будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
статистика
Ноябрь 16, 2016
Архив проектов

Инновационная активность компаний сектора интеллектуальных услуг

Инновационная активность компаний сектора интеллектуальных услуг
sk_16010-female-hands-typing-on-a-laptop-keyboard-pv
. Источник: Free Stock Photos

В экономике развитых стран сектор интеллектуальных услуг характеризуется наибольшими значениями добавленной стоимости и занятости высококвалифицированной рабочей силы. Кроме того, он обладает высоким инновационным потенциалом, являясь связующим звеном между всеми участниками инновационного процесса. За счет этого компании-производители интеллектуальных услуг получают информацию из различных источников и, как результат, преобразуют эту накопленную информацию в уникальные знания, которые позволяют им самостоятельно создавать инновационные продукты и услуги.

В 2015 г. среднее значение доли инновационных продуктов и услуг в общем объеме продаж российских компаний-производителей сектора интеллектуальных услуг заметно выросло и составило около 13% (рис. 1). Это значительно ниже максимума 2010 г., когда доля инновационных продуктов и услуг в общем объеме продаж компаний достигала чуть более 20%, однако в 2011–2014 гг. она неуклонно снижалась.

Помимо продуктовых инноваций, в результате которых свойства оказываемых услуг претерпевают значительные изменения, существует и ряд других видов инновационной активности компаний сектора интеллектуальных услуг. В первую очередь, можно выделить процессные инновации, которые предполагают существенные изменения в производственном процессе и методах доставки услуг. Часто такие инновации тесно связаны с продуктовыми инновациями, поэтому их вместе объединяют в группу технологических инноваций. Кроме того, можно выделить маркетинговые (стратегии продвижения товаров и услуг), организационные (с точки зрения структуры управления) и коммуникационные инновации (новые и модифицированные способы взаимодействия с заказчиками и конкурентами). Доли компаний, внедривших такие виды инноваций, в общем числе компаний, реализовавших инновационные продукты и услуги, представлены на рисунке 2.

В 2015 г. технологические инновации оставались наиболее распространенным видом инновационной деятельности компаний-производителей интеллектуальных услуг. Подобными инновациями занимались более половины респондентов, выпускавших инновационные продукты или услуги. Однако, если до 2013 г. доля таких компаний устойчиво возрастала и в 2013 г. достигла пика (свыше 62%), то в 2015 г. она снизилась на 8 п.п. в связи с кризисными явлениями в экономике.

Сопоставимая динамика наблюдалась и для компаний, внедривших организационные инновации. Тем не менее падение доли таких компаний в кризисный период было заметнее — более 10 п.п. В 2015 г. организационными инновациями занимались не более 33% компаний. Это значение стало минимальным за рассматриваемый период, а также впервые оказалось ниже доли компаний, внедривших маркетинговые инновации.

Маркетинговые инновации оказались единственным видом инновационной деятельности компаний, популярность которого выросла в кризисный период. По мнению экспертов, это связано с тем, что в такие периоды компании стараются увеличить оборачиваемость денежных средств, поэтому и занимаются внедрением новых методов реализации товаров и услуг. Наконец, доля компаний, внедривших коммуникационные инновации, снижалась в течение всего рассмотренного периода: с 35% в 2011 г. до 25% в 2015 г.

Таким образом, в период с 2007 г. по 2010 г. доля инновационных продуктов и услуг в общем объеме продаж компаний сектора интеллектуальных услуг возрастала. В дальнейшем наблюдалось устойчивое падение этого показателя, который достиг своего минимума в 2014 г. Однако в 2015 г. произошел незначительный прирост доли инновационных продуктов и услуг в общем объеме заказов компаний-производителей. При этом если в 2011–2013 гг. возрастала доля компаний, внедривших технологические и организационные инновации, то в 2015 г. популярность этих видов инноваций существенно снизилась. Тем не менее произошел рост доли компаний, внедривших маркетинговые инновации. Тенденция снижения доли компаний, внедривших коммуникационные инновации, прослеживается в течение последних пяти лет, и в настоящее время этот вид инноваций является наименее популярным среди компаний-производителей, реализовавших инновационные продукты и услуги.

Источник: Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России (Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ)

1 Доля компаний, имевших инновационные продукты и услуги, но затруднившихся ответить на вопрос о типах внедряемых инноваций, не превышала 8.72% в общем числе компаний, имевших инновационные продукты и услуги.

читайте также
Архив проектов
АЭС России снова побьют рекорд в выработке электроэнергии
Декабрь 25, 2020
Архив проектов
Депутат Госдумы Владимир Гутенев: Росатом в этом году продемонстрировал хорошие результаты в своих традиционных сферах деятельности
Декабрь 25, 2020
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).