5 ноября на Балтийском заводе заложен головной универсальный атомный ледокол нового поколения. Новый ледокол станет самым большим и мощным в мире. Как заявил гендиректор ФГУП «Атомфлот» (входит в ГК «Росатом») Вячеслав Рукша, с вводом нового атомного ледокола в эксплуатацию Северный морской путь будет открыт для судоходства в круглогодичном режиме. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.
Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст»:
Основное преимущество Северного Морского пути - это уникальное географическое положение России. Раньше экспорт товаров в регион ЮВА мог осуществляться только через Суэцкий канал либо Африку, что, во-первых, выливалось в повышенное потребление топлива для судов, так как маршрут гораздо длиннее, и, во-вторых, в прохождение через путь, который связан с некоторыми геополитическими напряженностями. Регион Суэцкого канала сейчас явно не самый стабильный в мире, и понятно, что для многих участников того рынка, который концентрирует в себе перевозку грузов морскими путями, это был не самый лучший вариант.
Понятно, что Севморпуть открывает перспективу транспортировки наиболее кратчайшим путем для различного рода грузов, начиная от экспорта СПГ и заканчивая продовольственными товарами, сухогрузами или минералами и т.д. Это сокращает путь транспортировки разного рода грузов из европейского региона в юго-восточную Азию, а также дает возможность России быть одним из наиболее важных игроков на рынке морских транспортных перевозок. С развалом СССР этот путь использовался, мягко говоря, крайне мало и нестабильно, к тому же, тот атомный ледокольный флот, который может заниматься транспортировкой этих грузов, устаревает. Напомню, что после 2007 года был построено всего три ледокола - это «50 лет победы», «Санкт-Петербург» и «Москва». До этого последний ледокол был построен аж в 1990 году, то есть разрыв почти в 27 лет. Понятно, что за это время технологии производства не стояли на месте и ушли вперед.
Круглогодичная навигация в арктическом секторе - это вообще некий способ распространения своих приоритетов на арктические зоны в том числе. Сейчас у арктических держав стоит вопрос о разграничении собственности на арктические ресурсы, и через некоторое время, может быть, через несколько десятилетий, мы подойдем вплотную к этому вопросу. Если не иметь инфраструктуры, которая в первую очень выражается в атомных ледоколах, позволяющих транспортировать грузы, то и какие-то претензии предъявлять, наверное, невозможно в силу того, что только при наличии сильного ледокольного флота можно осваивать богатейшие месторождения.
Транспортная система в Арктике - это в основном ледоколы и ледокольно-транспортные суда. Поэтому фактические плюсы создания нового атомного ледокольного флота позволяют использовать транзитное географическое положение России и дают преимущество в будущем освоении богатейших месторождений углеводородов на Крайнем Севере и вообще в Арктическом регионе.