3 декабря исполняется 60 лет российскому атомному ледокольному флоту. В этот день в 1959 году был введен в строй первый атомный ледокол «Ленин».
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС»:
В настоящий момент Россия укрепляется в Арктике, защищая собственные национальные интересы вдоль Северного морского торгового пути, позволяющего сократить время доставки грузов из Европы в Азию, а также выстроить новые логистические цепочки из Азии по железной дороге через северные российские порты, в частности, Архангельска. Поэтому Российская Федерация много вложила сил и средств для защиты собственных арктических интересов и располагает около 40 ледоколов, в том числе атомным ледокольным флотом.
Если США в Арктике располагают только двумя ледоколами с возрастом более 40 лет, то Россия готова судовладельцам предложить круглогодичный переход по СМП, в том числе и в сложных ледовых условиях, за счет наличия атомных двухреакторных ледоколов «Ямал» и «50 лет Победы», чуть меньших однореакторных «Таймыра» и «Вайгач», атомного лихтеровоза «Севморпуть» и строящихся ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал», плюс, в потенциале, самого большого в мире атомного ледокола «Лидер». Поскольку только на строительство атомного ледокола у соседей России по Арктике уйдет более 10 лет, то на ближайшее десятилетие у Атомфлота (предприятия Госкорпорации «Росатом») не будет конкурентов на северных торговых путях, что за счет более короткого срока в пути и коммерчески привлекательных условий, сделает Северный Морской торговый путь реальной альтернативой маршруту по южным морям и позволит восстановить грузооборот до уровня, бывшего во времена СССР.