воспроизводимодин и тот же тип государства и тип власти, дело в народе. Тут уместновспомнить историю Китая средних веков. Там в течениенескольких столетий одно за другим побеждали крестьянские восстания. Ихруководители сами становились новыми императорами и высшими чиновниками. В первое десятилетие послепобедоносного восстания жизнь крестьянства улучшалась. Но дальше всевозвращалось на круги своя. В конце концов новое восстание сметало бывшихзащитников крестьян. Которые не были виноваты в том, что воспроизводили прежнюювласть. Ибо не знали ничего иного. Ибо такова была их культура.
Наша культура воспроизводит один и тот жетип государства. Николай Бердяев писал:«Русский народ по своей душевной структуре народ восточный.» Думается, что наша культура на самом деле не может бытьотнесена в полной мере к европейской. Вместе с тем, она не представляет ивосточную культуру. Располагаясь в Европе и в Азии, Россия почерпнула худшиечерты других культур. Мы наплевательски относимся к закону, а законопослушность– опора западноевропейской цивилизации. Мы не ценим личную свободу, а длязападноевропейской цивилизации она имеет ключевое значение. Мы не имеемприлежания и аккуратности, присущих восточным народам. Но восточноечинопочитание хорошо усвоили. Как и отношение к человеку – он всегда у нас жили продолжает жить для государства. (Отсюда столь специфическое отношение кправам человека со стороны чиновников и правоохранительных органов).
В основе нашей культурывсегда лежало пренебрежение к отдельной человеческой жизни. Поскольку сильнойвластью у нас до сих пор считается власть, которая «все держит в кулаке»,европейское понятие того, что сильная власть должна обеспечить неукоснительноеисполнение закона для всех и каждого, вне зависимости от наполненности кошелькаили должностного положения, чуждо нам, противно нашей культуре. Поэтому когдапод суд попадает высокий чиновник или его близкий родственник, мы думаем не оторжестве закона, а о победе одного клана над другим.
2. Обосновах западноевропейской культуры
На каких основах стоит западноевропейская культура?Есть ряд ее составляющих, которые прямым образом влияют на экономику. Это впервую очередь взаимоотношения собственности и власти, о чем давно, еще в 20-хгодах прошлого века, писал Карл Витфогель. Но в этих взаимоотношениях наиболееважно, что приоритетно – власть или собственность? Именно когда в ЗападнойЕвропе, прежде всего в Англии, частная собственность стала выше власти,началось развитие рыночных отношений и буржуазного общества. Взаимоотношениясобственности и власти являются частью культуры, потому что они прежде всего нев законах, а в правоприменительной практике – в том, что в головах людей. (Современныероссийские законы вроде бы защищают частную собственность, однако в реальностинет препятствий для того, чтобы отнять ее).
Следующая важная составляющая культуры –законопослушность. Конечно, она связана с парой власть-собственность, ибо приналичие совершенных законов и законопослушности собственность будет защищена.Но законопослушность имеет и самостоятельное значение, ибо охватывает всестороны жизни, которые регулируются законом: от взаимоотношений государства ичеловека до взаимоотношений между людьми. Не менее важную роль играет правоваякультура, которая предполагает знание гражданами законов и умение использоватьих для защиты своих интересов. Еще одна важная для экономики составляющая –достижительская культура, то есть наличие нацеленности значительной частиобщества на достижение успеха за счет собственных усилий. Еще можно говорить окультуре деловых отношений, культуре производства, технологической культуре.Первая связана с умением строить партнерские отношения, вторая – с умениеморганизовать работу предприятия, третья – с умением выполнять технологическиеоперации. Но эти составляющие такого широкого феномена, как культура, имеютподчиненное для экономики значение. В условиях незащищенной собственности иотсутствия законопослушности, а значит отсутствия правового государства,невозможно рассчитывать на успешное экономическое развитие страны.
Если говорить о демократии, то она есть следствиедругих составляющих культуры. Прежде всего это взаимоотношения человека и государства.И вновь речь о том, что приоритетно в этой паре, человек или государство. Этоопределяет тип общества, его живую ткань. Только приоритет человека передгосударством рождает демократические формы. А кроме того, важны политическаякультура, наличие глубоко укорененного умения подавляющей части общества нестиответственность за себя, наличие традиций и умения самоорганизации, умениегармонично сочетать личные и коллективные интересы, наличие толерантности вобществе, высокая поведенческая культура.
