ЗАЯВЛЕНИЕ
по итогам заседания Клуба политического действия – 4 ноября «Перспективы и риски экономического развития России» 2 октября 2008 года, г.Москва
Сегодняшний кризис западной экономики – скорее всего, последний в фазе стагнации, которую переживает западный мир с конца прошлого десятилетия. Он будет самым тяжелым, но приведет к оздоровлению и формированию новой структуры (в том числе финансовой) и формированию новой технологической базы мировой экономики. Именно сейчас разворачивается битва за будущие позиции в новом мировом разделении труда.
Роль США, как, по сути, единственного центра, контролирующего мировую финансовую систему, будет ослабевать. Начинается поиск новой финансовой архитектуры мира. Россия имеет возможность участвовать в этом поиске, имея в виду наше влияние на мировую экономику в части сырья, а также наличие свободных денег.
Очевидно, что спусковым крючком для запуска негативных процессов в российской экономике стал мировой финансовый кризис. Однако наши внутренние обстоятельства позволили кризису так быстро перенестись на территорию Россию.
Два фактора кризиса.
Первый – слабость национальной финансовой системы, которая привела к излишней зависимости от внешних рынков.
Второй – снижение рентабельности большинства российских компаний, вызванное отсутствием надлежащей инфраструктуры (дороги, офисы, энергетика), ростом налоговых платежей (выход из тени), избыточным ростом заработной платы (по сравнению с производительностью труда), ростом коррупционных платежей, низкой квалификацией работников (плохое образование).
Зависимость отечественных компаний от западных кредитов и слабость российской банковской системы суть следствие политики Минфина и ЦБ по складированию валютной выручки экспортеров на западных же рынках.
Негативные тенденции возникли не сейчас, а в прошлом году, сейчас из-за финансовых проблем они стали очевидны. Остановка роста добычи нефти, проблемы в строительстве, негативные тенденции в пищевой промышленности и машиностроении, периодические проблемы с ликвидностью во многих финансово-промышленных цепочках, быстро растущий импорт на фоне относительно стабильного экспорта – вот признаки неустойчивого состояния экономики.
Борьба с инфляцией посредством денежного сжатия снизила ликвидность банковской системы до чрезвычайно низкого уровня, что придало развитию кризиса огромную скорость.
Последние два года российская экономика возвращается к модели, где импорт заемного капитала становится источником инвестиций и потребления, а экспорт сырья – гарантией возврата этого капитала.
Наивно ожидать, что такая модель позволит создать состоятельную, а тем более, инновационную экономику. Необходим доступ национальных игроков к национальным деньгам. Импорт капитала не может заменить ключевую часть экономики – финансовую систему.
Нынешний кризис будет носить не мгновенный и шокирующий характер как в 1998 году, а медленный и втягивающий экономику в воронку дефляции. Будет наблюдаться остановка инвестиционных проектов и банкротство заметного числа предприятий.
Здоровое состояние государственного бюджета создает иллюзию стабильности. Хотя присутствие государства в экономике велико, значительно больший объем занимают частные компании. В этом секторе ситуация совсем не благостная. Рост инвестиций прекратился. Промышленное производство также не растет, а по некоторым данным даже падает. Рентабельность компаний снизилась до опасного уровня. Частный бизнес перестал генерировать экономический рост. Но именно этот сектор создает большинство рабочих мест. Именно его исправное функционирование обеспечивает благосостояние большинства граждан страны, а значит, и социально-экономическую стабильность.
Крупнейшие российские сырьевые и инфраструктурные компании превращаются в метрополию, для которой остальная страна – колония. Но если хозяйственная жизнь затухнет, то и метрополия окажется невозможной.
Объектом управления должен быть не государственный бюджет, а хозяйство страны в целом.
Необходимо прояснить приоритеты финансовой политики государства. Последние решения Правительства о фактическом увеличении налоговой нагрузки дезориентируют и дезорганизуют российский бизнес, в первую очередь в несырьевых отраслях. Такие решения недопустимы в условиях кризиса.
Правительство, и в первую очередь министр финансов, должны дать чёткие разъяснения по поводу принимаемых решений и реализуемых долгосрочных целей финансовой политики.
Меры по борьбе с негативными явлениями в экономике.
Денежные власти принимают адекватные оперативные меры по увеличению ликвидности. Необходимо дополнить эти меры, как минимум, двумя решениями, имеющими среднесрочное влияние.
Первое – снижение налогов (НДС и ЕСН), которое увеличит рентабельность большинства компаний и даст дополнительные средства если не для инвестиций, то, по крайней мере, для поддержания их функционирования.
Второе – предоставление Центральным банком долгосрочных кредитов коммерческим банкам под низкий процент с целью кредитования отечественных компаний.
Долгосрочные меры – стимулировать инвестиции в будущее. Вводить новые жесткие технологические коридоры для энергопотребления, бензина, выносливости дорожного покрытия, скорости перевозок и т.д. и т.п. Необходимо планировать переустройство городов и строительство новых.
Если цены на нефть и другие ресурсы продолжат снижаться, ухудшится внешнеторговый баланс, а значит, и показатели государственного бюджета. Возникнет соблазн повысить налоги, тем самым дополнительно ухудшить состояние большинства компаний страны. Концентрация на бюджетных показателях может сыграть роковую роль.
Дать возможность расплатиться крупным предприятиям по долгам перед западными банками – правильная мера. Однако требуется создание механизма будущего пополнения государственного бюджета. Экономическая политика, игнорирующая большую часть экономики («несистемообразующие» компании и финансовые институты), подрывает саму налоговую базу.
Доминирование иностранных инвестиций будет тормозить развитие российских компаний, которые сейчас в среднем раз в десять меньше европейских или американских. Это не ведущие российские компании из энергетического и металлургического сектора, их всего несколько, а сотни средних компаний, которые составляют основу динамичного капитализма. Если эти российские компании будут работать «на подхвате», они так и останутся слабыми по сравнению со своими иностранными конкурентами.
Энергичное развитие нашего внутреннего хозяйства автоматически привлечет сюда иностранный капитал, он запросится сам.
Настоящей воли к модернизации страны нет ни у административно-политической элиты, ни у предпринимательского сословия, ни у среднего класса. Все хотят потреблять, и никто не хочет созидать.
Если мы не построим дороги, страна разрушится. Если не обуздаем стремление держать слишком высокую норму прибыли, не остановим инфляцию. Если не станем больше сберегать как частные лица, не создадим базу для национальных накоплений. Если не умерим свои претензии по зарплате, не остановим рост издержек.