29 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении закон "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". За него проголосовали 316 депутатов. Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 декабря 2009 года, рассмотрен и принят Государственной Думой в первом чтении 20 января 2010 года, во втором чтении – 28 июня 2011 года. В рамках подготовки документа было рассмотрено более 380 поправок, существенная часть которых нашла свое отражение в окончательном тексте законопроекта. В новой редакции закона содержится норма о запрещении создания новых объектов захоронения жидких радиоактивных отходов в геологических горизонтах.
Игорь Линге, заместитель директора ИБРАЭ РАН, член Российской научной комиссии по радиологической защите:
Произошло давно ожидаемое нами событие – Госдумой был принят новый федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Над законопроектом пришлось работать очень долго, и до последнего времени было много оппонентов. Многие были против или не голосовали «за». Причины этого лежат за рамками рационального и обоснованного подхода к проблеме.
Фактически в законе нет ничего революционного. Во всех ядерных странах подобный подход к обязательности захоронения был реализован достаточно давно. Просто в деятельность, которая раньше велась по принципу отложенных решений, вносятся четкие правила.
Раньше предприятия строили хранилища, срок эксплуатации которых не соответствовал времени потенциальной опасности отходов. Дальнейшая судьба этих отходов была неопределенной. Незавершенность цикла по РАО в нормативном, технологическом и инфраструктурном аспектах приводила к тому, что у предприятий не было стимулов для переработки РАО и условий для их передачи на захоронение. Теперь будет по-другому.
Закон – это требования по полному циклу обращения с РАО, включая его переработку, подготовку к захоронению и оплату захоронения. Для производителя реализуется принцип «заплатил и забыл». Но до этого надо привести РАО в состояние, пригодное для захоронения. Захоронением будет заниматься национальный оператор. Основная его задача – создание системы пунктов захоронения, прием РАО на захоронение, обеспечение безопасности пунктов захоронения РАО на длительном отрезке времени. И инициатива по разработке закона и его содержание – это реальное проявление новой государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Важно, что инициатором и основной движущей силой законопроекта был Росатом. В краткосрочной перспективе реализация закона потребует дополнительных расходов предприятий, но зато потом мы получим и экономический выигрыш, и долгосрочную безопасность.
Закон заработает в полную силу только тогда, когда будут введены в действие все подзаконные акты. На это потребуется еще 2-3 года. Но уже сейчас внесена определенность в отношении технологий обращения с РАО. Предприятиям необходимо доводить цепочку обращения с РАО до состояния, пригодного для захоронения. Далеко не все к этому готовы.
В ходе подготовки ко второму чтению появилось важное ограничение – закачка жидких отходов ограничивается действующими полигонами. Отношение к этому запрету двоякое. С одной стороны, эти технологии себя пока вполне оправдывали по фактическому уровню безопасности. Они также позволили надежно изолировать большое количество отходов от оборонных программ. С другой стороны, значительно масштабировать эти технологии было бы неправильным по следующим причинам. Во-первых, возрастают затраты на поддержание необходимого уровня мониторинга на протяжении длительного времени. Во-вторых, это уход от принятых в мире технологий отверждения, что также не вполне корреспондируется с ростом экспорта ядерных технологий.
Предлагаемый рядом экологических организаций вариант полного запрета на закачку был бы разорительной бессмыслицей. Мониторинг полигонов надо было бы продолжать.
Надеюсь, что законопроект успешно пройдет рассмотрение Советом Федерации и будет подписан президентом России. После этого предстоит кропотливая и слаженная работа Госкорпорации «Росатом» совместно с органами регулирования безопасности. От этой работы зависит, насколько нормы закона будут работоспособными и эффективными.
Ну и самое главное. Приближается период, когда эта работоспособность и эффективность станет предметом качественного и количественного анализа, а не теоретических рассуждений. Уверен, что опасения и предложения, высказывавшиеся и на втором и на третьем чтениях, не найдут подтверждения. А вот другие упущения могут проявиться. Но для их устранения есть рецепт – внесение изменений.