Иное отношение жителей экономически развитых стран кгосударству – оно воспринимается как полезная для граждан структура, защищающаяих права и безопасность, – плюс законопослушность приводят к тому, что,например, жители США или Великобритании считают своим долгом сообщать властям ососедях, которые живут не по средствам, жители Германии сообщают полиции офактах нарушения отдельными водителями правил движения, а эмоциональныефранцузы и испанцы принимаются дружно гудеть тем, кто нарушает правила движения.Так они помогают государству исполнять его функции, определенные Законом. Ибонаиболее полное исполнение функций государства – благо для его граждан.
Умение жителей Западной Европы и Северной Америкисамоорганизовываться и высокая их правовая культура приводят к созданиюбольшого числа общественных организаций, которые призваны защищать различныеинтересы граждан. Прежде всего это профсоюзы, защищающие интересы наемныхработников. Это политические партии, представляющие самые широкие –политические интересы, которые увязывают идеологические предпочтения с решениемосновных проблем, стоящих перед страной. Это корпоративные общественныеобъединения (союзы учителей, адвокатов, производителей молочной продукции,автопроизводителей и т.д.), задача которых – защита интересов тех, кто работаетв данной отрасли. Это экологические организации. Это многочисленные женские,молодежные, благотворительные организации. Причем все они работаютисключительно благодаря взносам и пожертвованиям их членов, а значит эффективныи приносят реальную пользу гражданам, стране.
Интересы граждан как жителей данного дома, улицы,квартала, города призваны защищать местное самоуправление и самоорганизацияграждан по месту жительства. В многоэтажных зданиях существуют домовые советы,в районах коттеджей – советы квартала. Причем жители сами создают их, понимая,что сообща проще добиваться решения местных проблем. Через советыосуществляется контроль за местными органами власти. Причем соответствующаякультура проявляется в открытости и доступности власти, в ее подотчетностижителям, в том, что все ключевые вопросы решаются непременно с участием жителей– через проведение местных референдумов.
Все перечисленные составляющие культуры неразрывносвязаны с западноевропейской цивилизацией. Можно утверждать, что совокупностьвсех этих составляющих носит универсальный характер. Именно благодаря имвозможно эффективное развитие экономики и общества. Один из ярких примеров –современная Япония. Благодаря американской оккупации Японии успешно удалось вестернизироваться.Были восприняты самые важные составляющие западноевропейской культуры:приоритет частной собственности по отношению к власти, законопослушность,несколько позже появились правовая культура, достижительская культура, культураделовых отношений, культура производства, технологическая культура,сформировался приоритет человека по отношению к государству. Благодаря введениюинститутов разделения властей и выборов возникли политическая культура, наличиеглубоко укорененного умения подавляющей части общества нести ответственность засебя, культура самоорганизации. Но при этом японцы не перестали быть японцами,они сохранили свою национальную самобытность.
Вслед за Японией вестернизацию прошли Южная Корея,Тайвань, Сингапур. Теперь это процветающие экономики. Успешные реформы в Китаебазируются на частичной вестернизации – введено все то, что необходимо дляразвития экономики: институт частной собственности, ее защищенность, всяческоепоощрение экономической инициативы граждан.
3. Обособенностях российской культуры
Если говорить о России, то в первую очередь следуетотметить, что в ней никогда не было и до сих пор нет приоритета частнойсобственности по отношению к власти. Да и сама частная собственность появиласьпоздно, при Екатерине Второй, а после прихода к власти большевиков опять былаотменена. Становление института частной собственности в постсоветской России несопровождалось укреплением ее защищенности. ЮКОС, Волготанкер, Русснефть,АВИСМА, Евросеть – это лишь примеры, касающиеся крупных компаний, а сколькомелких и средних предприятий было отнято по всей стране за последние два десятилетия.Причем если в первой половине 90-х годов прошлого века успешные малые и средниепредприятия в основном отнимали представители преступных группировок, то сначала двухтысячных этим стали заниматься преимущественно представителиправоохранительных структур (милиции, прокуратуры, ФСБ) и местные чиновники. И,главное, все эти случаи не вызывают сколь-нибудь заметной реакции неприятия вобществе. Понимание роли частной собственности и необходимости ее полнойзащищенности практически отсутствует. (Согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМв 2009 году, право владеть частной собственностью и заниматьсяпредпринимательской деятельностью считает важным только 19% опрошенных).
