Союз«Либеральная Хартия» выражает принципиальное несогласие с мерами, принимаемымироссийскими властями в условиях финансового кризиса, и формулирует принципы финансовойполитики, которым должна следовать ответственная перед российскими гражданами власть
1.Сегодняшний финансовый кризис в России имеет внешние и внутренние причины.Важнейшей внешней причиной этого кризиса является устройство мировойденежно-кредитной системы, порождающей циклически сменяющиеся фазы бумов икрахов. Такую нестабильность создают прежде всего современные деньги, которые властимогут выпускать в любых количествах, в сочетании с обширным набором государственныхпривилегий и гарантий, предоставляемых коммерческим банкам. Поддерживаемые на искусственнонизком уровне процентные ставки и государственные гарантии стимулируют рост кредитов,необеспеченных реальными сбережениями, снижение ответственности кредиторов изаёмщиков, падение надёжности финансовых активов.
Основнымвиновником мирового финансового кризиса стали денежные власти США и европейскихстран, проводившие в последние годы политику т.н. «дешевых» денег. Свою долюответственности за распространение и обострение кризиса несут власти и другихстран, в т.ч. и России. Поощрение правительствами кредитной экспансии привело кмассированным вложениям в излишне рискованные, неэффективные, неокупаемыепроекты. Созданная властями иллюзия доступности инвестиционных ресурсов привелак снижению качества выдаваемых кредитов и приобретаемых ценных бумаг, врезультате чего многие банки оказались неспособны отвечать по своим обязательствамперед вкладчиками.
2.Российские власти внесли свой вклад в формирование финансового «пузыря» в нашейстране. Благодаря своему привилегированному статусу государственные иполугосударственные банки и компании осуществляли обширные заимствования навнешних и внутренних рынках. При этом краткосрочные заимствованияиспользовались как для долгосрочных вложений, так и для финансированиябезудержно наращиваемых текущих расходов. Исчезновение дешёвых кредитов разрушилотакие финансовые «пирамиды». Падение цен на акции, заложенные частными иполугосударственными компаниями в обеспечение полученных кредитов, поставило этикомпании перед угрозой их перехода в руки кредиторов, в том числе иностранных. Угрозанаказания компаний за безответственную политику заимствований сталаинструментом их давления на власти и основанием перевода их колоссальныхнакопленных долгов на государственный бюджет.
3.Ошибки банков и предприятий, спровоцированные государственным вмешательством, внастоящее время в значительной степени необратимы, и серьезных проблем избежатьуже нельзя. Экономика должна пройти период исправления этих ошибок.
4.В настоящее время главную опасность для мировой и российской экономикипредставляют так называемые «антикризисные программы» правительств,прикрываемые демагогическими заявлениями о том, что в нынешнем кризисе якобывиноват «свободный рынок». Государственное вмешательство, препятствующееотбраковке неэффективных инвестиционных проектов, мешающее пересмотру ошибочныхрешений и откладывающее банкротство безответственных бизнесов, углубляет ипродлевает финансовый кризис, превращает неизбежный краткосрочный экономическийспад в длительную депрессию. Именно противодействие рыночным процессам приводилов мировой истории к таким тяжелейшим последствиям, как Великая депрессия в СШАв 1929-33 годах, превращение Великобритании в «больного человека Европы» в1961-79 годах, стагнация в Японии в 1991–2004 годах.
5.Союз «Либеральная Хартия» выражает принципиальное несогласие с ужеосуществляемыми действиями и заявленными намерениями российских властей –президента, парламента, правительства, Банка России. Их планы бесконтрольного вмешательства в экономику страныявляются, среди прочего, следствием игнорирования норм правового государства,действующего законодательства, уничтожения принципа разделения властей,ликвидации демократических институтов, ответственных перед гражданами.
