По общему мнению, действия Центрального Банка, взвинтившего ставку рефинансирования до 150%, возымели действие на рынок. Рынок межбанковских кредитов практически замер, деньги стали очень дорогими, давление на рубль ослабело и его курс начал расти. Кроме того, руководство страны вчера со всей мыслимой убедительностью и полной мобилизацией сил демонстрировало решимость и решительность, вплоть до того, что в прессу поползли слухи, что дни Рема Вяхирева как председателя "Газпрома" сочтены, если он не расплатится по газпромовским долгам (ну, это, в общем, видимо, страшилка такая). С другой стороны, правительство заявило о программе жесточайшей экономии расходов и столь же отчаянной борьбе за сбор налогов.
Эти намерения имеют как бы два уровня эффективности. Стратегически правительству необходимо перестроить свою бюджетную тактику. Раньше она строилась на том, что перманентную бюджетную дыру правительство закрывало с помощью краткосрочных и довольно дорогих заимствований на внутреннем рынке (это - так называемые ГКО). При этом мода на развивающиеся рынки у западных финансовых игроков, господствовавшая в мировой экономике до начала азиатского кризиса, позволяла сбивать цену этих кредитов до относительно приемлемой. Однако азиатский кризис, а также приметы ухудшения политического и экономического климата раскачали эту схему. Обслуживание этого внутреннего долга стало отдельной и большой гирей на бюджете - в первом квартале на это ушла треть всех средств. - Правительству необходимо слезть с этой ГКО-шной иглы. - Однако это, как и эффект от экономии бюджетных средств, даст эффект лишь в перспективе. Между тем сами заявления правительства о намерении свести к минимуму заимствования на внутреннем рынке должны оказать психологическое воздействие на тех, кто "живет" на ГКО, и снизить их привлекательность, так сказать - перспективность.
Другим актом информационно-экономической войны были слухи о переговорах с МВФ о новом 10 миллиардном кредите, так называемом - Supplemental Reserve Facility. Он нужен для того, чтобы скупить дорогие и короткие долги, обращающиеся в виде ГКО на внутреннем рынке, т.е. перевести короткий и дорогой внутренний долг в долгий и сравнительно недорогой внешний.
На самом деле вероятность получения российским правительством этого кредита можно считать минимальной. Однако слухи о переговорах на сей счет, усиленно "накаченные" в прессу вчера, также должны оказать прежде всего психологическое воздействие. Гораздо более реально получение от крупных финансовых западных компаний и банков другого кредита - так называемого bridge loan, т.е. срочных недолгих, но умеренно дорогих денег на покрытие образовавшейся финансовой дыры. Такой кредит был уже собран Чубайсом во время одной из предыдущих волн кризиса, однако тогда от него в конце концов отказались. - Вызванный вроде вчера на ВЧК как начальник РАО ЕЭС Чубайс был срочно отправлен Ельциным ночью в Америку - по всей видимости, для переговоров о срочных деньгах. Любопытно и то, что после вчерашнего разговора Ельцина с Клинтоном состоялся также разговор Кириенко с Гором, где речь скорее всего тоже шла о какой-то экстренной помощи. Деньги могут в конце концов и не понадобиться - важно ощущение, что у правительства есть возможность экстренного маневра.
Ельцин пообещал вчера и самурайские меры - головы, говорит, буду отрывать, так - две-три (как всегда - с живым удовольствием живодера). Самым неприятным кадровым пасьянсом на сегодня было бы увольнение Починка и назначение замглавы ельцинской администрации Лившица вице-премьером по сбору доходов (о введении такой должности вчера заговорили в Кремле). Появление Лившица, привечаемого олигархами и еще недавно пытавшегося вставить в президентское послание фразы о том, что правительству больше надо прислушиваться к мнению крупного бизнеса, а кроме того имеющего самостоятельное политическое влияние благодаря поддержке определенных медиа-холдингов и личному выхода на Ельцина, разрушит, несомненно, ту структуру технократического и более-менее "командного" правительства Кириенко, которую два месяца выстраивали.
Впрочем, вчера уже появилось сообщение и о вызывающих сочувствие кадровых телодвижениях: распоряжением премьера отправлены в отставку руководители "Роснефти": председатель совета директоров Александр Путилов и президент Юрий Беспалов. Собственно, уволен был второй, а первый - так, для равновесия. Таким образом правительство решилось на политический шаг, делающий, наконец, проблему продажи "Роснефти" коммерческой, а не политической. Теперь у государства есть возможность реального продажного маневра.
Дело в том, что благодаря президенту компании Беспалову работа "Роснефти" была давно уже переориентирована на "Сибнефть" Бориса Березовского, люди которого заняли и ключевые посты в менеджменте компании. Это, в частности, определило и накал борьбы в вопросе о том, какой пакет акций должен быть продан. Березовского вполне устраивал блокирующий пакет в 25%, который позволяет заблокировать любые изменяющие статус кво решения, в то время как прочим претендентам, напротив, необходимы именно 75%, дабы избежать варианта, при котором за большие деньги получаешь компанию, с которой потом не можешь справиться. Кроме того многие обвиняли руководство "Роснефти" в сознательной игре на понижение в последние месяцы - компания сегодня выглядит гораздо менее привлекательной, нежели в момент, когда начинала приватизироваться. - И нет ничего странного в том, что никто не решился за 2,5 млрд. долларов покупать себе проблемы.
* * *
И вот только что, около 12 часов дня, Сергей Ястржембский сообщил, что после встречи с премьером Кириенко и своим администратором Юмашевым Ельцин отправил в отставку Починка и назначил на его место Бориса Федорова (бывшего некогда вице-премьером, а потом министром финансов). А кроме того отменил намеченную встречу с руководителями фискальных и силовых ведомств, а также другую - с олигархами, намеченные на сегодня. - Наверное, съел что-нибудь не то.
Отставка Починка - пример политического жертвоприношения, холостого выстрела, который производит неприятное впечатление не столько даже сам по себе, а потому что призван заменить некий настоящий. Как можно понять из того, что Ельцин не будет встречаться со всеми фискалами, других подходящих голов пока не нашлось. Меж тем, самый очевидный провал последнего полугодия все-таки на совести министра госимущества Газизуллина. - Логика Ельцина, впрочем, понятна: Починок не страшный и это не соответствует, на взгляд Ельцина, его посту и той мере грозности, которую он сам вчера перед телекамерами демонстрировал. А "брутальность" как признак государственности, как известно, имеет все еще в России безусловный и почти непререкаемый авторитет перед такими мелочами как здравомыслие, профессионализм и политическая открытость.
Это, впрочем, не камень в огород Федорова. Федоров ушел с поста министра финансов в январе 1994 в результате конфликта с Черномырдиным. При этом Ельцин на прощальной аудиенции бросил ему: "не отдаляйся". Затем Федоров фигурировал в списках возможных претендентов на должность председателя Центробанка. Пытался сыграть в публичную политику, организовав движение с дурацким (по-моему) названием "Вперед, Россия!", которое провалилось на выборах в Госдуму и заглохло. Сам он стал депутатом Госдумы и в последнее время активно занимался бизнесом. Несомненно, имеет (имел) собственные политические амбиции. - Посмотрим.