Еще одна национальная особенность России – отсутствиезаконопослушности. То, что мы всегда плевали на закон, отразилось в такихсугубо русских поговорках, как: «Закон что дышло…» или более поздних: «Законсловно телеграфный столб – перешагнуть нельзя, а обойти можно.» Умение нарушатьзакон с выгодой для себя всегда считалось у нас доблестью. При этом неуважениек Закону проявлялось и продолжает проявляться не только в обществе, но и преждевсего на всех уровнях власти, задавая тон происходящему. Так было в Российскойимперии, так продолжалось в Советском Союзе, так остается в постсоветскойРоссии. Можно принимать какие угодно хорошие законы, а практика их применения,в общем-то, будет отрицательная. (Философ Адам Фергюсон, представитель плеядышотландских мыслителей, в книге «Опыт истории гражданского общества» писал:«Гарантии справедливости заключены не только в законах, но и в тех силах, спомощью которых данные законы были приняты и без постоянной поддержки которыхони перестанут соблюдаться.» Весьма актуально для нас, особенно если учесть,что книга написана в 1767 году).
Человек, живущий в России,незащищен. Он может лишиться квартиры, малого предприятия, денег, может купитьнекачественные продукты питания и товары, получить некачественные услуги или,напротив, не получить вроде бы гарантированной медицинской помощи, может бытьизбит там, где его должны защитить – в милиции. Все это следствие отсутствияправового государства. Как показывает практика, отстоять свои права в российскомсуде частенько невозможно тому, кто не имеет больших денег или не работает нагосударственной службе и в правоохранительных органах. Но все это и естьследствие пренебрежения Законом. Так что отсутствие законопослушности ударяетпрежде всего по гражданам России.
У граждан России низкаяправовая культура, значительная часть из них не знает своих прав и не умеет ихцивилизованно защищать. Этим частенько пользуются чиновники в местных органахвласти и представители различных муниципальных служб, отвечающих закоммунальные услуги, облагая граждан излишними поборами, отнимая дворы ипомещения. Государственные органы тоже нарушают права граждан (к примеру,Министерство обороны, которое не обеспечивает соблюдения прав солдат срочнойслужбы, да и офицеров – тоже). И нельзя сказать, что за последние 20 лет общийуровень правовой культуры повысился.
Низкая культурасамоорганизации приводит к тому, что в России нет важнейших для обеспечениянормальной жизни страны общественных организаций. Прежде всего, нет реально действующихмассовых профсоюзов. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), котораяявляется преемницей советских профсоюзов не только по истории возникновения, нои по духу, по многих вопросам занимает сторону власти. По-настоящемунезависимые от власти профсоюзы, активно отстаивающие интересы шахтеров,докеров, авиадиспетчеров, летного состава гражданской авиации возникли в начале90-х годов. Однако, стараниями власти им не дали превратиться в реальную силу.Нынешние их последователи малочисленны и не способны защищать интересы наемныхработников какой-либо отрасли – их влияние распространяется на одно илинесколько предприятий.
Не хватает корпоративныхорганизаций. Многие отрасли экономики создали свои общественные структуры:действуют Ассоциация банков России, Российский союз строителей,Союз нефтегазопромышленников России, Союз машиностроителей России, Объединениеавтопроизводителей России и так далее. Но это специфические образования – ихчленами являются предприятия, фирмы. А вот организации с индивидуальнымчленством, защищающие интересы массовых профессии, например, Союз учителей,Союз врачей или Союз инженеров, не играют заметной роли в масштабах страны.
К немногим видам успешно действующихобщественных объединений следует отнести правозащитные, экологические иблаготворительные организации. Среди правозащитных организаций: движение «Заправа человека», общество Мемориал, Московская Хельсинская группа, Союз комитетов солдатских матерейРоссии, КомитетГражданское содействие, Центр Сова. Среди экологических –отделения международных организаций Гринпис, Всемирный фонд дикой природы, Международный фондзащиты животных. Благотворительные организации стараются помогать бездомным,малообеспеченным семьям. Деятельность всех этих организаций крайне полезна.Вместе с тем, число граждан, входящих в правозащитные, экологические иблаготворительные организации, не столь уж и велико в масштабах России.
