Чехии необходимо поднять долю атомной генерации в производстве энергии до 80% к 2060 году, говорится в докладе Министерства промышленности Чехии. В настоящее время в Чехии работают шесть атомных реакторов, кроме того, планируется строительство еще двух. Чешская Республика экспортирует свою электроэнергию в Германию после того, как немецкие власти приняли решение о закрытии наиболее старых АЭС после аварии на японской АЭС "Фукусима-1". Министр промышленности Чехии Мартин Косоурек считает, что атомная энергетика является необходимой, поскольку это недорогой источник энергии, а энергии от возобновляемых ресурсов недостаточно. "Часть Евросоюза идет в противоположном направлении, потому что они, видимо, не заботятся о конкурентоспособности", - заявил чешский министр, говоря о возможных возражениях против строительства новых атомных мощностей в Чехии со стороны Германии и Австрии. "Мы не говорим о том, что эти атомные реакторы начнут работать завтра", - отметил Косоурек. О намерениях участвовать в тендере на строительство новых реакторов на АЭС "Темелин" объявили американский Westinghouse (входит в Toshiba Corp.), российский "Атомстройэкспорт" в сотрудничестве с чешской Skoda JS и французская Areva.
Василий Конузин, директор аналитического департамента ИФК «Алемар»:
Решением о строительстве атомных мощностей Чехия пытается обернуть в свою пользу отказ Германии от атомной энергии. Надо отметить, что Чехия при этом располагает определенным запасом времени, достаточным для того, чтобы ввести в строй АЭС.
Германия не будет, да и не имеет возможности одномоментно закрыть все атомные мощности – процесс растянется, по официальным данным, на 10 лет. Восполнить выбывающие мощности должны традиционные тепловые станции и альтернативная энергетика. Однако в первом случае Германия сталкивается с зависимостью от поставок газа (и речь здесь не только и не столько о Газпроме), что снижает энергетическую безопасность страны, а также с вопросами экологии. Во втором случае, Германия должна будет решать проблему роста расходов на производство электроэнергии, ввиду более высоких капитальных затрат на строительство альтернативных генерирующих мощностей. Наконец, перекомпоновка мощностей может привести к падению уровня постоянной нагрузки в системе, которую с закрытием АЭС будут вынуждены нести тепловые станции – что, очевидно, обойдется стране дороже.
Таким образом, чешские атомные мощности могут прийтись как нельзя кстати, обеспечив Германии стабильный переток электроэнергии. Тот факт, что Германия является локомотивом экономики Европы, снимает вопрос потенциального спроса на электроэнергию, равно как и вопрос потенциальных интересантов, коими могут стать крупнейшие германские энергоконцерны и потребители.
Другое дело, что подобный вывод атомных мощностей из Германии в Чехию, при географической скученности Европы, скорее, является переложением ответственности на чужие плечи.
Потенциал российской заявки в соревновании за строительство новых блоков АЭС «Темелин» силен: во-первых, он вовлекает базирующуюся в Чехии компанию SKODA JS, закрывая тем самым часть вопросов локализации инженерных решений и проблему утилизации топлива, во-вторых, привлекает к проекту крупнейшего в мире производителя реакторов – французскую Areva. Кроме того, не стоит забывать и о господдержке и госгарантиях, которые Росатом может предоставить проекту, тем самым существенно повышая шансы на привлечение дополнительного частного и кредитного капитала в стройку.