Мысчитаем неверными объявленные меры по использованию общегосударственныхресурсов, находящихся под управлением правительства и Банка России, дляфинансирования безответственных заёмщиков, для поддержки банков и биржевыхигроков, рисковавших деньгами клиентов, а также для приобретения акций тех компаний,которым выразил недоверие рынок. Эти меры приведут к растрате общенациональныхзолотовалютных резервов, обеспечивающих ценность и свободную конвертируемостьроссийского рубля. Их неизбежным результатов станет рост цен, которым населениестраны оплатит выгоды, полученные в основном бизнесменами и менеджерами,приближенными к власти. Концентрация в руках чиновников и их «ближнего круга»финансовых ресурсов нацелена на дальнейшую монополизацию собственности и властив нашей стране.
6.Финансовая политика властей, ответственных перед российскими гражданами, вусловиях кризиса должна быть основана на следующих принципах:
-Неизменность курса рубля относительно объявленной заранее валютной корзины издоллара и евро. Гарантия неприкосновенности 100% обеспечения выпущенных рублейзолотовалютными резервами Банка России. Продолжение ответственной денежнойполитики, диктуемое базовыми принципами уважения прав собственности исоблюдения своих обязательств, даже если такие обязательства не были закрепленыформально.
-Сохранение бездефицитного бюджета, в котором расходы не превышают доходы,недопустимость увеличения государственного долга. В период неизбежногоэкономического застоя снижение государственных расходов должно происходитьпропорционально падению государственных доходов.
-Установление прозрачных механизмов распределения возможной поддержки из средствгосударственного бюджета и специальных фондов. Исключение возможностинаправления этих средств привилегированным банкам и компаниям. Основными способамииспользования излишков бюджетных средств, накопленных в специальных фондах,должны стать либо возврат ранее уплаченных налогов, либо снижение будущихналогов.
-Направление средств из бюджета и специальных фондов коммерческим банкам висключительных случаях и только через механизм возврата денег вкладчикам (т.н.«монетизация обязательств банков»). Банки, в отношении которых применяетсяданная мера, в обязательном порядке подвергаются процедуре банкротства, приэтом обеспечиваются эффективное противодействие уводу активов собственниками, открытаяи прозрачная распродажа всех активов с направлением выручки в государственныйбюджет. Недопустимость наращивания участия государства в капитале банковскойсистемы.
-Недопустимость использования бюджетных средств для спасения обанкротившихсякомпаний. Недопустимость увеличения прямого или косвенного государственногоконтроля над реальным сектором экономики. Наказание безответственныхсобственников и менеджеров путем перевода заложенных акций обанкротившихсяроссийских компаний их кредиторам – независимо от их гражданства или страны регистрации.Проведение продаж имущества банкротов исключительно на открытых и прозрачных торгах.
-Сокращение государственного вмешательства в деятельность финансового сектора.Реорганизация системы регулирования финансовых рынков на принципах конкуренциии свободы предпринимательства.
-Проведение реформы системы регулирования в денежной сфере. Сохранение за БанкомРоссии задачи поддержания ценности рубля при прекращении дополнительныхполномочий, предоставленных ему в рамках так называемых «антикризисных мер».Передача функций банковского надзора отдельному органу в составе правительства.Ликвидация привилегий коммерческих банков, вытекающих из совмещения БанкомРоссии функций «печатания» рублей и регулирования банковской системы.
7.Союз «Либеральная Хартия» обращает внимание на то, что следствиемосуществляемых сегодня властями так называемых «антикризисных программ» станет углублениеи расширение финансового кризиса, переход краткосрочного экономического спада вдлительную экономическую депрессию. Консервация ошибок, совершённых на стадииэкономического бума, продолжение политики стимулирования рискованных кредитов,растрата общественных ресурсов на ложные цели неизбежно ведут к тяжелейшимфинансовым, экономическим, социальным последствиям. У России нет необходимостиповторять ошибки, совершаемые не в первый раз властями США, Евросоюза, другихстран.
Залогконкурентоспособности и долгосрочного успеха российской экономики, всегороссийского общества – это свобода предпринимательской деятельности российскихграждан при уважении государством прав собственности и проведении властямиответственной, последовательной и этичной экономической политики.
Москва, 27 октября 2008 г.