Да, наши граждане объединяются, когда возникаетнепосредственная угроза их интересам, например, в виде точечной застройки илиуничтожения Химкинского леса, или загрязнения Байкала. Высокую активностьпроявляли обманутые дольщики. Но за рамками открыто попираемых прав граждан самоорганизациифактически нет. Угрозы более опосредованные, связанные с несовершенствомполитической и социальной системы, большей частью гражданами не воспринимаются.В общественных организациях участвует незначительная часть населения. Даже массовые выступления начала 2005 года, связанные смонетизацией льгот, не привели к самоорганизации, к возникновению устойчивыхобщественных структур. Основная часть общества атомизирована. Согласнорезультатам исследования ВЦИОМа, проведенного в 2009 году, наименее важной изсвобод для россиян является свобода объединений и союзов – она значима толькодля 5% опрошенных. Эту ситуацию нельзя считать нормальной.
Сейчас в России нетнастоящих политических партий, хотя бурныйпроцесс образования российских партий начался в 1990 году. Тогда возниклиДемократическая партия России, Социал-демократическая партия России,Консервативная партия России, Конституционно-демократическая партия – Партиянародной свободы, Партия конституционных демократов, Свободная демократическаяпартия России, Народная партия России, Республиканская партия РоссийскойФедерации (создана на базе «Демократической платформы в КПСС»), РоссийскоеХристианское демократическое движение, а также широкое политическое движение«Демократическая Россия», в которое в качестве коллективных членов вошлипрактически все перечисленные выше партии и которое с осени 1990-го по лето1991-го собирало на Манежной площади по несколько сотен тысяч манифестантов, ав августе 91-го организовало оборону Белого дома. Либерально-демократическаяпартия Советского Союза была зарегистрирована весной 1991 года, и лишь к концу1992-го она официально превратилась в Либерально-демократическую партию России.
В середине 90-х число политических организацийпревышало две сотни, из них около пятидесяти были партиями, хотя политическиедвижения и партии мало чем отличались друг от друга. Наиболее заметнымиполитическими организациями рыночной ориентации являлись партии«Демократический выбор России» (была создана в 1994 году), Российская партиясоциальной демократии (1995), Партия российского единства и согласия (1993),движения «Яблоко» (1995), «Вперед, Россия!» (1995), а такжепроправительственное движение «Наш дом – Россия» (1995). За редким исключением,продолжали свою деятельность все демократические партии, созданные в 1990 году.К наиболее массовым партиям левой ориентации относились Коммунистическая партияРоссийской Федерации (восстановительный съезд прошел в 1993-ем), Аграрнаяпартия России (1993), Социалистическая партия трудящихся (1991), а такжелево-радикальная «Трудовая Россия» (1993).
Серьезные изменения в политической системе Россииначались после принятия летом 2001 года Закона «О политических партиях»,который запретил непосредственное участие в выборах любым общественным объединениям,кроме политических партий. За короткий срок стараниями властей число официальнозарегистрированных политических партий снизилось с 38 до 14, а потом до 7.
Из зарегистрированных нынеорганизаций наиболее подходит под определение партии КПРФ, которая соединяетмассовость с четкой идеологической основой. Наиболее массовая партия «ЕдинаяРоссия» выстроена исключительно вокруг властной вертикали и не представляеткакой-то конкретной идеологии. Запасной партией власти воспринимается«Справедливая Россия». В то же время умеренно либеральное «Правое дело» итяготеющее к социал-демократии «Яблоко» не пользуются заметной поддержкой вобществе и, как следствие, не представлены в Государственной Думе и вбольшинстве представительных органов субъектов Федерации.
Надо признать, что к политическим партиям у гражданРоссии нет доверия. Главную партию страны «Единую Россию» поддерживает примернотретья часть граждан – преимущественно жители небольших городов и сельскойместности. Однако, это скорее поддержка близкой к властной вертикалиорганизации, чем политической партии. При этом, как показывают недавние опросы«Левада-центра», однопартийную систему выбирают те же 32% россиян. 21% считает,что политической оппозиции в России вообще быть не должно, а 17% не имеют определенногомнения в данном вопросе. Сложно подобные предпочтения выдавать за высокуюполитическую культуру.
Серьезную проблему для развития страны представляет неумение подавляющей части общества нестиответственность за себя. Упование на государство распространено в основном внебольших городах и сельской местности, а там проживает почти 2/3 населения.Это благодатная почва для роста бюрократизма и чиновного произвола. Причемстепень социального инфантилизма не уменьшилась за последние годы.
В современной России нет культуры гармоничного сочетанияличных и коллективных интересов. После долгих лет советского коллективизма нашенаселение качнулось в сторону заскорузлого индивидуализма. Атомизация российского общества, во многом направленнаяпротив коллективизма, происходила главным образом в крупных городах. Не тольконеготовность к совместным действиям, отсутствие культуры самоорганизации, но инежелание каких-либо совместных действий привели к отсутствию в XXI столетиипо-настоящему массовых профсоюзов, корпоративных организаций. Так называемый«офисный планктон» вообще представляет из себя аморфную массу, не видящуюсмысла в каких-нибудь совместных действиях. Там действует принцип «Каждый засебя».
Россию никогда не отличала толерантностью,терпимость к чужому мнению. Качество,которое с точки зрения европейской цивилизации является серьезным изъяном –отсутствие терпимости у подавляющей части граждан России. Наша нетерпимость кчужому мнению, неумение находить компромиссы в сложных ситуациях общеизвестны.Это прежде всего наследие советского тоталитарного периода, преследовавшегонесогласных, подавлявшего даже намек на возможность другой точки зрения. Ноистоки этого явления уходят в более далекое прошлое, к общинному сознанию.Община осуждала и отторгала тех, кто отличался от некого «усредненногозначения», в том числе наиболее трудолюбивых, работящих. И дома им поджигалисто лет назад точно так же, как сейчас наиболее успешным фермерам. Российскому обществу крайне важно понять истинное значениетаких несущественных, на первый взгляд, факторов, как толерантность,компромисс, диалог.
Хамство по-прежнему является важнойсоставляющей нашей жизни. Люди сталкиваются с ним на работе, на улице, надороге, дома. Хамство глубоко укоренилось в государственных и муниципальныхучреждениях по отношению к посетителям. Широко распространено хамство состороны милиционеров по отношению к гражданам, прежде всего к задержанным покаким-то причинам. Хамство процветает вомногих семьях, отличает наши взаимоотношения с соседями, выплескивается наулицы. Частенько мы недоброжелательны друг к другу. В общественном транспортевызывают удивление те, кто уступает место пожилым, инвалидам, беременнымженщинам. Необязательность, нечестность, неаккуратность, надежда на авось тоженепременные спутники российской действительности. Все это следствие низкой культурыповедения, которая поддерживается фактической безответственностью чиновников ипредставителей правоохранительных органов перед населением.
Низкая поведенческая культура проявляется ив поведении богатых людей. Такой «гонки тщеславия» в Западной Европе давно уженет. Однако, нашим состоятельным людям крайне хочется подчеркнуть своебогатство. Отсюда сверхдорогие машины, огромные коттеджи, предметы роскошистоимостью миллионы и десятки миллионов долларов. И при этом нарочитоепренебрежение по отношению к тем, чей достаток ниже.
4. Актуальностьтемы культуры
Понимание того, что с нашей культурой не все впорядке, приходит в нашу жизнь. Прежде всего в связи с неудачными попыткамимодернизации российской экономики. Как заявил наконференции "Социальное измерение модернизации" первый заместитель главы администрации президента ВладиславСурков, отсутствие или слабое влияние социальных групп, заинтересованных вмодернизации страны – главная проблема современной России. «Государство несможет включить процесс социальных изменений, как бы он ни назывался, если ненайти практическую мотивацию. Люди должны чувствовать выгоду», – отметилСурков. Думается, что чувства выгоды недостаточно. Фактически модернизацииэкономики должна предшествовать модернизация общества. В нашем случае этоутверждение в подавляющей части общества демократических ценностей.
Серьезность проблемы с российским обществом хорошодемонстрирует пример «восточных немцев». Даже через 20 лет после объединенияГермании между ее восточной и западной частями сохраняются различия в уровне икачестве жизни. Сейчас на территории бывшей Германской демократическойреспублики мужчины живут на 1 год меньше мужчин из западных областей. Уровень доходовзначительно различается в пользу «западных немцев», уровень безработицы наВостоке составлял в 2009 году 12.6%, а на Западе – 6.4%. При этом в течениевсех 20 лет правительство Германии тратило значительные финансовых средства нато, чтобы «подтянуть» бывшую ГДР до уровня западных частей Германии. Причинаможет быть только в культурных различиях, а ведь «восточные немцы» жили присоциализме заметно меньше, чем россияне.
Тему культуры затронули сразу два стоящих на оченьразных позициях человека: Президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров и глава Института современного развития Игорь Юргенс.
В статье «Родина в опасности!», опубликованной в«Ежедневном журнале», Сатаров отмечает, что российское население покорно терпитневероятную коррупцию и безразлично к тому, что у него полностью отобраныфундаментальные права формировать и контролировать власть; что в нашей странеисчезли разделение властей, федерализм, независимость бизнеса и СМИ, а сейчасисчезает независимость муниципального управления; что в России нет органавласти, способного защитить безопасность каждого из нас. Что Конституцияпревратилась в пустую бумажку.
Игорь Юргенс на пресс-конференции по теме «Что мешаетмодернизации России» заявил, что основными помехами для модернизации являютсянезаинтересованность в ней большинства элиты, а также архаичность российскогонарода. Безразличие населения к инновациям и низкую гражданскую активность Юргенсобъясняет патернализмом, а кроме того, «слабой распространенностью городскойурбанистической культуры». Жизненные установки большинства россиян приводят кмассовому уклонению от исполнения гражданского участия. Вывод Юргенса: «Мы неграждане, а какое-то племя.»
Какие пути выхода изнынешней ситуации видят? Георгий Сатаров призывает будить общество, что требуетдействия всех общественно активных людей. Действовать всегда предпочтительнее,чем сидеть, сложа руки. Только не хотелось бы повторить опыт 1991 года,приведший нас к нынешнему состоянию. В свою очередь, Игорь Юргенс полагает, чтоархаичность российского народа исчезнет к2025 году, и наш народ окажется «ментально совместим в восприятии демократии сосреднестатистическим прогрессивным европейцем.» При этом для Юргенса очевиднатенденция деградации человеческого капитала в России. Какие же образом через 15лет наша культура вберет в себя важнейшие составляющие западноевропейскойкультуры? Непонятно.
И уж точно не спасут нас рецепты Никиты Михалкова,недавно высказанные в «Манифесте просвещенного консерватизма». Он отрицаетвестернизацию, которая всего лишь предполагает использование закономерностей,открытых западноевропейской цивилизацией. Опять мы будем пробираться в будущеесобственным окольным путем, опираясь на «национальную культурную традицию»? Чтокасается права и правды, это наш старый спор, еще с XIX века. Но вцивилизованном мире можно жить только по праву, потому что правда у каждогосвоя, и на поверку оказывается, что мы частенько живем по правде того, ктозанимает начальственное кресло. Насчет «лояльности к власти,умении достойно подчиняться авторитетной силе» вообще говорить не хочется.
5. Онеобходимости широкой просветительской деятельности
Что делать? Заниматьсяширокой просветительской деятельностью. Между прочим, Комитет грамотности, образованный в 1861 году приВольном экономическом обществе, полагал, что российское сельское хозяйство неулучшить, пока его основной элемент – получивший свободу крестьянин-земледелец– не станет грамотным фермером. К чему и прилагались реальные усилия. Преждевсего была создана широкая сеть публичных библиотек, изданы необходимые книги,крестьян учили грамоте. Западных немцев и японцев после Второй мировой войныблагодаря широким просветительским программам, осуществляемым оккупационнымивластями, обучали тому, зачем необходимы разделение властей, независимая судебнаясистема, политические партии, парламент, система выборов.
Конечно, предложение заниматьсяпросветительством не может вызвать энтузиазма. Во-первых, этот путь не даетбыстрого результата. Во-вторых, в наш век широкую и эффективнуюпросветительскую деятельность можно организовать только с помощью телевидения ина государственные деньги. А государство на это денег не даст – нынешней властивыгоден тот народ, который есть сейчас. И все-таки, поскольку ни вариант Японии,Западной Германии, где положительную роль сыграла оккупация, ни вариант ЮжнойКореи, Сингапура или Китая, где у властей хватило решимости и таланта накоренные преобразования, для России не возможны, помимо широкойпросветительской деятельности иного выхода для нас нет. И заниматься ею в тойили иной форме могут все, кто переживает за будущее России. Кто-тонепосредственно, а кто-то – помогая этой деятельности.
Прекрасным примером былаШкола публичной политики – проект, осуществляемый во многих городах нашейстраны созданной Михаилом Ходорковским общественной организации «ОткрытаяРоссия». Благодаря этому проекту удалось приобщить к западноевропейскойкультуре значительное число молодых людей, пока власти не ополчились на«Открытую Россию». (Почему бы не попытаться возобновить его общими усилиями?)Достоин всяческих похвал известный экономист Евгений Ясин, который на «ЭхеМосквы» каждый понедельник рассказывает о роли культуры. Интересныепросветительские передачи и фильмы в сфере культуры показывает телеканал«Культура» (например, документальный сериал Александра Архангельского «Рождениесвободной мысли»). Но большинство ученых, общественных деятелей ограничиваютсяважными дискуссиями о путях к демократии, к нормальной рыночной экономике вузком кругу. Чтобы сделать эти дискуссии достоянием широкой общественности,мало выпускать сборники – при недоступности центральных телеканалов необходимоездить по регионам. И если бы живущие за пределами Москвы ученые, общественныедеятели или журналисты использовали любые имеющиеся возможности для просветительствана местном телевидении, радио, эффект мультипликации был бы значительным.
Надо заниматьсяпросветительством, используя любые возможности. Это – работа на будущее.
6. Путь вевропейскую культуру
Путь в европейскую культурукаждый может начать сам. Если вы пешеход, никогда не идите на красный свет.Если водитель, соблюдайте правила дорожного движения. И сигнальте тем, кто ихнарушает. Старайтесь не давать взятки гаишникам и чиновникам, хотя это идоставит лишние хлопоты. Проявляйте уважение к чужому мнению. Не считайтекомпромисс проигрышем. Избегайте чинопочитания. Старайтесь всегда отстаиватьпозицию, что государство для человека, а не наоборот.
Человек, умеющий нести засебя ответственность, понимающий, что налоги, которые он платит, не дань комубы то ни было, а «складчина» для оплаты деятельности государства, такой человекпонимает, что он имеет право требовать от государства исполнения своих функций.И одна из основных функций – обеспечение неукоснительного исполнения законоввсеми гражданами страны, включая тех, кто занимает высокие государственныепосты. Главная сейчас проблема, которая мешает экономическому и социальномуразвитию России – ужасающий уровень коррупции.
Граждане вправе требовать отгосударства обеспечения исполнения законов и реальной борьбы с коррупцией. Нохорошо, когда кроме требований предлагаются и пути решения существующихпроблем. Государство надо подталкивать к конкретным действиям. Залог успешнойборьбы с коррупцией – независимый суд. Сейчас наши суды зависимы от исполнительнойвласти, от правоохранительных органов. Продолжает действовать «телефонноеправо». Вмешательство в деятельность судов осуществляется во многом через ихпредседателей. Частенько нужное судебное решение обеспечивается взяткой.Получается, что нынешние суды включены в систему коррупции. Поэтому важнейшаязадача – вырвать из нее судебную систему, сделав ее опорой в борьбе скоррупцией.
Следует добиваться полнойнезависимости судов от исполнительной власти в плане получения квартир,строительства и ремонта зданий судов. Следует требовать ограничения срокапредседательствования и ротации председателей судов. Еще одно перспективное требование – транслировать всесудебные заседания в интернете. Выносить неправедные решения на глазах народасудьям будет гораздо труднее. А еще надо требовать, чтобы велась обязательная аудиозаписьсудебного процесса, и чтобы протоколы судебных заседаний выдавались на рукиучастникам процесса сразу же после судебного заседания, как во всехцивилизованных странах. (Сейчас их выдают уже подправленными лишь вместе с решениемсуда, оставив только то, что оправдывает решение судьи. Но если нет честныхпротоколов, значит нет и правосудия).
Большую помощь чиновникам вделе вымогательства взяток оказывают коррупциогенные законы и нормативные акты,выстраивающие разные препоны, требующие ненужных согласований. Необходимконституционный закон по выявлениюкоррупциогенных норм. Тогда активные граждане России в строгом соответствии сКонституцией будут вправе оспаривать коррупциогенные законы и нормативные актыв суде. И депутатам придется исправлять законы, а руководителям министерств – переписыватьинструкции.
Государство – это немеханическое устройство, бесстрастно выполняющее свои функции, это люди,занимающие государственные должности. И мы вправе требовать от этих людейосуществления мер, направленных на улучшение нашей жизни. Важно только делатьэто сообща, чтобы заставить считаться с нашими требованиями.